Беседа 5. Грехи против семьи

Сейчас семья находится в состоянии краха. Семьи распадаются в огромном количестве. Нам же с вами важно знать, что распад семьи происходит постепенно. Сначала возникает множество трещинок в союзе мужчины и женщины, а потом вдруг происходит малейшее испытание, и семья рушится, но начинается этот процесс задолго до своего завершения в виде развода. Эти трещинки — грехи против семьи, их много, часто они не считаются грехами. Но необходимо, чтобы каждый из вас знал, где и когда мы совершаем греховные поступки, которые понемногу разрушают наши семьи. Это необходимо знать, чтобы попытаться избежать этих грехов или хотя бы попробовать исправить их как можно раньше.

Подобно тому, как мы выделяли три этапа в развитии отношений между мужчиной и женщиной (жених и невеста, муж и жена, отец и мать), мы рассмотрим грехи против семьи соответственно на каждом этапе. Но для хронологической точности мне придется ввести еще один этап — до знакомства. Оказывается, грехи, разрушающие будущую семью, можно совершить ещё даже до своего знакомства с будущим мужем. Распределение грехов по отдельным этапам, конечно, несколько условно, оно нужно только для некой систематизации грехов, и грехи, условно отнесенные к одному этапу, очень даже могут присутствовать на любой стадии семейных отношений.

До знакомства

Я выделю здесь один важный момент, связанный с поиском знакомства. Сейчас я буду больше говорить о девушках, не потому, что они больше склонны к тем ошибкам, которые будут рассматриваться, но просто потому, что на их примере ярче можно показать эти ошибки.

Взглянем на современную девицу, которая более–менее следит за своей внешностью и пытается не отстать от моды. Глядя на современную моду, я обычно прихожу в ужас. Каково православное отношение к одежде? Взглянем на мою одежду. Одежда священника максимально скрывает его тело. Вообще нормальная цель нормальной одежды — скрывать тело человека. Я никому не хочу показывать свое тело, свое нижнее белье, моя одежда все скрывает. Женщины во все времена (если они не были проститутками) носили одежду, которая максимально скрывала их тело, а у многих народов и лицо. И действительно, а зачем его, то есть тело, показывать? Единственный, кто может видеть тело женщины, — это ее супруг, потому что супруги составляют единую плоть, единое тело.

О чем говорит современная женская мода? Короткая юбка говорит всем проходящим мужчинам примерно следующее: «Половину своих ног я тебе уже показала, остальное получишь потом, если захочешь». Обидно, что девушка, надевая короткую юбку, думает показать всем только то, что она модно умеет одеваться, и не догадывается, что ее одежда несет совсем иное послание всем окружающим мужчинам. Вообще одежда — это всегда некое безмолвное обращение ко всем встречным людям. При встрече обращение, зашифрованное в одежде, обязательно прочитывается. «Встречают по одежке…»

Появляется девушка в обтянутых брюках. Читаю: «Я вроде бы скрыла свое тело, но о моих прелестных формах ты можешь уже догадаться…» Продолжение послания мы уже знаем: «Половину своих прелестей я тебе показала, остальное получишь потом, если захочешь». Ничего нового! Но есть и более коварные послания. Это длинные до пят юбки, но со столь же длинным разрезом на всю высоту юбки. Читаю это послание: «Я скрыла свое тело, но оставила маленькую щелочку, ты можешь немного подглядеть, если постараешься, и будешь ловить своим взглядом все движения моей походки, но остальное можно будет рассмотреть потом, если захочешь».

Для чего я так долго обсуждаю эти юбки и штаны? Чтобы вы, милые девушки, не писали таких глупостей своей одеждой, потому что, написав такое, вы никогда не встретите хорошего мужа! Какой хороший, достойный парень клюнет на такие юбки? «Если она сейчас показывает свои ноги каждому встречному и поперечному, то после брака она тоже будет их всем показывать? Нет, мне такая жена не нужна!» А потом от несчастных жен слышишь признания: «Все мужики — дрянь! Им нужно только одно! А потом, когда они добьются своего, — сбегают!» И не понимает бедная женщина, что не все мужики — дрянь, а просто она сама своим видом привлекает к себе только таких, которым нужно только одно, а остальные, хорошие мужчины ее обходят стороной.

