Тема 7. Криминалистическая габитоскопия

Практическое занятие(время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

9. Понятие и научные основы габитологии.

10. Признаки внешности человека, их свойства и классифика­ция.

11. Виды субъективных портретов, методика их изготовления.

12. Правила описания внешности человека по методу «словесного портрета».

Содержание занятия

4. Описать внешние признаки одного из студентов по методу «словесного портрета».

5. Составить словесный портрет человека по опознавательному фотоснимку.

6. Обсудить составленные описания.

Материальное обеспечение

Компьютер с программой «Субъективный портрет».

Учебный фильм «Субъективные портреты».

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

3. Значение полученной информации о внешности человека для раскрытия и расследования преступлений.

4. Основы экспертного отождествления человека по признакам внешности.

3. Подготовка следователем материалов на экспертизу.

Содержание занятия

1. По предложенной преподавателем фабуле с использованием архивных экспертных материалов и фотоснимков составить поста­новление о назначении судебно-портретной экспертизы.

2. Обсудить результаты работы.

Материальное обеспечение

1. Опознавательные (сигналитические) фотоснимки.

Темы рефератов

3. Использование методики «словесного портрета» в оператив­но-розыскной и следственной практике.

2. Возможности и методы экспертного отождествления личности по признакам внешности.

Дополнительная литература

Дубягин Ю.П., ТорбинЮ.Г. Использование данных о внешно­сти человека в раскрытии и расследовании преступлений: Учебное 1 пособие. — М., 1987 |

Криминалистическое описание внешности человека: Справочное пособие / Под ред. В.А. Снеткова. — М., 1988

Криминалистика. Том 2: Техника, тактика, организация и ме- | тодика расследования преступлений: Учебник для вузов МВД 1 России / Под ред. Б.П. Смагоринского. — Волгоград: ВСШ ] МВД России, 1994

Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристь, 1997

Снетков В .А., Зинин А. М. Современные технические средства изготовления композиционных портретов. — М., 1978

Снетков В Л. Габитоскопия. — Волгоград, 1979

Снетков В. А. Методические рекомендации по изготовлению субъективных портретов. — М., 1980

Снетков В.А. Использование признаков внешности в работе ор­ганов внутренних дел: Учебное пособие. — М.: ЭКЦ МВД РФ, 1993

Степин В,С. и др. Криминалистическое отождествление чело­века по разноракурсным фотопортретам: Методические рекоменда­ции. — М., 1992

Тема 8. Криминалистическое исследование документов

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

13. Понятие, виды и задачи криминалистического исследования документов.

14. Общие правила обращения с документами — вещественными доказательствами.

15. Документы как источник криминалистически значимой ин­формации

16. Способы и признаки изменений первоначального содержания документов, методы их обнаружения.

17. Подготовка материалов, направляемых эксперту при назна­чении экспертизы документов — вещественных доказательств.

18. Вопросы, решаемые технико-криминалистической эксперти­зой документов, ее возможности.

Содержание занятия

1. Осмотреть документ, удостоверяющий личность, составить фрагмент протокола осмотра.

2. Составить постановление о назначении технико-криминали­стической экспертизы документов.

3. Анализ составленных фрагмента протокола и постановления о назначении технико-криминалистической экспертизы.

Материальное обеспечение

1. Документы, удостоверяющие личность.

2. Лупы криминалистические.

3. Приборы ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

4. Учебный фильм «Криминалистическое исследование доку­ментов».

Практическое занятие (время — 2 часа)

Вопросы для изучения при подготовке к занятию

4. Понятие письма и почерка.

5. Признаки письменной речи. Общие и частные признаки по­черка.

6. Подготовка материалов для судебно-почерковедческой экспер­тизы.

Содержание занятия

1. Ознакомление студентов с постановлениями о назначении судебно-почерковедческой экспертизы и архивных заключении экспертов.

2. Осмотр свободных и экспериментальных образцов рукопис­ного текста с целью предварительного исследования почерка и при­нятия решения о подготовке материалов для назначения судебно­почерковедческой экспертизы.

3. Составление по фабуле преподавателя и архивным эксперт­ным материалам постановления о назначении судебно-почерковед­ческой экспертизы.

4. Анализ составленных постановлений.

Материальное обеспечение

1. Набор исследуемых текстов и экспериментальных образцов рукописного текста.

2. Таблица признаков почерка.

3. Лупы криминалистические.

4. Учебный фильм «Криминалистическое исследование письма».

Дополнительная литература

Винберг Л.А, у Шванкова М.В, Почерковедческая экспертиза: Учебник для вузов МВД СССР. — Волгоград, 1977

Виницкий JI.B. Некоторые вопросы криминалистической экс­пертизы машинописных текстов: Учебное пособие. — Караганда,1975

Криминалистика. Том 2: Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Учебник для вузов МВД России / Под ред. Б.П. Смагоринского. — Волгоград: ВСШ МВД России, 1994

Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. — М.: Юристь, 1997 Комплексное криминалистическое исследование документов, изготовленных полиграфическим способом: Методическое пособие для экспертов. — М., 1985

Моисеев А.П. и др. Таблицы признаков почерка: Пособие для экспертов. — М., 1984

Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентифика­ции. — М., 1973

Судебно-почерковедческая экспертиза. — М., 1971

Технико-криминалистическая экспертиза документов: Учебник для вузов МВД СССР. — Волгоград, 1978

Технико-криминалистическое исследование поддельных доку­ментов при расследовании хищений. — М., 1992

Наши рекомендации