Матюшкин алексеи михаилович

Автор:

7 июля 2004 г. трагически ушел из жизни Алексей Михайлович Матюшкин - действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор.

Алексей Михайлович родился 20 декабря 1927 г. В семье служащего в селе Гривки Салтыковского района Саратовской области. В 1944 г. Он с отличием окончил среднюю школу, служил в бомбардировочном авиаполку, был отмечен государственными наградами. После демобилизации в 1948 г. поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. Ломоносова, здесь же закончил аспирантуру.

Свою научно-исследовательскую деятельность А. М. Матюшкин начал в школе С. Л. Рубинштейна, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию "Исследование психологических закономерностей процесса мышления (анализа и обобщения)".

С 1963 по 1974 гг. Алексей Михайлович работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР: в лаборатории психологии обучения он продолжал вести исследования психологической структуры мышления и разработку методов его экспериментального изучения. В докторской диссертации Матюшкина "Проблемные ситуации в мышлении и обучении" (1974 г.) впервые была описана психологическая структура и классификация проблемных ситуаций и условий их возникновения.

С 1974 по 1980 гг. А. М. Матюшкин возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР, где под его руководством проводились теоретические и экспериментальные исследования межличностных отношений и диалогического общения как психологических факторов развития мышления и личности.

С 1980 г. и до последних дней жизни научно-исследовательская и организационная деятельность Алексея Михайловича вновь была связана с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологическим институтом РАО), который он возглавлял с 1983 по 1990 г. В этот период он приступил к осуществлению ряда значимых международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал контакты российских и зарубежных психологов, международные конференции и семинары.

С именем Алексея Михайловича связано знакомство отечественных психологов с такими видными представителями зарубежной науки, как К. Роджерс, Г. Пассов, Д. Сиск, С. Каплан, К. Хеллер и др., открывшее дорогу для развития новых направлений психологической практики в нашей стране.

Будучи в то же время главным редактором журнала "Вопросы психологии", А. М. Матюшкин способствовал публикации материалов различных научных школ, что значительно расширило круг проблем, обсуждаемых психологическим сообществом. В лаборатории психологии развития познавательных процессов в обучении под его руководством проводились исследования развития внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах.

В 1982 г. Алексею Михайловичу было присвоено ученое звание профессора, с 1990 г. он - академик РАО.

Несомненной заслугой Алексея Михайловича Матюшкина явилось возрождение интереса психологов и педагогов к проблеме одаренности, которую он со своими сотрудниками начал разрабатывать в конце 80-х гг. XX в.. В созданном им Общесоюзном центре исследований одаренности проводились широкомасштабные международные проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Эта деятельность была высоко оценена зарубежными психологами: А. М. Матюшкин избирался в Международный и Европейский советы по одаренности, награждался почетными грамотами и медалями за доклады на международных конференциях.

Последние 10 лет жизни Алексей Михайлович возглавлял лабораторию психологии одаренности. Им была разработана концепция творческой одаренности, давшая начало новому научному направлению и ставшая основой ряда современных государственных документов в сфере образования. Алексей Михайлович внес большой вклад в создание специальных программ обучения для детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями, под его руководством были организованы школы и классы для таких детей. За работы в области психологии одаренности А. М. Матюшкин был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Алексея Михайловича Матюшкина по праву можно назвать одним из классиков отечественной психологии. Опубликовав около 200 научных работ, он внес значительный вклад в разработку фундаментальных вопросов психологии обуче-

стр. 124

ния и развития, мышления, творчества, одаренности. Широко известны такие его научные труды, как "Проблемные ситуации в мышлении и обучении" (1972), "Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности" (1984), "Развитие творческой активности школьников" (1991), "Загадки одаренности" (1993). В 2002 г. Вышла из печати его последняя монография "Мышление, Обучение, Творчество".

Алексей Михайлович много лет вел преподавательскую работу, в том числе на факультете психологии МГУ. Под его руководством было защищено более 20 кандидатских и докторских диссертаций. За заслуги в научной и педагогической деятельности он был награжден медалями им. К. Д. Ушинского и им. Г. И. Челпанова.

Алексей Михайлович был яркой творческой личностью. Обладая широким научным кругозором, он всегда щедро делился идеями с коллегами. Его отличала удивительная способность к творческому диалогу с любым собеседником - ребенком, учителем, сотрудником лаборатории, академиком. Скромность, глубокая внутренняя интеллигентность, теплый юмор, открытость к общению Алексея Михайловича всегда привлекали людей. К нему шли за советом, его поддержка и мудрость помогли многим.

Светлая память об Алексее Михайловиче Матюшкине навсегда останется в сердцах его сотрудников, коллег и учеников.

стр. 125

Наши рекомендации