Обнажать свое тело нет абсолютно никакой необходимости. Красивое лицо и красивую фигуру не скроет никакая одежда! Широкая длинная юбка, просторная блузка не скроют фигуру, а лишь добавят к внешней красоте еще скромность и целомудрие.

Хороший умный парень не клюнет и на ту боевую окраску, которую наши девушки часто наносят на лицо и волосы. У меня был такой случай. В конце Литургии все прихожане подходят к священнику, чтобы поцеловать Крест из его рук. Мимо священника проходят губы всех людей, молившихся в храме. Конечно же, губы у православных прихожанок не накрашены. Подходит одна прихожанка, которая ходит в храм не первый год. «У вас–то я не ожидал увидеть накрашенные губы», — замечаю ей. «А они не накрашены», — отвечает она, и потом, уже после службы объясняет, что мама еще с детства строго запрещала ей красить губы, причем не по религиозным соображениям, а по строгой убежденности, что помада портит губы. «Я никогда не красила губы, — продолжала эта прихожанка, — и, действительно, потом замечала, что стоит кому–то покрасить губы полгода или год, как губы у этой девушки постепенно выцветали и ей уже приходилось обязательно краситься». Я же своими глазами убедился, что за яркую помаду принял всего лишь блеск прозрачной гигиенической помады и яркий естественный цвет губ. Раньше я часто недоумевал, читая сказки, неужели эти бледно–розовые губы, что я видел у окружающих женщин, можно назвать алыми. Но теперь я понял, что раньше они у многих действительно были алыми.

На месте парней я никогда бы не выбрал себе в жены ярко накрашенную девушку. Обычно начинают краситься юные девицы в 13–14 лет (а сейчас, наверное, и раньше), чтобы выглядеть на все 18. Но надо помнить, что если девушка хочет в 15 лет выглядеть на 20, то в 20 лет она будет выглядеть на 25–28, а в 25 лет — на 30–35. Губы, кожа лица, волосы не могут не нести отпечатка употребления косметики. Мне бы не хотелось иметь жену, которая бы в 30 лет выглядела на 40.

В том, насколько пагубно действует косметика на внешность, я убедился во время учебы в Семинарии. Учеба проходила в стенах Троице–Сергиевой Лавры. Мы редко выходили за пределы этого древнего монастыря, и из женских лиц мы видели почти исключительно только лица девушек, учившихся в Регентской и Иконописной школах. Это были милые благообразные лица, которых никогда не касалась помада, пудра и т.п. Кстати, привыкнув к этой естественной женской красоте, я с ужасом и отвращением взирал на размалеванные лица женщин вне монастыря. У меня было такое ощущение, что словно прекрасную картину Леонардо да Винчи или Рафаэля кто–то грубо подкрасил помадой, пудрой и краской для волос. Но я хотел больше сказать о другом. Именно в это время я стал совершенно неспособным определять возраст женщин, даже примерно. Когда я видел церковных девушек, я ошибался в одну сторону. Например, давал девушке 16–17 лет, а ей было уже 22. С нецерковными людьми было наоборот: например, я давал им 22–23, а это оказывались одиннадцатиклассницы. Сравнивая церковных и нецерковных женщин, я могу точно сказать, что церковные женщины всегда (если они верующие с детства) выглядят на 5–10 лет моложе. Мужской организм (и внешность соответственно) стареет быстрее от курения и пьянства, а женская внешность — от косметики.

Итак, еще до знакомства молодые люди своим поведением и внешностью очерчивают круг своих знакомств. Девушки, не стоит удивляться, что на вашем пути встречаются парни, которые не могут стать верными супругами в будущем, а подумайте лучше, как привлечь к себе внимание честных и верных молодых людей. Я бы посоветовал привлечь их скромностью в поведении, в одежде и внешности. Обращать на вас внимание, подходить знакомиться, может быть, от этого будут реже. Но это не страшно, ведь вам нужен всего один муж, а не много.

