Взаимоотношения некоторых фигур

· «Квадрат – Квадрат». Можно, но только в том случае, если полностью совпадают картины мира обоих партнеров: правила, традиции, привычки.

· «Треугольник – Треугольник». Только если это выгодно им обоим. И только до тех пор, пока один треугольник не подмял под себя второго. В большинстве случаев треугольники «дружат» по принципу «два медведя в одной берлоге».

· «Круг – Круг». Все мило, но скучно и непродуктивно. К тому же такой беспорядок!

· «Зигзаг – Зигзаг». Если попали в резонанс, если совпало направление «броска», то результаты фантастические. Но обычно это ненадолго. Во всех остальных случаях – битва не на жизнь, а на смерть. После чего один зигзаг лежит мертвый, а другой – уставший.

· «Прямоугольник – Прямоугольник». Только под присмотром сильной фигуры (квадрата или треугольника).

· «Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». Вечные претензии и обиды.

· «Квадрат – Зигзаг». Только в целях саморазвития их обоих. И желательно под руководством зрелого треугольника.

· «Квадрат – Треугольник». Хорошая «западная» пара (домик). Треугольник задает направление, квадрат обеспечивает тылы. Типичный пример – «босс-секретарша».

· «Круг – Зигзаг». Хорошая «восточная» пара (инь-ян). Зигзаг дает кругу новизну и впечатления. Круг – обеспечивает зигзагу тепло и уют. Типичный пример – «артист и его верная жена».

· «Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат». Возможно, но трудозатратно. Хотя очень полезно для прямоугольника.

Опросник В. Стефенсона (Уильяма Стефансона) Q -сортировка (q-sort technique) используется для изучения представлений личности о себе и диагностики тенденций поведения в группе. Метод может использоваться для условного деления группы лиц на более или менее однородные подгруппы или типы с целью изучения мнений и убеждений, методика полезна в определении групп думающих сходным образом людей. Тест может использоваться руководством при изучении индивидуальных особенностей членов группы, при оценке совместимости работников, формировании команд, отдела, коллектива. Достоинством теста Q -сортировка является то, что при работе с ней тестируемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное "Я", а не "соответствие – несоответствие" стереотипам и результатам других людей. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и избегание "борьбы". Время тестирования в среднем составляет 20-30 минут. Тест Q -сортировка, методика В. Стефенсона, метод Q-sort technique: Инструкция. Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте "да", если оно соответствует вашему представлению о себе, или "нет", если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить "не знаю, 50/50". Опросник Стефенсона. Я критичен к товарищам. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. Я склонен следовать советам лидера. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами. Мне нравится дружественность в группе. Я склонен противоречить лидеру. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам. Избегаю встреч и собраний в группе. Мне нравится похвала лидера. Я независим в суждениях и манере поведения. Я готов стать на чью-либо сторону в споре. Я склонен руководить товарищами. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен. Я склонен поддерживать настроение всей группы. Не придаю значения личным качествам членов группы. Я склонен отвлекать группу от ее целей. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам. Я склонен затягивать и обострять спор. Стремлюсь быть в центре внимания. Я хотел бы быть членом более узкой группы. Я склонен к компромиссам. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям. Болезненно отношусь к замечаниям друзей. Могу быть коварным и вкрадчивым. Я склонен принять на себя руководство в группе. Я откровенен в группе. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия. Я склонен сердиться на товарищей. Я пытаюсь вести других против лидера. Легко нахожу знакомства за пределами группы. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях. Я инициативен в установлении контактов в общении. Избегаю критиковать товарищей. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны. Люблю затевать споры. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их. Я склонен к перепалкам, задиристый. Я склонен выражать недовольство лидером. Ключ к тесту Q сортировка. Ответы тестируемого, согласно ключу, распределяются по шести шкалам. I. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54. II. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60. III. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52. IV. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58. V. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59. VI. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53. Интерпретация, обработка, расшифровка к методу q-sort technique. 1. Тенденция к зависимости - внутреннее стремление личности к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. 2. Тенденция к независимости - независимость взглядов и поведения личности от групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. 3. Тенденция к общительности - контактность, стремление установить эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. 4. Тенденция к необщительности - стремление ограничить круг своих эмоциональных контактов. 5. Тенденция к борьбе - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. 6. Тенденция к избеганию борьбы - стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие "борьбы" - избегание "борьбы"). Количество ответов "да" суммируется с количеством ответов "нет" противоположных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ "да" имеет положительный знак, а ответ "нет" - отрицательный. Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. В случае если количество ответов "да" по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, одинаково выраженных противоположных тенденциях. Три-четыре ответа "не знаю" по отдельным шкалам расцениваются как признак уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности. Методика может быть использована повторно для определения "идеального Я" или "социального Я" (каким меня видят другие), а также "значимых для меня других" (каким я вижу своего партнера) или "идеального партнера" (каким бы я хотел видеть своего партнера). С целью изучения "идеального Я" тестируемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному.


Наши рекомендации