Будьте осторожней с критикой
Семинар - практикум
Тема:«Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков»
Цели:
Обучающие:
· Знакомство со способами совершенствования поведенческих навыков для устранения причин стресса
· Формирование умения использовать техники совершенствования коммуникативных навыков, уверенного поведения и эффективного целеполагания
Развивающие:
· Развитие навыков рефлексивности
· Развитие творческого мышления
· Развитие коммуникативных навыков, уверенного поведения и эффективного целеполагания
План:
1. Коммуникативные навыки
2. Уверенное поведение
3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов
Этапы лекции.
Вводная часть:
Сегодня на занятии мы с вами должны будем разобраться как путем совершенствования коммуникативных навыков, развития уверенного поведения и эффективного целеполагания можно устранить причины стресса.
Студентам для мотивации предлагается тест «Доживете ли вы до семидесяти?», разработанный геронтологами Р. Алленом и Ш. Линде:
Возьмите число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате ваших ответов очки.
Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам нужно добавить к 72 цифру 4 — они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины. Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни — 69 лет, у женщин — 76.
Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тысяч жителей, то добавьте 2 года.
Если по работе вы заняты умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим — прибавьте 3 года.
Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года; если 2-3 раза — прибавьте 2 года.
Если вы женаты (замужем, собираетесь вступить в брак) добавьте 5 лет, если нет, то вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).
Если вы постоянно спите больше 10 часов, вычтите 4 года, если по 7-8, ничего не вычитайте. Если вы плохо спите, отнимите 3 года.
Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный — добавьте 3 года.
Если вы счастливы, то добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.
Если вы за рулем постоянно нарушаете правила, отнимите 1 год.
Если вам постоянно не хватает денег, и вы все время ищете, где бы можно было подработать, отнимите 2 года.
Если у вас среднее образование, добавьте 1 год, если высшее — 2 года.
Если вы на пенсии, но продолжаете работать, прибавьте 3 года. (Полная бездеятельность, отсутствие общения сокращают жизнь.)
Если ваша бабушка (дедушка) дожила до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 — 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта...), вычтите 4 года. Если кто-то из ваших близких родственников, не дожив до 50, скончался от рака или инфаркта, вычтите 3 года.
Если вы выкуриваете больше 3 пачек в день, отнимите 8 лет, если 1 пачку — 6 лет, если меньше пачки — 3 года.
Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.
Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15-20, то 4 года, если 5-15 — 2 года.
Если вы мужчина старше 40 лет и проходите каждый год профилактический осмотр, добавьте 2 года; если вам 30-40 лет, прибавьте 2 года; 40-50 — 3 года и если вам больше 50 — 4 года.
Число, которое получится у вас в итоге, и есть тот возраст, до которого вы можете дожить. Но, конечно, вы его превысите, если будете лучше следить за собой и откажетесь от вредных привычек.
Основная часть:Коммуникативные навыки
Просмотр видео ролика и его обсуждение:Какие мысли вызвал у Вас просмотр данного видео ролика? Согласны ли Вы с утверждениями, приведенными в данном видео ролике? Аргументируйте свой ответ.Общение — как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) — зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин, вызывающих коммуникативный стресс можно назвать:Наиболее сильную эмоциональную реакцию, которая может развиваться в длительный стресс, вызывает критика. На этот факт впервые обратил внимание еще в XVII веке испанский иезуит Бальтасар Грасиан. В своем «Карманном оракуле», вышедшем в 1647 году, Грасиан, писал:
Подумайте какие рекомендации по снижению стрессов при межличностном общении можно сформулировать из данных высказываний?
«Не будь хулителем. Есть люди свирепого нрава: всюду видят преступления, и не в пылу страсти, а по природной склонности. Всех осуждают — одного за то, что сделал, другого за то, что сделает. Осуждая, они так преувеличат, что из атома бревно сотворят и глаза им выколют. А если примешается еще страсть, удержу им нет».