Жених и невеста

На этом этапе отношений мужчины и женщины самый большой грех, который сильно уродует душу, делая ее почти неспособной к созданию крепкой семьи, — это потеря целомудрия. Само это понятие «целомудрие» очень важно в православном учении, и я немного поясню его значение. Понятие «целомудрие» обозначает особое состояние души, когда человек способен целостно мудрствовать. Например, когда человек хочет бросить курить, но не может, то это и будет примером потери целомудрия: желания — одни, а действия — другие, какая же тут целостность? Часто потеря целомудрия тесно связана с телесным грехом, но обычно целомудрие теряется намного раньше. Недаром Церковь говорит не о «целотелии», а именно о «целомудрии». Значит, здесь что–то происходит с нашим умом, с нашей душой.

Задам вам вопрос. Скромная, хорошо воспитанная девушка возвращается вечером по темной улице, на нее нападают и насилуют (хотя обычно насилие провоцируют сами потерпевшие своим вольным поведением). Потеряла эта девушка свое целомудрие или нет? Все интуитивно понимают, что это не потеря целомудрия. И наоборот, есть множество девиц, которые, сохранив целостность тела, в своих мыслях и мечтаниях крайне далеки от целомудрия, и только случайность удерживает их от падения.

Но предположим, что жених и невеста серьезно собираются через месяц вступить в брак. Что им мешает иметь близость? Вы собираетесь купить машину, идете в автомагазин и настаиваете, чтобы вам выдали машину, потому что вы за нее через месяц точно заплатите. Дадут ее вам? Никогда. Сначала заплати, получи чек, оформляй машину и тогда катайся. Ведь если за этот месяц машина сломается по твоей вине, то если она твоя, то все ясно — ты начинаешь ее ремонтировать. Она твоя, и ты будешь предпринимать все усилия по ее починке. А если ты не заплатил за нее? Ты будешь всеми силами доказывать, что машина еще не твоя! Итак, иди в ЗАГС, «заплати» своим обещанием верности, получи свидетельство о браке («чек»), а потом имей близость.

Что же происходит с человеком, потерявшим целомудрие? Опишу первый случай потери целомудрия в истории человечества. Господь, сотворив Адама и Еву, дал им первую заповедь о том, что им нельзя трогать плодов с дерева познания добра и зла. Это дерево было посажено Богом, чтобы испытать (познать), добрым будет человек или злым. Поскольку человек был сотворен принципиально свободным, то куда употребит свою свободу человек, было никому неизвестно. Что происходит в раю? Змей является Еве и предлагает ей съесть плоды от запретного дерева, прельщая ее тем, что после вкушения она станет знать все, как Бог. Выбирая кому поверить — Богу или диаволу, — Ева верит диаволу. Она вкушает плод первой. Адам, услышав от Евы о словах змея, повторяет ее выбор. Теперь более внимательно посмотрим в библейское повествование: что происходит с первыми людьми дальше? Бог является Адаму и спрашивает: «Адам, что ты сделал?» Адам вдруг, как безумный мальчишка, бежит и прячется от Бога в кустах. Совершенно безумный поступок! Еще минутой назад Адам прекрасно знал, что от Бога спрятаться невозможно, еще недавно он давал всем животным имена, что указывает на его способность проникать глубоко в сущность всех живых существ. Но теперь в Адаме все помутилось, его рассудок помрачился. Еще недавно ему было приятно общение с Богом, а теперь он со стыдом бежит от Него. Все чувства в Адаме переворачиваются, ему становится неприятным то, что раньше доставляло самое большое наслаждение. Бог спрашивает Адама вновь: «Что ты сделал?» Вместо слов раскаяния и просьбы о прощении мы слышим: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне плод». То есть Адам обвиняет во всем жену: это она дала мне плод. Более того, Адам чуть ли не обвиняет Самого Бога: это сделала жена, которую Ты Сам дал мне. В Адаме переворачиваются все желания — он не хочет вернуться к Богу, ему хочется лишь выгородить себя. Примерно то же делает Ева: она не просит прощения, а во всем обвиняет змея. Итак, в Адаме все перевернуто: и ум, и чувства, и воля, — он теряет целомудрие.

