Тематика программ психологического тренинга
Методические рекомендации по дисциплине
«Психологический тренинг в группах»
Преподаватель - Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – [email protected]
Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, производственная сфера, бизнес, армия, МВД, клиника, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Социально-психологический тренинг выступает методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Общей целью психологического тренинга выступает – повышение коммуникативной компетентности участников.
Дисциплины рассматривают теоретические вопросы психологии общения, основные принципы, механизмы, условия, специфику и методику проведения психологического тренинга с малой группой. Основной акцент сделан на практических занятиях, направленных на овладение необходимыми навыками ведения социально-психологического тренинга. Практические занятия ориентированы как на отработку конкретных психологических техник, так и на развитие навыков организации тренинговой работы.
Целью дисциплин является – формирование у студентов системы знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга с малыми группами, развитие коммуникативных навыков и профессиональных умений проведения тренинга.
Данная цель конкретизирована в учебных задачах, направленных на формирование и развитие у студентов следующих профессиональных знаний, умений и навыков:
· Знание сущности, принципов, условий, организации проведения социально-психологического тренинга;
· Знание групповых процессов, групповой динамики и специфических эффектов социально-психологического тренинга;
· Знание требований по организации времени и пространства для занятий – «среды общения»;
· Знание методического обеспечения, используемого в тренинге, умение провести упражнение, групповую дискуссию, ролевую игру, обсудить и проанализировать результаты;
· Навыки разработки тренинговых программ;
· Коммуникативные навыки.
На основе этих знаний и умений у студентов формируется коммуникативная компетентность, навыки проведения социально-психологического тренинга. По окончании курса студенты могут упражняться в проведении социально-психологического тренинга.
Зачетные задания:
Для студентов, планирующих посещать занятия очно в период сессии, необходимо будет на практических занятиях выполнить тренинговое упражнение.
Для этого самостоятельно нужно подобрать 2-3 упражнения, соответствующих определенной тематике психологического тренинга, потренироваться в произнесении инструкции, продумать вопросы для обсуждения с участниками после завершения упражнения.
2) Для студентов, не имеющих возможность посещать занятия в период сессии, для зачета необходимо ответить на проверочные тесты по каждому разделу + итоговый тест + самостоятельно разработать программу психологического тренинга
Тематика программ психологического тренинга
1. Каталог упражнений тренинга эффективного общения.
2. Программа тренинга развития коммуникативных навыков.
3. Программа тренинга делового общения.
4. Программа тренинга сензитивности в общении.
5. Программа тренинга поведенческой гибкости.
6. Программа тренинга установления контакта.
7. Программа тренинга развития лидерских качеств.
8. Программа тренинга активного слушания.
9. Программа тренинга уверенности в себе.
10. Программа тренинга развития психических процессов.
11. Программа интеллектуального тренинга.
12. Программа тренинга «Создание имиджа и искусство самопрезентации».
13. Программа тренинга на развитие самоорганизации и самоуправления.
14. Программа тренинга развития креативности.
15. Программа тренинга развития рефлексии.
16. Программа тренинга управления конфликтами.
17. Программа тренинга на развитие профессионально важных качеств ведущего-тренера.
Тестовый контроль по теме «История развития групповых методов»
1. Страна, в которой возникли групповые формы тренинга:
1) США;
2) Советский Союз;
3) Германия;
4) Австрия.
2. Понятие «социально-психологический тренинг» в психологическую теорию и практику ввел:
1) К. Роджерс;
2) К. Левин;
3) М. Форверг;
4) Р. Липпит.
3. Интерес к личностному росту участников в наибольшей степени представлен в:
1) Т-группах;
2) гештальт-группах;
3) психодраматических группах;
4) группах встреч.
4. Анализ жизненных сценариев характерен для:
1) Т-групп;
2) трансактной модели;
3) когнитивно-поведенческой модели;
4) бихевиорально-ориентированных групп.
5. В Советском Союзе СПТ получил распространение в следующие годы:
1) 80-годы ХХ века;
2) начало ХХI века;
3) 90-годы ХХ века;
4) 70-годы ХХ века.