«Не предавайся злословию. Тем паче бойся славы охотника бесславить. За чужой счет остроумием блистать нетрудно, зато опасно. Тебе станут мстить, говорить дурное и о тебе; ты один, врагов много — им легче тебя победить, чем тебе их убедить. Видя в людях дурное, не радуйся, тем более не обсуждай. Сплетник ненавистен вовеки... скажешь худое, услышишь худшее».
«Шелковые слова, бархатный нрав. Стрелы разят тело, горькие слова -душу. Одна ароматная пастилка — и уста благоухают. Великое искусство на житейском рынке — продавать воздух. Платят чаще всего словами, они совершают невозможное. Уста твои да будут полны сахару — подслащать речи, даже на вкус врагов. А верный способ быть любезным — всегда быть невозмутимым».
Более подробно принципы эффективного общения вывел Дейл Карнеги в своих знаменитых книгах. Ю. Щербатых в книге «Психология успеха» кратко пересказал эти принципы:
Будьте осторожней с критикой
«Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство — и большинство глупцов так и делают. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуются сильный характер и самообладание» Д. Карнеги
Критика вызывает всплеск эмоций и выброс в кровь гормонов гнева и равносильна нападению. Как только головной мозг распознает критику, то сразу же отдает приказ симпатической системе готовиться к отражению атаки. Сердце начинает биться чаще, мышцы напрягаются, кожа бледнеет, в кровь поступает адреналин, и в ней повышается уровень глюкозы.
Упражнение: чтобы понять, насколько прав был Карнеги, измерьте свой пульс, а потом попросите вашего лучшего друга в течение 2 минут критиковать вас, подвергая осуждению или насмешкам ваш внешний вид, рост, профессиональные способности, акцент, уровень музыкального слуха и голоса, чувство юмора и т. д.
После чего снова измерьте свой пульс и честно опишите свои эмоции. Ну, как? Неприятные ощущения, не правда ли? А ведь это была всего лишь игра, в которой критика была не настоящей, как бы, понарошку. А теперь сообразите, какой бывает ваша спонтанная реакция, когда вас критикуют. Представили? А вам не кажется, что, когда вы критикуете других людей, у них возникают похожие эмоции? Такое же чувство обиды, гнева, непонимания, желания ответить тем же самым. А вам это надо? Полагаю, что нет.
Важные правила критики:
Нельзя критиковать то, что человек не может изменить (пол, рост, расовую принадлежность).
Следует оценивать не самого человека, а только его поступок (вместо «Ты такой глупый!», лучше «Твой поступок был не очень умным»)
Описать свои переживания по поводу чужого поступка: «Твой поступок расстроил меня».
Критика должна быть конструктивной. Вместо слов «Ты делаешь это плохо» или «Ты делаешь это не так, как нужно», лучше сказать: «А что, если попробовать вот такой способ (предложить нечто конкретно)? Он кажется мне более эффективным».
Алгоритм конструктивной критики, вызывающей минимальное сопротивление:
1. Выявление положительного эмоционального отношения к личности: «Я тебя понимаю»; «Ты мне интересен (симпатичен)»; «Я уважаю тебя как личность»
2. Обнаружение личных эмоциональных переживаний: «...Но меня огорчает твой поступок» (в повествовательной манере сообщить о своих отрицательных эмоциях по поводу его конкретного поступка).
3. Рациональное аргументирование своего отрицательного отношения к поступку (уход от стереотипа, нестандартность). Желательно привлечь оппонента к обсуждению («Ты знаешь, почему твой поступок так огорчил меня?»). Второй человек должен самостоятельно прийти к пониманию другой стороны: «Возможно, я не прав, я ведь могу ошибаться...»; «У нас есть нечто общее. Это - … (привлечь к тому, что вас объединяет)».
4. Формирование побудительной мотивации для нового мышления. Выбор новых путей и способов поведения: «А если сделать по-другому...?»; «Если хочешь, то я могу предложить тебе такой вариант поведения…»; «В подобной ситуации мне очень помогло следующее решение проблемы…».