Что такое групповая психотерапия

Р.Кочюнас

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии
Российской медицинской академии последипломного образования
и Профессиональной психотерапевтической лигой
в качестве учебного пособия

М.: "Академический Проект", 2000

Аннотация
От автора

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

1.1. Определение понятий "групповая психотерапия" и "психотерапевтическая группа"
1.2. Общие цели психотерапевтической группы
1.3. Преимущества и ограничения групповой психотерапии
1.4. Возможности клинического применения групповой психотерапии: изменение установок

Глава 2. РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

2.1. Психотерапевтические группы с точки зрения целей
2.2. Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации целей
2.3. Психотерапевтические группы различного теоретического основания

Глава 3. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ: ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

3.1. Поощрение надежды
3.2. Универсальность проблем
3.3. Информирование участников группы
3.4. Альтруизм
3.5. Коррекция опыта первичной семьи
3.6. Совершенствование социальных навыков
3.7. Имитационное поведение
3.8. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис
3.9. Межличностное (социальное) научение
3.10. Сплоченность группы
3.11. Экзистенциальные факторы
3.12. Инсайт
3.13. Динамика и взаимодействие психотерапевтических факторов группы

Глава 4. ГРУППОВОЙ ТЕРАПЕВТ: ЛИЧНОСТЬ, КВАЛИФИКАЦИЯ, НАВЫКИ

4.1. Требования к личности группового терапевта
4.2. Подготовка и квалификация группового терапевта
4.3. Теоретические основы работы с группой
4.4. Профессиональные навыки группового терапевта
4.5. Стиль работы терапевта в группе
4.6. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах
4.7. Самораскрытие терапевта в группе
4.8. Ко-терапия
4.9. Советы начинающему групповому терапевту

Глава 5. СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

5.1. Подготовка терапевта к организации психотерапевтической группы
5.2. Отбор участников
5.3. Принципы составления
5.4. Место и условия работы
5.5. Открытая и закрытая психотерапевтические группы
5.6. Размер психотерапевтической группы
5.7. Частота и продолжительность встреч
5.8. Общая продолжительность работы
5.9. Оплата участия
5.10. Прелиминарная встреча

Глава 6. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

6.1. Сопротивление работе группы и его формы
6.2. Навыки эффективного участия в группе

Глава 7. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

7.1. Начальная стадия
7.2. Переходная стадия
7.3. Продуктивная стадия
7.4. Завершающая стадия

Глава 8. НЕУДАЧИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

8.1. Прекращение групповой психотерапии
8.2. Исключение участника из группы

Глава 9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

9.1. Общие этические требования к групповому терапевту
9.2. Недобровольное участие в группе
9.3. Информирование участников
9.4. Конфиденциальность

Приложение. Вспомогательные методы работы в психотерапевтической группе

Римас Кочюнас
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.

Аннотация

Книга является первым на русском языке пособием по групповой психотерапии, написанным как для руководителей психотерапевтических групп, так и для их участников. Автор отвечает на вопросы: как стать результативным групповым психотерапевтом и как стать эффективным участником группы. Книга написана доступным языком и может быть прочитана и понята как профессионалом, так и человеком, просто интересующимся групповой психотерапией; однако доступный язык вовсе не упрощает содержания работы. Автор обобщает не только свой уникальный практический опыт, но и опыт коллег, а также основную литературу развитых стран за последние 40 лет, останавливаясь на преимуществах групповой психотерапии перед индивидуальной.

Книга адресована психотерапевтам, психологам, студентам, а также врачам и всем специалистам, работающим с людьми.

© Кочюнас Р., 2000
© Матулявичене В., перевод, 2000

Не подлежит сомнению тот факт,
что человек, каждый человек в мире,
пребывает на пути к посвящению.
Одни выбирают долгий путь,
другие – короткий.
Каждый является творцом своей судьбы,
и никто не может ему в этом помочь, –
разве что добротой, щедростью и терпением.

Генри Миллер

От автора

Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Но это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Мы, являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим. Главной группой в нашей жизни является семья, в которой мы рождаемся и в которой закладывается фундамент нашей личности. По собственной воле или вопреки ей, но на протяжении своей жизни мы включаемся во множество других формальных или неформальных групп. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение. Как видим, влияние групп на нашу жизнь, оценку окружающего мира и себя испытал каждый из нас.

Групповая психотерапия и пытается сконцентрировать и использовать возможности воздействия групп на их участников для лечения психических расстройств, оказания помощи в решении жизненных трудностей и проблем, изменения и совершенствования личности. В конце нашего века мы наблюдаем настоящий апогей распространения психотерапевтических групп. Эта форма психотерапии и психологического консультирования применяется в медицине – как в психиатрических, так и в соматических клиниках, в школах, в центрах психотерапии и консультирования. Групповые формы работы используются для обучения учащихся и студентов, для подготовки и повышения квалификации профессионалов разных сфер. Иными словами, методы групповой психотерапии эффективно применяются в самых разных областях.

Это происходит по многим причинам. Прежде всего следует отметить, что работа в группах более экономична, чем индивидуальная работа – за одно и то же время можно помочь большему количеству людей. Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы. Межличностное обучение также эффективно, так как позволяет воспользоваться живым опытом других людей.

В данной книге рассматриваются достижения современной групповой психотерапии в мире и обобщается более чем пятнадцатилетний опыт автора в этой области. В этой книге я попытался удовлетворить потребности как можно более широкого круга специалистов (врачей, психотерапевтов, психологов, педагогов, социальных работников), рассматривая наиболее универсальные аспекты организации и работы психотерапевтических групп.