Еще одна иллюстрация, изображающая последствия потери целомудрия. Я расскажу вам одну притчу. Вечер, городская площадь. На углу площади стоит женщина и периодически смотрит на часы, которые находятся на колокольне. Мимо женщины проходят трое мужнин. Первый мужчина был вором. Проходя мимо женщины он думал: «Вот какая воровка стоит! Ждет, наверное, своего напарника, чтобы отправиться чистить соседний квартал, где много богачей». Второй мужчина был блудником, человеком глубоко развратным. Он подумал: «Вот какая блудница стоит. Ждет, наверное, своего любовника, когда он сбежит от своей жены якобы по срочным делам, и потом они пойдут заниматься своим грязным делом». Третий мужчина был христианином. Он думал: «Вот какая добрая женщина! Она ждет, наверное, когда начнется час вечерней службы, чтобы помолиться в храме».

Эта притча очень точно передает правду жизни. Человек, который подвержен какой–то страсти, какому–то греху, видит этот грех везде, даже где его нет. В человеке все меняется, он смотрит на мир другими глазами. Ему хочется видеть во всем и всех свойственный ему грех. Человеку легче видеть свой грех во всех, чем исправлять себя. «Я — блудник, мой сосед — блудник, все люди — блудники, все — такие, как я». Думать иначе было бы началом покаяния. Нераскаянный грешник обязательно будет видеть везде свой грех, и, более того, будет стараться вовлечь в него еще больше людей.

Сейчас, например, среди молодых очень сильно распространяется грех блуда, и страшно, что часто втягивают в него свои же друзья, подруги и приятели. И это происходит потому, что подсознательно в человеке все гложет его. Человеку больно осознавать, что он один пал, а другие — нет. Когда же все вокруг него испытают падение, тогда и он успокоится.

Парень и девушка впадают в блуд. Все! Они теперь почти неспособны создать крепкую семью. Во–первых, шанс, что они в скором времени расстанутся, теперь очень велик. Пройдет полгодика, они поблудят и разбегутся. Большинство сейчас впадают в блуд, вовсе не думая о какой–либо семье. Во–вторых, даже если они и вступят в скором времени в брак, семья их будет изуродована. Человек сложно устроен. Он состоит из духа, души и тела. Крепкий брак возникает тогда, когда супруги связаны на всех уровнях: и духом, и душою, и телом. Но закон духовной жизни таков: сначала мужчина и женщина дают обязательства верности и закрепляют это браком, потом — телесная близость. То есть сначала возникает духовная связь, затем — телесная. Если наоборот, то семья будет уродливая. Посадите саженец корнями вверх, а листьями в землю. Он, может быть, и прорастет, но будет расти уродливо, и понадобится много труда, чтобы он вырос, а не погиб. Не лучше ли посадить росток нормально, а семью создать правильно?

Но все это говорилось о паре, которая, согрешив, все же не распадается, а соединяется в семейный союз. А что говорить о тех, за чьей спиной опыт нескольких близостей с разными людьми? Удивительные слова по данному поводу говорит апостол Павел: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6, 16). Удивительны эти слова тем, что одним телом или плотью становятся–то ведь муж и жена, между которыми возникает и духовная, и душевная связь. Оказывается, каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека. Он хотел соединиться телом, а душою и духом вовсе не хотел, а получил все сразу. Телесную связь разорвать легко. Переспал и убежал, потом иди, ищи, где хочешь. Но духовная связь остается. И непонятно потом будет жене: хочет всею душою полюбить своего мужа, а не может. Душа ее, оказывается, уже связана с другими людьми, и эти связи тянут ее, не дают ей свободы. Случайный ее любовник спивается где–то далеко, а его тоска и уныние ложатся и на ее душу.

Эти старые связи порвать можно. Но для этого уже необходимо призвать на помощь Бога. Надо покаяться в этих грехах, возненавидеть их, и Господь их оборвет. А то ведь бывают такие люди, что потом еще вспоминают о своих грехах с услаждением, как о славном времени.

Сейчас я больше говорил о духовной стороне потери целомудрия. А теперь давайте посмотрим на эту проблему с точки зрения простого здравого смысла, как следует поступать девушке, если она стоит на пороге греха.

Я несколько раз на исповеди слышал банальные истории брошенных девушек, которые уступили своим парням и впали с ними в блуд. Истории развивались по одному сценарию. «У нас с ним начались ссоры. Он говорил, что я его не люблю, поэтому не уступаю. Я хотела его удержать… Но вскоре после того, как все случилось, он меня бросил окончательно». Девушки, запомните эти истории! Самый быстрый способ расстаться со своим парнем — это впасть с ним в грех блуда. Таким образом еще никто никого никогда не удерживал.

