Методы установления доверия
Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности клиента.
Доверие - ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей. Нельзя понять и по-настоящему помочь клиенту, если не доверять друг другу. Благодаря доверию происходит отождествление психических состояний: психолог и клиент временно «сливаются», образуя единое целое.
Осознанно используя инструмент доверия, психолог учит клиента замечать мельчайшие изменения в себе (в теле, поведении, взаимодействии) и оценивать их позитивно: поощрять себя за конструктивные мысли, переживания и поступки, а негативные (напряжение в теле, раздражение в высказывании и т. п.) принимать как данность, осознавать и ценить их позитивные намерения. А осознав и раскаявшись, простив себя за очередной промах, снова двигаться в нужном направлении.
В то же время психолог осознанно использует инструменты рефлексии и ответственности. Он ведет задушевный разговор о семейной истории клиента, собирает и анализирует факты, раскрывающие суть проблемы, по ходу шутит, рассказывает притчи, наполненные метафорическим смыслом, и клиент забывает о своей боли, восходя таким образом над своей «тупиковой» ситуацией.
Конечная цель психолога - научить клиента самостоятельному осознанию дискомфорта, анализу его причин и достижению внутреннего равновесия, т.е. осознанной дифференциации и интеграции отношения с самим собой и другими, и совершенствованию стиля общения. Внутренняя согласованность позволяет человеку самостоятельно принимать и отстаивать свои решения, учитывая мнение окружающих, давая возможность поочередно «выходить на сцену» обеим сторонам своей личности: индивидуальному началу и социальной сущности.
Таинство гармонии себя и других может постичь только сам клиент. Психолог лишь показывает возможные пути освобождения. Клиент сам освобождается от деструктивных эмоций и установок, открывая для себя источники и ресурсы своего собственного совершенства. При этом он, познавая главные способы и правила процесса психологической коррекции, постепенно осознает и изменяет степень своей активности, сначала больше полагаясь на психолога, затем сохраняя баланс самостоятельного продвижения к ресурсам с усилиями помогающей стороны (психолога, членов тренинговой группы, друзей, коллег), становясь постепенно все более активным и самостоятельным.
Инструмент доверия используется как средство объединения индивидуальных пространств психолога и клиента в совместное «поле общения», а. инструменты рефлексии и ответственности служат средством разделения пространств. В этом процессе, как будет показано ниже, сложно переплетаются главные критерии продуктивного стиля общения - доверие, рефлексия, ответственность.
Итак, как же все происходит?
Первый шаг. Установление доверия с клиентом в совместном пространстве общения.
Клиент приходит к психологу погруженный в свои тяжелые проблемы, отношения и ситуации, которые кажутся ему непреодолимыми, тупиковыми. Психолог призван помочь клиенту выйти из тупика, встать «над ситуацией общения», изменить свои представления проанализировать истоки и причины своего затруднительного положения и отыскать скрытые от сознания возможности разрешения безвыходной ситуации. Однако, прежде чем перейти к анализу проблемы, необходимо «присоединиться» к клиенту. Именно с этой целью психолог совершает свой первый важный шаг: устанавливает доверие с клиентом.
В западной психотерапии существует специальное понятие - «раппорт», которое в переводе с французского означает отношения гармонии, согласованности, единства и симпатии. Французскому слову «раппорт» вполне соответствует русское слово «доверие».
Устанавливая доверие, психолог объединяет индивидуальные пространства своего и клиента в общее совместное пространство общения. Попутно выделяет вербальные и невербальные проявления дисгармонии в отношениях, обращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.
Первый шаг считается удачно завершенным, если клиент доверяет психологу.
Второй шаг. Усиление доверия, отождествление психолога с клиентом в индивидуальном пространстве клиента.
Установив доверие, психолог с клиентом анализируют проблему, ищут болезненные точки общения. Психолог попутно выделяет вербальные и невербальные проявления дисгармонии общения, обращая особое внимание на ресурсы продуктивного стиля общения.
Психолог чувствует эмоциональное и физическое состояние клиента как свое собственное. Копируя его движения, дыхание, мимику, жесты, он использует понимающую, принимающую, поддерживающую модели партнерской стратегии контакта и, таким образом, усиливает доверие клиента к себе.
Третий шаг. Овладение тупиковой ситуацией общения, осознание возможности изменения видения ситуации в совместном пространстве общения.
Нащупав болезненную точку, психолог выходит из пространства клиента, «вытягивает» и его в общее пространство общения, переключая его с негативных эмоций на нейтральное состояние, используя свой позитивный эмоциональный заряд. Поддерживая клиента в его стремлении понять истоки эмоционально-рефлексивного закрепощения и освободиться от внутреннего конфликта, психолог помогает ему осознать, что настоящие трудности общения есть результат деструктивных эмоциональных установок и моделей социума, усвоенных в прошлом. При этом психолог вселяет в клиента надежду и веру в то, что его ситуация, кажущаяся безвыходной, может быть разрешена при изменении ее видения.
