Развитие в культуре средств произвольной саморегуляции переживания второго уровня

Второй уровень дает огромные возможности развития в культуре стимулов - средств саморегуляции аффективных процессов. Как мы уже упоминали, на его основе развиваются культурные приемы, овладев которыми, субъект, может поднять свою активность, поддержать ее на необходимом уровне, сопротивляясь действию пресыщения. Мы знаем, что этот уровень позволяет запасти энергию на будущее. .

Культурные традиции накладывают запреты на примитивные способы аутостимуляции, например, на сосание пальца, и разрабатывают искусство приятной жизни - это традиции благоустроенного и изобильного быта, кулинария, ткани, приятные на глаз и на ощупь, духи и ароматические курения, омовения, культура сексуальной жизни, физических упражнений и ухода за телом, введение в обиход специальных стимуляторов, например, курения или алкоголя.

Семейный, национальный уклад по-разному определяет развитие техник сенсорной аутостимуляции, он может формировать гурманство, сибаритство, или, наоборот, сосредоточивать субъекта на самых простых ощущениях, воспитывать умение получать удовольствие от обычной жизни. Однако он всегда направленно приводит человека к специальному переживанию приятного сенсорного контакта, дозирует, разнообразит, не дает пресытиться, накладывая его на ритмы индивидуальной и природной жизни.

Не случайно с Рождеством традиционно связаны именно пряники и мандарины, с Масленицей - блины, а на Пасху пекут кулич. Первая редиска и первый арбуз, именинный пирог - все это, конечно, не просто еда, а праздник еды, стимулирующий в нас чувство радости жизни. Поэтому так грустно бывает терять этот праздник при разрушении временного аффективного стереотипа. Арбуз круглый год становится просто едой, "питанием", что, как выяснилось, не прибавляет нам положительных впечатлений.

Уклад сосредоточивает нас и на переживании здоровья, легкости движения, искусности навыка, мастерства; оснащенности средствами жизни: накопления, разнообразия запасов, богатства, надежности, процветания. Он создает мироощущение хозяина, хозяйки: "Мой дом - моя крепость", "Дом - полная чаша". И это тоже входит в традиционный уклад как праздники ловкости и силы, демонстрации умелости и изобилия.

Культура поддержания стабильности и активности психических процессов сопровождает нас с самого рождения. Она проявляется в разрабатываемой в каждой традиции культуре материнства: это системы передаваемых из поколения в поколение способов поведения, с помощью которых мать может успокоить и занять ребенка, создать аффективную среду, организующую его на самостоятельный поиск впечатлений. Колыбельные, укачивания, пустышка, приговоры и ласки матери, традиционные игрушки, первые ритмические игры - все эти;

формы организации переживаний младенца передаются матери ее матерью и бабушкой, и каждая из них создает основу для индивидуальной импровизации.

Мы говорили о том, что второй уровень может как бы запасти радость и энергию жизни впрок, и сложившийся в детские или юные годы аффективный стереотип в дальнейшем придает нам силы в ситуации усталости, помогает выходу из критической ситуации. И эту возможность консервации энергии и использования ее запасов нам тоже предоставляет культурный уклад жизни. Все праздники, переживаемые нами с раннего детства, регулярно возвращаются в череде дней и лет, сначала мы вкладываем и вкладываем в них радость, детализируем, развиваем переживание, а с какого-то момента они начинают уже больше отдавать и поддерживать нас.

Можно отметить также и почти незаметную традицию создания ритмических рядов впечатлений, составляющих пространственно-временной фон, тот орнамент, на который может опереться организация;

сложных психических процессов. Так, Ю. М. Лотман (1973) говорит о стимуляции и оформлении внутреннего монолога человека внешними ритмами, даже не имеющими с ним смысловых связей. Культура мысли развивается под музыку, при созерцании архитектурных ритмов, с опорой на механический автоматизм чтения или бездумного черчения по бумаге.

До сих пор мы говорили о психотехнике саморегуляции развивающейся в контексте уклада обычной жизни и почти неотделимой от нее. Существует, однако, и система специально выделенных приемов поднятия активности, тоже специфическая для каждой культурной; традиции. Прежде всего здесь надо упомянуть о техниках непосредственного соматического взбадривания: особых диетах, лекарственных! средствах, системах физических упражнений и ритмических движений, водных процедурах.

Вместе с тем с механизмами второго уровня связано и развита сложных форм искусства. Ни один его вид нельзя отделить от его сенсорной основы, а значит все они так или иначе организуют стимуляцию второго уровня: и танец, и музыка, и живопись, и даже литература (отираются на чувственные аффективные стереотипы и ассоциативно связаны с важными моментами нашей инстинктивной жизни.

На основе механизмов второго уровня развиваются культурные средства связывания неприятных, отрицательных переживаний. Создаются сложные аффективные стереотипы. Так, переживание болезни связывается ритмом и деталями разработанной системы лечения, профилактики. Известно, например, благотворное действие на больного не только регулярного приема лекарств, но и регулярного измерения температуры или артериального давления.

В данном случае дело даже не столько в эффективности системы, сколько в ее детальной разработанности и завершенности. Хорошие и плохие приметы, предсказания, гадания выполняют на самом деле конструктивную функцию завершения, стабилизации картины мира в условиях, когда она реально не может быть понята и замкнута. Таким образом, человек преодолевает тревогу, стимулирует переживание стабильности и тем самым получает дополнительный шанс конструктивного решения своих реальных проблем.

И, наконец, культурные традиции предлагают нам приемы организации механизмов второго уровня для защиты от травматических переживаний. Как и в случае радостных событий, существуют готовые аффективные стереотипы, ритуалы переживаний горя, позволяющие перенести его. Прежде всего это традиционные обряды прощания с близкими - проводы на чужую сторону, похороны. Они имеют точную ритмическую организацию, фиксированные формы выражения - плач, причитания; порядок сенсорной стимуляции - когда надо двигаться, когда застывать, когда кричать и бить себя, когда садиться за стол и есть обильную и сытную еду. Ритуал определяет моменты обращения к воспоминаниям и попытки осознания потери, намечает первую работу связывания травматического переживания.

* * *

Завершая часть, касающуюся второго уровня системы базальной аффективной организации, мы хотим еще раз подчеркнуть уникальность его вклада в развитие наших отношений с миром: он формирует особый слой нашего сознания и играет специфическую роль в развитии культуры саморегуляции и отношений с миром. Строится отношения с чувственным, реальным миром и вырабатываются конкретные навыки удовлетворения потребности и борьбы с опасностью механизмы этого уровня активно стимулирует нас, заглушают и связывают неприятные переживания. С его помощью мы живем в мире радостном и страшном, и чувствуем себя индивидуально связанными с ним, устанавливаем в нем индивидуальный порядок. Этот уровень в своем культурном развитии становится телом цивилизации и чувств венной основой искусства.

Наши рекомендации