Давайте начертим таблицу и рассмотрим следующие варианты: он — хороший и он — негодяй; вы — уступаете ему и вы — сохраняете свое девство.

Вы уступаете

Вы не уступаете

он – хороший

он – негодяй

Рассмотрим первый вариант. Он — негодяй, вы — уступаете. Ставлю в клетке сразу два минуса. Во–первых, вы потеряли свое девство, отдав его какому–то негодяю, во–вторых, вскоре он вас бросит. У таких молодых людей от завоевания вашего тела рождается только еще больший аппетит. «Эту я уломал! А вон ту смогу?» Вы теряете для него всякий интерес, ваша крепость пала, надо идти брать штурмом другую.

Второй вариант. Он — негодяй, вы не уступаете. Рисую два плюса. Во–первых, вы сохранили свое девство, не дав его некоему проходимцу. Во–вторых, вскоре он бросает вас, а вы из этого видите, что были знакомы с недостойным вас человеком. Вам, может быть, от этого расставания грустно, но вы должны радоваться, поскольку вы разглядели в нем негодяя. Ведь, если он вас бросает только за то, что вы не дали ему то, что он так хотел, то кто он? Ему нужны были не вы с вашим сложным внутренним миром. Ему нужно было только ваше тело. Он его не получил и пошел искать место, где получит искомое.

А если вы не уступаете, а ваш парень не бросает вас, остается с вами, значит, мы попали на третий вариант: он — хороший. Рисуем плюс. Вы убеждаетесь, что ваш избранник относится к вам с уважением, он ценит ваше желание сохранить чистоту до брака и оставляет свои притязания. Если молодой человек еще до брака относится к вам с уважением, вы можете ликовать, вероятность, что муж будет вам верен всю жизнь, очень велика. Ему нужны именно вы, а не одна ваша телесная часть.

Вариант четвертый. Он — хороший, вы уступаете. Тут я поставлю большой знак вопроса. Как будут развиваться ваши отношения дальше, никто не знает. Шансов, что будет все хорошо, не так много, так как уже нарушены законы духовной жизни. Здесь единого сценария нет. Но очень вероятно, что после этого ваши отношения испортятся, быть может, и не разрушатся совсем, но будут другими. Ведь психология человека такова: чем дешевле нам что–то достаётся, тем меньше мы это ценим. Вы легко расстались с вашей чистотой, тогда берегитесь, ваш возлюбленный не будет её ценить.

Одна прихожанка передавала нам рассказ одной знакомой о своем сыне. Сын у этой женщины вырос красивым, уверенным молодым человеком. Учась в институте, лето он проводил, конечно, дома. Но матери от этого было только тяжело, ибо она видела, насколько он вошел в развратный образ жизни. Очень часто он уходил на всю ночь со своими друзьями, ночуя у них на дачах. Там они, как правило, искали себе новых любовных приключений. Но однажды он пришел рано, не под утро, как обычно. При этом он был очень злой и не хотел ни о чем говорить. С этой ночи он резко изменился, стал мало разговаривать, часто думал о чем–то своем, явно чем–то терзался. Разгадка наступила через три месяца, уже осенью. Оказывается, в тот вечер он познакомился с одной девушкой. Все шло как обычно, он предвкушал приятное провождение времени. Он был уверен, что девушка в его руках и согласна на все, но вдруг встретил жесткий отпор. В его практике это было первый раз. Впервые он задумался о том, что девушка может ценить свою чистоту. Когда до него дошло, что эта девушка чиста и у нее не было никаких мужчин, то он влюбился в нее очень сильно. Несмотря на свое развратное поведение, в глубине своего сердца он все равно понимал, что его будущая супруга должна быть девственной. Все, с кем он гулял, были только для гуляния, но не для семьи. Мать узнала весь секрет поведения своего сына, когда он сказал, что скоро женится. Видимо, он понял, что для него шансов встретить другую чистую девушку почти нет.

Глядим на таблицу и делаем вывод. Единственный надежный выход при сложностях в ваших отношениях с парнем — сохранить свою девственность. Тут вы никогда не проиграете.