Клиент не в силах противостоять притяжению психолога, доверяет его более благоприятному ментальному, эмоциональному и физическому состоянию. Постепенно усиливая веру клиента в возможность изменений, психолог ставит его перед выбором: оставить все, как есть, или изменить видение ситуации. Такой шаг побуждает клиента взять на себя ответственность за свое исцеление. Этот шаг очень важен: психолог не «выносит клиента на своих собственных руках», а предлагает ему идти самостоятельно. Однако эта первая «искорка» ответственности появляется из «костра» доверия. Клиент пока еще не верит себе самому, но доверяет психологу. Общение при этом происходит в совместном пространстве. Клиент может еще не раз вернуться в свой тупик, однако то тепло, которое он почувствовал в общении с психологом, рано или поздно поманит его сделать решительный шаг. Именно эта свобода: ты можешь остаться в своем миражном тупике или научишься по-новому воспринимать мир и себя в нем - позволяет клиенту совершить первый самостоятельный и поэтому ответственный шаг к истинному освобождению.
Освобождение от негативных эмоций, разрешение внутреннего конфликта и изменение деструктивных установок тоже сопряжены с переживанием боли. Психолог не избегает этого ключевого момента процесса психологической коррекции, а намеренно усиливает переживания клиента, помогая ему осознать необходимость сломать старые стереотипы и барьеры, которые переходят из прошлого через настоящее в будущее. При этом разводятся осознанные действия и подсознательные установки и намечается линия их изменения. И если клиент доверяет психологу и имеет настойчивое стремление достичь совершенства, он сам ищет пути освобождения от переживаемой боли. На ключевой вопрос: «Что делать?» - ответ может найти только сам клиент. Психолог лишь усиливает его желание, показывает общие пути и индивидуальные возможности, поддерживает в стремлении освободиться.
Четвертый шаг. Усиление доверия в пространстве психолога.
Психолог - фигура в данном общении более авторитетная, чем его подопечный, - берет на себя ответственность и помогает клиенту осознать, что, как и почему привело клиента в его «замутненное» деструктивными эмоциональными установками пространство. Затем совместными усилиями разрабатывается и осуществляется программа разрешения конфликта и достижения внутреннего согласия.
Используя разные методы воздействия, психолог оказывает влияние на бессознательную и сознательную сферу клиента. Теперь психолог использует новое состояние клиента: доверие специалисту и собственное желание измениться, поэтому не просто вселяет надежду на благоприятный исход, вразумляет его, изменяя старые, неконструктивные эмоциональные и поведенческие установки, но и побуждает его к совместному поиску пути исцеления. Клиент воспринимает и усваивает новые представления, сначала как бы проглатывая их, - работает доверие. Этому способствует и авторитет психолога - сильной компетентной личности, способной оказывать влияние, и атмосфера доверия, и позитивная оценка психологом любых реакций клиента.
С нарастанием доверия клиент чувствует себя все увереннее и защищеннее, и психолог постепенно переводит отношения на третью ступень, усиливая вероятность актуализации клиентом своей собственной ответственности.
Пятый шаг. Усиление ответственности в совместном пространстве общения.
Психолог побуждает клиента ко все большей ответственности за самого себя, «выращивая» веру клиента в свои собственные силы. Слушая психолога, выполняя его указания, клиент высказывает свою точку зрения по поводу новой информации, принимает или отвергает новые установки.
Психолог намеренно использует разнообразные методы стимуляции ответственности клиента: просит прислушаться к своим собственным ощущениям и реакциям, усилить их, осознать, разгадать их смысл. Усиливая действие рефлексии, психолог использует позитивные поглаживания, когда клиент высказывает сомнения, отвергает готовые решения или директивы.
При этом все усилия психолога направлены на достижение состояния уверенности, которое позволяет клиенту самостоятельно переключаться с доверия на ответственность и наоборот.
Именно этим шагом заканчивается любой сеанс психологической коррекции, независимо от того, первый он или последний. Малая толика уверенности может быть достигнута уже в первой встрече. И она служит завершающей точкой в достижении главной цели психокоррекционного процесса - дифференциации и интеграции взаимоотношения в общении.
Таким образом, дифференциация и интеграция доверия и ответственности происходят за счет цепочки переключении: доверие психолога с клиентом в совместном пространстве общения - усиление доверия в пространстве клиента - восхождение над тупиковой ситуацией в совместном пространстве - усиление ответственности в пространстве психолога - усиление ответственности в совместном пространстве общения.
Способность личности анализировать затруднительные ситуации самостоятельно, управлять известным конфликтом желаний, ограничиваясь собственным потенциалом, является показателем гармонично функционирующих доверия и ответственности и удачно завершенного процесса психологической коррекции.