Определение и характеристика психики.
Определение психики с позиций материализма можно сформулировать следующим образом: психика – это особое свойство высокоорганизованной материи направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Психика присуща не только человеку, но и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным.
Сознательная психикасвойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественой среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направленны на то, чтобы обнаружить эти объекты и упортребить для осуществления жизнидеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находится в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чеоловек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики – сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.
Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией – или системой взглядов Леонтьева-Фабри.
Основные функции психики.
Согласно методологии психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции:
· отражения воздействий окружающей действительности,
· регуляции поведения и деятельности людей,
· осознания ими своего места в окружающем мире.
Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:
• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
• при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);
• психическое отражение – правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).
В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.
Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.
Психическое «отражение», выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представления и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.). Т.е. мы видим, что само по себе «отражение», как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. «Отражение» (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда «работает» на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность «отражательных» процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.
Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.
Основные понятия и ключевые слова:психика, душа, дуализм, антропсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, отражение, механическое отражение, биологическое отражение, консерванты, обмен веществ, раздражимость, биотическое влияние, абиотическое влияние, ориентировочная деятельность, тропизмы, фототропизм, хемотропизм, термотропизм, геотропизм, животная жизнь, чувствительность, психическая жизнь, сознательная психика, функции психики.
Рекомендованная литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - Т. 1 / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 1980 .
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов – М.: ЧеРо, 1987.
3. Лентьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. 1 – М., 1983.
4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1975.
5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высшей пед. учебн. заведений: В 3-х кН. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
8. Психология: Підручник для педагогічних вузів / За ред. Г.С.Костюка. – К.: Радянська школа, 1968.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как понимают сущность психики идеалисты и материалисты?
2. Какие существуют направления в попытках решения вопроса возникновения психики?
3. В чем заключается сущность отражения и какие существуют виды отражения?
4. Что означает обмен веществ со средой и в чем проявляется раздражимость к веществам?
5. Что свойственно для растительной жизни?
6. В чем проявляется тропизм и каковы их виды?
7. Что свойственно этапу животной жизни?
8. В чем отличие чувствительности от раздражимости?
9. Что можно назвать психической жизнью?
10. Дайте определение понятию «психика».
11. Какие суждения являются основополагающими о природе и механизмах проявления психики?
12. Чем отличается сознательная психика человека от психики животных?
13. В чем заключаются основные функции психики?
14. В чем выражается психическое «отражение»?
Тестовые задания:
1. Как понимают сущность психики идеалисты?
А) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;
Б) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;
В) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;
Г) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).
2. Как понимают сущность психики материалисты?
А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;
Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);
В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;
Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.
3. Какова позиция дуалистов при определении психики?
А) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;
Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);
В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;
Г) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы.
4. В чем заключается сущность антропсихизма?
А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;
Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);
В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;
Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.
5. Какое утверждение относится к нейропсихизму?
А) учение о всеобщей одухотворенности природы;
Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;
В) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.
6. Что относится к биопсихизму?
А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;
Б) учение о всеобщей одухотворенности природы;
В) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.
7. Какое утверждение относится к панпсихизму?
А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;
Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;
В) учение о всеобщей одухотворенности природы.
8. Какое утверждение относится к отражению как свойству психики?
А) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;
Б) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;
В) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;
Г) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо.
9. Какое высказывание относится к механическому отражению?
А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;
Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;
В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;
Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.
10. Какое утверждение относится к коацерватам?
А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;
Б) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;
В) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;
Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.
11. Какое утверждение характеризует обмен веществ?
А) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;
Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;
В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;
Г) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни.
12. Какое высказывание характеризует раздражимость как свойство клеток живой материи?
А) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;
Б) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;
В) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;
Г) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток.
13. Что относится к биотическим влияниям?
А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;
Б) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;
В) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;
Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.
14. Какое утверждение относится к реальной жизни?
А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;
Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;
В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;
Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.
15. Что относится к ориентировочной деятельности?
А) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;
Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;
В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;
Г) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни.
16. Что относится к определению тропизма?
А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;
Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;
В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;
Г) тенденция двигаться к свету.
17. Какое утверждение характеризует фотосинтез?
А) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;
Б) тенденция двигаться к свету;
В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;
Г) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям.
18. Какое высказывание относится к хемотропиму?
А) тенденция двигаться к свету;
Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;
В) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;
Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.
19. Какое утверждение относится к геотропизму?
А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;
Б) тенденция двигаться к свету;
В) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;
Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.
20. Какое высказывание относится к этапу животной жизни?
А) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;
Б) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;
В) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;
Г) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности.
21. Какое утверждение относится к определению психики?
А) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;
Б) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;
В) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;
Г) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными.
22. Какое высказывание характеризует сознательную психику?
А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;
Б) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;
В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;
Г) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.
23. Какое утверждение характеризует особенности психического отражения?
А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;
Б) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;
В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;
Г) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим.
24.Что относится к функции регуляции поведения и деятельности?
А) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;
Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;
В) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
25. Какое утверждение относится к функции осознания человеком своего места в окружающем мире?
А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;
Б) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;
В) создает осмысленный образ собственного «Я».
26. Что относится к главной функции психики?
А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;
Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;
В) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.