6. Первая в России монография, посвященная теории и методики СПТ была написана:
1) С.И. Макшановым;
2) С.Л. Рубинштейном;
3) Г.М. Андреевой;
4) Л.А. Петровской.
7. Трудности распространения СПТ в Советском Союзе связаны с:
1) жесткой цензурой;
2) запретом СПТ;
3) отсутствием мотивации, как со стороны участников, так и со стороны ведущих тренинга;
4) неподготовленностью общества, участников, тренеров к партнерским отношениям.
8. Будущая перспективная модель групповой тренинговой работы, по мнению Е.В Сидоренко, это:
1) тренинг-сопровождение;
2) корпоративный тренинг;
3) обучающий тренинг;
4) интенсивный тренинг.
9. В каком году впервые возникли групповые формы тренинга:
1) 1947 г.;
2) 1982 г ;
3) 1970 г.;
4) 1945 г.
Тестовый контроль по теме «Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»
1. Наиболее общим и ключевым понятием для понимания психологического тренинга, по мнению О.В. Евтихова, является понятие:
1) обучение;
2) опыт;
3) изменение;
4) развитие.
2. Л.А. Петровская под психологическим тренингом понимала:
1) развивающий метод;
2) метод преднамеренных изменений;
3) психологический метод воздействия;
4) активный метод обучения.
3. В профессиональной подготовке для традиционной формы обучения, в отличие от тренинга, характерно:
1) Специалист получает информацию, использует ее через какое-то время;
2) Специалист соотносит полученную информацию с практикой;
3) Специалист эмоционально проживает новые модели поведения;
4) За счет механизма обратной связи специалист обнаруживает у себя имеющиеся пробелы, дефициты знаний, умений, навыков.
4. В схеме «Окошко Джогарри», иллюстрирующей процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе, область, содержащая информацию, не осознаваемую человеком, но очевидную для окружающих, называется:
1) неизвестная;
2) слепая;
3) открытая;
4) скрытая.
5. Необходимость коррекции самовосприятия и самопредставления в тренинге обусловлена тем, что она:
1) повышает мотивацию участия в тренинге;
2) является условием эффективности тренинга;
3) способствует «закрытию» человека;
4) улучшает усвоение новых моделей поведения;
6. Прогноз результатов тренинга затруднен в связи с неизвестностью:
1) личности тренера;
2) содержания тренинга;
3) стиля ведения тренинга;
4) взаимоотношений в тренинговой группе.
7. «Агрессивная» ликвидация пробелов характерна для следующей модели тренинга:
1) русской;
2) немецкой;
3) американской;
4) английской.
8. Наличие обязательной положительной обратной связи более характерно и впервые было предложено в следующей модели тренинга:
1) английской;
2) русской;
3) немецкой;
4) скандинавской.
Тестовый контроль по теме «Групповая динамика в тренинговой группе»
1. Первоначальную диагностику участников тренер осуществляет на фазе:
1) сотрудничества;
2) агрессии;
3) ориентации и зависимости;
4) завершения.
2. Первые «заявки» на социальную нишу в группе осуществляются на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) умирания группы;
3) устойчивой работоспособности;
4) «притирки» и конфликта.
3. «Турнирные бои» разворачиваются в тренинговой группе на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) «притирки» и конфликта;
3) устойчивосй работоспособности;
4) умирания группы.
4. Самый продолжительный этап содержательной работы в тренинге приходится на фазу:
1) агрессии;
2) умирания;
3) ориентации и зависимости;
4) сотрудничества и целенаправленной деятельности.
5. Появление и осознание чувства принадлежности к группе, общего «МЫ» характерно для фазы:
1) фрустрации;
2) завершения;
3) ориентации и зависимости;
4) устойчивой работоспособности.
6. Вероятность возникновения и развития конфликта тренинговой группы с ведущим выше на этапе:
1) завершения;
2) знакомства;
3) агрессии;
4) устойчивой работоспособности.
7. Роль участника, не пользующегося особыми правами, принимающего на себя все негативные эмоции группы, называется:
1) оппозиционер;
2) аутсайдер;
3) рядовой;
4) эксперт.
