Тема 1. сущность процесса обучения и закономерности обучения психологии

И. С. Морозова, Н.И. Морозова

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Кемерово 2001

Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

Кафедра психологии и социальной работы

И. С. Морозова, Н. И. Морозова

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Кемерово 2001

УДК 159.9.

ББК Ю93я73

М 80

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Н. Э. Касаткина

кандидат педагогических наук, доцент С. П. Зуева

И. С. Морозова, Н. И. Морозова

М 80 Введение в методику преподавания психологии. / Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2001. - 88 с.

ISBN 5-8353-0064-6

В учебном пособии «Введение в методику преподавания психологии» рассматриваются теоретические и методологические проблемы преподавания психологии, раскрываются механизмы развивающего обучения, а также система активных методов обучения гуманитарным дисциплинам. В учебном пособии представлен анализ психологической структуры учебной деятельности учащегося, раскрывается методика, организующая преподавание как совместную продуктивную деятельность преподавателя и учащихся.

Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологических факультетов 4 - 5 курсов специальности «Психология», обучающихся на ДО и ОЗО, а также практических психологов, работающих в системе народного образования.

М0303010000 _ 2001ББК Ю93я73

ЛР №020464

ISBN 5-8353-0064-6

Ó Морозова И.С., Морозова Н. И., 2001

Ó Кемеровский госуниверситет, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Общение преподавателя с учащимися при решении любого типа задач обучения и воспитания оказывает управляющее воздействие на процесс усвоения не непосредственно, а преломляясь через так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением опосредуемо закономерностями системной организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники учебного процесса — преподаватель и студенты. Это обстоятельство делает необходимым в рамках теоретического анализа наметить хотя бы в первом приближении структуру учебной ситуации как определенную взаимосвязь ее переменных, которые в реальных учебных ситуациях образуют неразложимую целостность.

Прагматический смысл такого теоретического экскурса оперирования с понятием «структура учебной ситуации» заключается для преподавателя психологии в том, чтобы уточнить предмет управляющих воздействий в обучении. А вместе с этим и уберечь себя от иллюзий относительно возможностей прямого «психологического» воздействия своего учебного предмета либо своей личности на аудиторию.

Уточнение предмета управляющих воздействий необходимо для того, чтобы сформировать научно обоснованное представление о функции преподавателя. Последний может блестяще владеть не только знаниями учебного предмета, но и возможностями структурирования его содержания в систему задач; не только представлениями о закономерностях усвоения, но и процедурами перевода учащихся от одного этапа усвоения к другому. Но даже блестящее владение этими аспектами учебного процесса не обеспечит успешности управления им. Преподаватель не должен выступать лишь в качестве солиста, от партии которого прямо зависит судьба спектакля. Или, как говорил Л. С. Выготский (1982, с.194), он не должен, подобно рикше, тащить на себе весь воспитательный процесс. Он должен максимально увеличить, развить свою обязанность быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» (Выготский, 1982, с. 192). Это означает, что преподаватель не «предметник», а прежде всего организатор целостной учебно-воспитательной ситуации в единстве всех ее переменных. А поскольку центральным моментом реального существования этой ситуации являются живые взаимодействия и формы общения преподавателя с обучаемыми, то организация именно этой стороны учебно-воспитательной ситуации и становится предметом особой заботы. Именно здесь завязывается центральный узел всех методических проблем и задач.

В этой связи обратимся к анализу форм учебных взаимодействий преподавателя с обучаемыми, к типологии этих форм, которые имеют значение и для организации процесса обучения психологии. Этот вопрос, в конечном счете, не в меньшей мере, чем типология учебных задач, имеет отношение к дифференциации типов учебных ситуаций как единиц управляющих воздействий и помогает уточнить их разновидности.

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации