Технологии оценки персонала

Технология Описание
Прямое анкетирование Работнику предлагается самостоятельно заполнить анкету, ответив на различные вопросы, которые могут касаться его профессионализма, личных качеств, общения с коллегами, планов по работе или карьере. Полученные данные обобщаются и тщательно анализи­руются.
Сравнительное анкетирование HR-менеджеры разрабатывают под оценочную анкету так называемый «ключ оценки», т. е. определяют худший, средний и лучший варианты ее заполнения. Заполненные работниками анкеты сравниваются с «ключом», в результате чего определяется уровень каждой из них по принципу отклонения от критических вариантов.
Заданное анкетирование Все вопросы анкеты такого типа содержат фиксиро­ванный набор возможных вариантов ответа. Опрашива­емый в данном случае не отвечает на вопрос, а выбирает наиболее приемлемый и подходящий, на его взгляд, ответ на этот вопрос из всех предложенных.
Опрос-интервью Интервьюер по заранее составленным вопросам опра­шивает работников, делая соответствующие пометки в своем опроснике. Данная технология оправдана в том случае, если трудно проследить и проконтролировать процесс сбора заполненных самими работниками анкет. Еще один немаловажный фактор — коммуникативный или фатический, когда в общении с другим человеком респондент готов рассказать намного больше полезной информации, нежели бы он это сделал, заполняя анкету наедине с самим собой. Когда опрашиваются лица, сталкивавшиеся с оцениваемым в служебной и неслу­жебной обстановке, то такое интервью называется «360-градусным методом оценки».
Рейтинг Составляется фиксированный список различных профессиональных и личных качеств, которые в разной степени присущи работникам организации. По опреде­ленной рейтинговой шкале производится оценка каждого работника по всем этим качествам, т. е. опреде­ляется, насколько каждое их этих качеств выражено у того или иного работника. Рейтинговое исследование может проводиться специалистом по управлению персоналом, самим работником или его коллегами.
«Плюсы-минусы» Один из самых старых методов оценки. Оценивающий должен выделить положительные и отрицательные черты оцениваемого. Стоит всегда помнить о том, что количе­ственное равенство/неравенство выделенных черт не означает их качественного равенства/неравенства.
Общее наблюдение Широко распространенный метод оценки персонала руководителем или HR-менеджером. Общее наблюде­ние, как правило, растянуто во времени и не носит специализированный характер. Большую роль в наблю­дении играет личная симпатия/антипатия к работнику со стороны наблюдателя.
«Аквариум» («За стеклом») Оцениваемых работников собирают в одной аудитории, оборудованной скрытой видеокамерой. Среди собран­ных работников модератором организуется дискуссия, проектная работа в командах, деловая игра или ещечто-нибудь такое, что поможет «раскачать» каждого из работников на проявление своих способностей держаться в кругу большого числа лиц, работать в группе, доказывать свою точку зрения и т. д. Позже отснятое на пленку тщательно анализируется соответствующими специалистами и в обработанном виде представляется на суд руководителя или его заместителей
« Поведенческая копилка» Под каждое рабочее место или должность формируется список моделей поведения в различных ситуациях. Например, моделями поведения могут являться: опоздания, работа с повышенным энтузиазмом, вежли­вое общение с клиентами, отсутствие инициативы и т. д. Поведенческие модели могут носить как позитивный, так и негативный характер. Необходимо постараться выработать количественные показатели каждой из поведенческих моделей. В случае с опозданиями — это их число за определенный период. «Поведенческая копилка» составляется обычно руководителями различ­ных уровней на основе общего наблюдения, однако формируется самим работником.
Тестирование Тест предполагает выбор одного или нескольких отве­тов на конкретно поставленный вопрос из множества предложенных вариантов ответа. Тест отличается от заданного анкетирования тем, что он решается тестиру­емым, а не заполняется информацией. Вопросы теста, как правило, составляются в виде определенного задания или упражнения. Выделяют два основных вида тестирования: профессиональное и психологическое.
Общее ранжирование «Оценщик» распределяет всех работников поочередно «от лучшего до худшего» по какому-нибудь одному критерию.
Попарное ранжирование В специально сгруппированных парах работников производится сравнение «каждого с каждым». Затем подсчитывается, сколько раз каждый из работников был в своей паре лучшим. По этим данным и составля­ется общий ранжированный ряд.
«Графический профиль» Предварительно составляется графический профиль должности относительно различных качеств, как это должно быть в идеале. Затем «идеал» сравнивается с фактическими характеристиками работника, который занимает данную должность. Графически это может выглядеть так: Необходимые качества Балльная оценка качеств Качество А 1 Качество Б 2 Качество В 3 Качество Г 4 Качество Д 5
«Задушевная беседа» Беседа проводится либо руководителем, либо штат­ным специалистом по управлению персоналом, либо привлеченным специалистом (HR-менеджером, психологом, опытным коммуникатором). Участника­ми беседы могут быть как отдельные работники (разговор по принципу «тет-а-тет»), так и группа сотрудников. Основная цель подобной беседы — «разогреть» собеседника и «вывести его на чистую воду», откровенный разговор по душам.
Анализ различных материалов и источников Из всей кипы различных документационных, графи­ческих, видео-, аудио материалов исследователю-оценщику необходимо составить общий портрет работника, чьи материалы он анализирует. Такими материалами могут в частности быть: биография, характеристики, анкеты, тесты, записи в трудовой книжке, отзывы, видеосъемки различных мероприя­тий с участием оцениваемого работника и многое др.
Кейс-стади Современная и наиболее перспективная технология оценки персонала с разных точек зрения. Работнику предлагается решить кейс (набор заданий практичес­ки-ситуационного характера), оформить его решение в виде проекта и представить в группе в виде презен­тации-защиты.
«Снежный ком» Работника «нагружают» огромным количеством заданий, ставят перед ним практически неосуще­ствимые сроки по их выполнению и смотрят на то, как работник будет действовать в данной ситуации.
Оценка результатов Конкретные результаты — тот показатель, против которого, что называется, «не попрешь». Результаты в различных организациях имеют свою специфику и типологию, а также качественную и количественную стороны.
«Показательное выступление» («Дебют») Оцениваемому выдается практическое задание в рамках его профессиональной деятельности, но впервые им выполняемое в данной организации, и тщательно анализируется, как он справился с этим заданием, с какой степенью заинтересованности подошел к его выполнению, что нового привнес.
Деловые и ролевые игры Игра позволяет выйти за рамки реальности на реальном коммуникативном пространстве. В процессе игры идет отработка теоретических аспектов на максимально приближенном к практике материале. Деловых и ролевых игр уже даже в сфере управле­ния персоналом огромное множество. Игра, если она построена и организована грамотно, раскрепощает работников. А это для оценки персонала очень важный фактор, который позволяет увидеть в человеке его истинное лицо.
Критический инцидент («Яма») Опасная в психологическом плане манипулятивная технология. Специально создается агрессивная, конфликтная, критическая или кризисная среда, в которой работник остается один на один с серьезней­шей проблемой. При этом на него постоянно оказыва­ется негативное психологическое давление. Таким образом пытаются проверить психологическую уравновешенность, выдержанность, выносливость, изворотливость, смекалку, коммуникабельность оцениваемого сотрудника.
Экзамен Экзамен касается исключительно профессиональных знаний, умений и навыков. В психологическом плане экзамен не является успешной технологией оценки кадров. Экзамен — всегда стресс и напряженность.
Сравнение с «эталоном» Не было еще ни одного случая, когда работник по всем параметрам удовлетворял бы руководство организации и своих коллег. Мы всегда сравниваем окружающих нас людей с неким абстрактным иде­альным образом, «эталоном». Однако при этом необ­ходимо учитывать, что в чем-то работник уступает, а в чем-то выигрывает. Такая ситуация и формирует баланс. «Несбалансированные» личности часто и создают проблемы в организации.
         

Наши рекомендации