8. Каковы основные функции эксперта в тренинговой группе:
1) выполняет решения лидера;
2) организует групповую дискуссию;
3) дает хорошие и умные советы;
4) пользуется любовью рядовых участников;
5) контролирует исполнение групповых норм;
6) оказывает влияние на лидера;
7) пользуется уважением;
Тестовый контроль по теме «Структурно-психологические характеристики социально-психологического тренинга»
1. Основная цель социально-психологического тренинга это:
1) расширение сферы осознания участников;
2) личностный рост;
3) разрешение внутриличностных конфликтов;
4) повышение коммуникативной компетентности.
2. Принцип «здесь и теперь» отражает:
1) необходимость активного включения в работу;
2) преодоление тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;
3) создание креативной среды в тренинге;
4) ориентацию на сознательный уровень регуляции поведения.
3. Количественное постоянство тренинговой группы обозначено в принципе:
1) пространственно-временной организации тренинга;
2) комплектования группы;
3) физической закрытости;
4) системной детерминации.
4. Вмешательство ведущего в групповые процессы в затруднительных ситуациях обусловлено выполнением им следующей функции:
1) посреднической;
2) аналитической;
3) руководящей;
4) экспертной.
5. Предоставление информации и оценка происходящего в группе относится к следующей функции ведущего:
1) аналитической;
2) руководящей;
3) посреднической;
4) экспертной.
6. Работа ведущего с личностными особенностями участников группы направлена в первую очередь на:
1) помощь в самопознании, самопонимании и самопринятии;
2) на коррекцию Я-концепции;
3) развитие рефлексии;
4) развитие коммуникативной компетентности.
7. Свобода участников в выборе целей своей деятельности и средств их достижения характерна для следующего стиля ведения тренинга:
1) демократического;
2) тематического;
3) свободного;
4) программного.
8. Одним из важнейших условий эффективности свободного ведения тренинга является:
1) высокий профессионализм участника;
2) определенная зрелость участников;
3) определенные особенности групповой динамики;
4) участие тренируемых в групповой работе в первый раз.
Тестовый контроль по теме «Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге»
1. Наличие протагониста характерно для:
1) психогимнастики;
2) психодраматических приемов;
3) ролевой игры;
4) дебрифинга.
2. Способ организации разыгрывания ролей, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ними, называется:
1) «аквариум»;
2) «зеркало»;
3) «дублирование»;
4) «параллель».
3. Способ организации разыгрывания ролей, когда роль главного героя поочередно исполняется всеми участниками группы, называется:
1) «дублирование»;
2) «ротация ролей»;
3) «отражение»;
4) «параллель».
4. Описание ведущим характеристики роли и побуждение участника к ее разыгрыванию относится к:
1) психодраматическому приему;
2) ролевой игре;
3) психогимнастическим упражнениям;
4) методу фиксированной роли.
5. Процесс, обратный инструктажу, называется:
1) групповой дискуссией;
2) брейнстормингом;
3) дебрифингом;
4) психогимнастикой.
6. Метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без слов, называется:
1) психогимнастикой;
2) рисованием;
3) дебрифингом;
4) мозговым штурмом.
7. Форма проективного рисования, при которой пара участников общается между собой при помощи образов, линий, красок, называется …. рисованием:
1) дополнительным;
2) разговорным;
3) совместным;
4) свободным.
8. Раскрытие психологических понятий, описание случаев, анализ конкретной складывающейся в группе ситуации, происходит через:
1) анализ ситуации;
2) диагностику;
3) групповую дискуссию;
4) информирование.
Тестовый контроль по теме «Конструирование и подготовка тренинга»
1. Построение во внешнем плане желаемой модели поведения характерно для:
1) начального этапа тренинга;
2) завершающего этапа;
3) середины тренинговой работы;
4) всех этапов тренинга.
2. Закрепление во внутреннем плане новых поведенческих моделей происходит:
1) на заключительном этапе;
2) на диагностическом этапе;
3) на этапе устойчивой работоспособности;
4) после тренинга.
3. Глубинная коррекция Я-концепции участников, быстрое усвоение ими новых умений и навыков происходят:
1) на интенсивном курсе;
2) на регулярных занятиях;
3) при эпизодических встречах;
4) при всех типах временной организации тренинга.
4. Свободный стиль ведения тренинга подходит лишь для:
1) регулярных занятий;
2) интенсивного курса;
3) эпизодических встреч;
4) для любого типа временной организации тренинга.
5. Наиболее подходящий стиль ведения при эпизодических встречах:
1) тематический;
2) свободный;
3) смешанный;
4) программный.
6. Регулярные занятия проводятся:
1) 1 – 2 раза в месяц;
2) 1 – 2 раза в неделю;
3) в течение 3-х дней;
4) на протяжении недели.
7. Принцип преемственности при организации тренинга подразумевает, что каждое занятие должно:
1) подкрепляться специальным упражнением;
2) содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего;
3) включать сначала теоретическое информирование, затем выполнение упражнений;
4) учитывать закономерности групповой динамики.
8. Принцип поэтапности подразумевает:
1) четкое закрепление порядка выполнения функций в упражнении;
2) поочередное распределение между участниками элементов деловой игры;
3) учет закономерностей групповой динамики;
4) планирование работы, направленной на развитие группы.
Тестовый контроль по теме «Организация и проведение тренинга»
1. Если социально-психологический тренинг воспринимается участниками как учебное мероприятие, то для мотивирования необходимо:
1) показать необычный феномен;
2) рассказать интересные случаи из практики;
3) внести соревновательную окраску в занятия;
4) пообещать приз победителю;
5) обеспечить новизну и необычность занятий;
6) разъяснить практическую пользу занятий.
2. Разогревающие упражнения нужно проводить:
1) сразу после знакомства;
2) до процедуры знакомства, чтобы снять напряжение участников;
3) между смысловыми упражнениями для отдыха;
4) после обсуждения ожиданий, сомнений, опасений.
3. К способам определения тренером правильности понимания участниками инструкции к выполнению упражнения не относится:
1) визуальный контакт;
2) участие тренера в упражнении;
3) пробное выполнение упражнения;
4) вопросы участников.
4. Проговаривание обычно скрытых, «свернутых» действий относится к следующему типу модификации упражнений:
1) интериоризация;
2) интерперсонализация;
3) экстериоризация
4) стохастизация;
5. Упражнение или игра являются завершенными тогда, когда:
1) все правильно поняли и выполнили инструкцию;
2) закончилось время для выполнения;
3) проведен дебрифинг;
4) проведены дебрифинг и обсуждение.
6. Преимущество поочередного опроса участников группы заключается в:
1) лучшей подготовленности к ответу;
2) мобилизации участников;
3) концентрации внимания участников;
4) снижении тревожности.
7. Специфичность обратной связи заключается в том, что:
1) информация актуальна, своевременна;
2) информация соответствует потребностям и коммуникатора, и реципиента;
3) информация относится к конкретному действию участника;
8. Основной смысл использования ритуалов в группе состоит в том, что они:
1) снимают эмоциональное напряжение;
2) способствуют развитию чувства общности;
3) оказывают мотивирующее воздействие;
4) способствуют раскрепощению участников.
Тестовый контроль по теме «Групповые эффекты, возникающие в тренинге»
1. Устойчивость и единство межличностных взаимоотношений, обеспечивающих стабильность групповой деятельности, отражается в:
1) сотрудничестве участников;
2) организованности группы;
3) групповой сплоченности;
4) активности группы.
2. Несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией способствует:
1) возникновению ролевого конфликта;
2) изменению стереотипов;
3) повышению креативности участников;
4) групповому сплочению.
3. Социальная активность группы проявляется в:
1) превышении членами группы принятых среднестатистических показателей;
2) ориентации на нестандартные, творческие способы решения тренинговых задач;
3) повышении общего коммуникативного уровня, уровня личностной рефлексии;
4) развитии внутригрупповых и межгрупповых отношений..
4. Снижение мотивации к деятельности, ухудшение ее выполнения в присутствии других людей, называется эффектом:
1) социальной лени;
2) социальной ингибиции;
3) синергии;
4) группомыслия.
5. Эффект группового фаворитизма проявляется в:
1) тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы
2) изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы;
3) чувстве отстраненности от других, размежевания с другими группами;
4) направленности групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм, поведения отдельных членов группы.