Надеюсь, что книга поможет как начинающим, так и опытным профессионалам групповой психотерапии глубже постичь очень сложную, но необычайно интересную жизнь психотерапевтической группы.

Хочу выразить благодарность клиентам и коллегам, с которыми пришлось пережить незабываемые моменты в "психотерапевтическом кругу", в том числе коллегам из России, где довелось немало работать. Также хочу выразить свою признательность доктору Александру Алексейчику, благодаря поддержке и вере которого я пришел в групповую терапию 20 лет тому назад.

Появление этой книги на русском языке было бы невозможно без усилий переводчицы Валентины Матулявичене, за что приношу ей самую искреннюю благодарность.

Римас Кочюнас

Глава 1

ЧТО ТАКОЕ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ"
И "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА"

Поскольку в психологической и психотерапевтической литературе понятия "групповая психотерапия" и "психотерапевтическая группа" используются многозначно, иногда почти как синонимы, хотелось бы прежде всего более точно определить содержание этих понятий, охарактеризовать, в каком смысле эти понятия использует автор.

Понятие "групповая психотерапия" применяется нами в двояком смысле:

  1. в более узком – как использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психических расстройств (клиническая групповая психотерапия), и
  2. в более широком – как психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

Это в определенной степени перекликается с тем утверждением одного из основателей современной групповой психотерапии W.Bion (1959), что "термин "групповая психотерапия" может иметь два различных смысла. Он может применяться, когда речь идет о лечении индивидов на специальных терапевтических встречах, или он (этот термин. – Авт.) может употребляться, когда говорится о сознательном стремлении раскрыть в группе силы, способствующие постепенному развитию взаимодействия участников".

В этой книге мы чаще будем пользоваться более широким пониманием "групповой психотерапии", подчеркивающим многостороннее использование скрытого в группе потенциала. Это связано с тем, что в данной книге речь в основном будет идти об использовании групповой терапии для решения личностных и межличностных проблем, помощи при невротических нарушениях, а не о лечении психики больных. В последнем случае групповая психотерапия применяется в стационарных условиях психиатрической или психотерапевтической клиники, тогда как в первом случае помощь людям чаще всего оказывается вне психиатрических учреждений.

С более широким пониманием групповой психотерапии связано и содержание понятия "психотерапевтическая группа". Эта группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, напр., улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п. В этом смысле к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей, но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения и т.п., а также разного рода учебные и профессиональные группы. (О разнообразии психотерапевтических групп более подробно во 2-й главе.)

Как известно, в социальной психологии приводятся различные определения групп. В чем состоит своеобразие психотерапевтической группы и каким образом она может помочь участникам решать личностные и жизненные проблемы и даже лечить? Мы воспользуемся определением группы, данным D.Cartwright и A.Zander (1968): "Группа – это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели". Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом группы. Не умаляя вклада квалифицированного терапевта, хотелось бы подчеркнуть значение самой группы как мощного источника терапевтических изменений ее участников. Психотерапевтическое воздействие самой группы на участников отличает групповую психотерапию от индивидуальной, основой которой является контакт одного клиента с психотерапевтом (консультантом). Конечно, это не означает, что в групповой психотерапии объектом помощи становится сама группа. Им и здесь остается отдельный человек. Как отмечают S.H.Foulkes и E.J.Anthony (1971), любая психотерапия прежде всего является помощью отдельному индивиду. Однако в группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.

Таким образом, в групповой динамике можно выделить три уровня:

  1. отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;
  2. межличностное взаимодействие участников группы;
  3. ситуация и динамика группы как одного целого.

Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе; их динамичное взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы.

Однако в различных психотерапевтических группах используется какой-либо один из уровней в зависимости от теоретической ориентации терапевта и структуры психотерапевтической группы. В соответствии с этим в групповой психотерапии наделяются (M.F.Ettin, 1992) три основных направления.

  1. В психотерапевтических группах, ориентированных на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников, терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. К такому способу работы чаще всего тяготеют ортодоксально психоаналитические (S.Slavson), классические гештальт (F.Perls), классические психодраматические (J.Moreno) и поведенческие (J.Wolpe, A.Lazaras) группы.
  2. В группах, ориентированных на межличностное взаимодействие участников, больше акцентируются отношения между участниками, а также между ними и терапевтом. В данном случае объектом обсуждения бывают межличностные взаимодействия, возникающие "здесь и теперь", т.е. межличностный опыт. К этой ориентации относятся межличностная групповая психотерапия (I.D.Yalom), неофрейдистское психодинамическое направление (S.Scheidlinger), трансакционный анализ (Е.Веrne), группы недирективной терапии (C.Rogers), "группы встреч" (W.Schutz), Т-группы (J.Bradford. J.Gibb, K.Benne).

Ориентация на группу как совокупность означает, что центром усилий терапевта является не отдельный участник или взаимодействие между участниками, а группа как целое. Здесь больше акцентируются групповые действия, коллективные инициативы. К этому направлению относятся тэвистокские группы (W.Bion), групповой анализ (S.Foulkes), группы, ориентированные на конфликт (D.Whitaker, M.Lieberman).

Конечно, такое разделение следует принимать с определенными оговорками, так как реальная психотерапевтическая группа действует, как уже упоминалось, на всех трех уровнях. В наше время чистота какой-либо теоретической ориентации, в том числе и в групповой психотерапии, является больше теоретической абстракцией, чем реальностью.

Квалифицированный терапевт группы должен хорошо ориентироваться как в индивидуальной, так и в межличностной динамике группы и в закономерностях функционирования группы как целого.

Наши рекомендации