6. Чувство принадлежности к определенной группе людей характерно для следующего эффекта:
1) группомыслия;
2) группового фаворитизма;
3) «МЫ»;
4) подражания.
7. Эффект группомыслия состоит:
1) в следовании общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе;
2) во влиянии на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;
3) в доминировании поиска согласии внутри группы над поиском наилучшего решения задачи;
4) во возникновении прибавочной интеллектуальной энергии, которая выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.
8. Главным отличием между эффектами конформизма и подражания является то, что:
1) подражание возникает в сплоченной группе, а конформизм – в несплоченной;
2) при конформизме группа оказывает давление на участников, а подражание – добровольно;
3) лидер содействует возникновению конформизма, а подражание возникает само собой;
4) конформизм присущ пассивным группам, подражание - активным.
Тестовый контроль по теме «Прикладные знания и техники, полезные тренеру»
1. Человек часто употребляет в своей речи следующие слова-предикаты: «посмотрите», «яркий», «далеко», пользуется фразой «Решение проблемы уже вырисовывается», следовательно, его ведущей репрезентативной системой является:
1) аудиальной;
2) визуальной;
3) кинестетической;
4) логической.
2. Человек, нередко использующий в своей речи слова «тяжело», «сухо», «гладко», «радоваться», фразу «Я чувствую, что проблема в следующем…», относится к следующему типу восприятия информации:
1) кинестетик;
2) визуал;
3) логик;
4) аудиал.
3. Отношение, построенное на взаимном доверии и признании, это:
1) симпатия;
2) подстройка;
3) раппорт;
4) ведение.
4. Очень быстрая речь ведущего тренинг:
1) способствует изложению большего объема информации;
2) свидетельствует о внутреннем напряжении и нервозности;
3) способствует лучшему пониманию содержания;
4) поддерживает внимание и интерес слушающих.
5. Коммуникативная конгруэнтность подразумевает:
1) соответствие интонации содержанию речи;
2) соответствие речи ведущей репрезентативной системе собеседника;
3) согласованность мимики, поз, интонации речи;
4) соответствие вербального сообщения невербальным проявлениям.
6. Взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом, называется:
1) деловым;
2) дружеским;
3) сверлящим;
4) интимным.
7. Вопросы типа «Правильно ли я понял, что….» относятся к:
1) наводящим;
2) возвратным;
3) закрытым;
4) контрольным.
8. К техникам активного слушания не относится:
1) перефразирование;
2) резюмирование;
3) помощь в формулировке фразы;
4) отражение чувств собеседника.
Тестовый контроль по теме «Тренинговые упражнение, игры, психотехники»
1. Основной целью деловых имитационных игр «Воздушный шар», «Необитаемый остров» «ЧП на Луне», «Потерпевшие кораблекрушение», является развитие:
1) коммуникативных навыков;
2) навыков коллективного принятия решения;
3) мыслительных процессов участников;
4) эффективного взаимодействия.
2. Упражнение «Метафора» направлено в первую очередь на:
1) развитие креативности;
2) командное взаимодействие;
3) самоопределение команды;
4) развитие рефлексии.
3. Сравнение эмоционального состояния с цветом, напитком, природным явлением способствует развитию:
1) рефлексии;
2) креативности;
3) сензитивности;
4) образного мышления.
4. Упражнение «Художники» направлено, прежде всего, на развитие:
1) креативности;
2) коммуникативных навыков;
3) командного взаимодействия;
4) рефлексии.
5. Упражнение, в котором необходимо угадать количество рук, приложенных к спине, направлено на развитие:
1) сензитивности;
2) рефлексии;
3) группового сплочения;
4) креативности.
6. Упражнение, в котором без предварительной договоренности должны одновременно подняться количество участников, равное названному числу ведущим, не позволяет выявить:
1) невербальное взаимодействие участников;
2) социальную лень участников;
3) организованность группы;
4) лидерство, инициативность.
7. Ролевая игра «Князь» направлена в первую очередь на:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) расшифровку невербальных средств общения;
3) командное взаимодействие;
4) развитие сензитивности.
8. Упражнение «Иностранец и переводчик» направлено на развитие:
1) групповой сплоченности;
2) навыков ведения деловой беседы;
3) навыков активного слушания;
4) самосознания.