Говоря о последствиях случайных блудных связей, необходимо упомянуть явление телегонии. Примерно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, для повышения их выносливости решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия: ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр–кобыл от породистых жеребцов. Опыты прекратили и постарались забыть о них, полагая, что дело закончено. Однако через несколько лет после вязки породистых жеребцов и матерей–чистокровок (которые во время опытов были покрыты самцами–зебрами) стали рождаться полосатые жеребята. Как же могло случиться, что, не забеременев от зебры, родив несколько раз от породистых коней жеребят, кобыла вдруг ни с того ни с сего родила чужака? Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией.

Опыты современников Ч. Дарвина профессора Флинта, Феликса Ледантека и иных ученых с другими животными подтвердили данный феномен. Ф. Ледантек написал книгу, где в главе под названием «Телегония, или влияние первого самца» описал проводимые опыты. Только практики–собаководы не удивились, ибо давным–давно знали: если хотя бы раз породистая сука повяжется с непородистым кобелем–дворнягой и даже если в результате этого у нее от него щенят не будет, то в будущем от нее породистых кобелей все равно ждать нечего.

Сегодня это знает каждый собаковод. Голубятники также об этом хорошо знают. Если непородный голубь «потоптал» породистую голубку, ее сразу убивают, потому что в дальнейшем, даже при самом «элитном» супруге, у нее будут только нечистопородные дети: то перышки в хвосте не те, то цвет клюва, то еще что–нибудь.

К нашему же времени сложилась парадоксальная ситуация: об этом явлении, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, знают преимущественно животноводы. Иначе бы в России не было лучших пород животных: ни породистых скакунов, ни молочных коров, ни отменных соболей, дающих лучший мех в мире…

К слову сказать, отечественные меха завоевали третью часть мирового пушного рынка. Тогда, 150 лет назад, современники сразу стали задавать физиологам вопрос: «Не распространяется ли эффект телегонии на людей?» Но ученых уже не надо было подгонять. Начались интенсивные физиологические, антропологические, социологические, статистические исследования и даже опыты, если, естественно, такая возможность предоставлялась. И после многолетних многочисленных разносторонних опытов беспристрастная наука заявила твердо: «Да, эффект телегонии распространяется и на людей, причем даже в гораздо более ярко выраженной форме, чем в мире животных!»

Итак, телегония (от «теле» — далеко и «гони» — рождение, происхождение) — наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют в той или иной степени все ее предыдущие половые партнеры вне зависимости от того, были ли у них дети или нет. Известно, что даже через несколько лет после внебрачных связей с заезжими гастролерами, на международных фестивалях, масштабных спортивных соревнованиях, на стройках и вне их, в частности, наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых и современных своих мужей детей «ни в мать, ни в отца, а в черного или дебильного молодца».

Сейчас появляются научные объяснения того, как гены партнера могут внедряться в генетическую систему женщины. Исследования показали, что женщина, даже не забеременев, будет нести в себе яйцеклетки, в которые будут встроены цепочки ДНК всех ее предыдущих половых партнеров, и передаст своему будущему потомству их гены наряду с генами отца ребенка.

Вот тут–то и опустился занавес секретности! Сейчас явление телегонии не признается официальной наукой, так как это признание накрепко закрывало бы дорогу для всякого рода сексуальных революций, на плодах которых наживаются огромные деньги.

Муж и жена

Молодая пара решается вступить в брак. Здесь я отмечу следующие грехи против семьи.

Гражданский брак

Первый грех носит название «гражданский брак». Хотя мне совсем не понятно, почему его называют вообще браком. Это — не брак, это — просто блудное сожитие. Для меня нормальным считается другое представление о браках. Существует церковный брак — это венчание, существует гражданский брак — это роспись в ЗАГСе, и существует блудное сожитие. Рассмотрим последний вариант союза мужчины и женщины. Далее я буду называть его против своей воли гражданским браком.

Молодые люди рассуждают так: «Поживем годик–другой, присмотримся. Если все будет хорошо — распишемся, если нет — разойдемся». Безумные! Никогда не распишетесь, точно разойдетесь! Я не знаю ни одного случая, когда после гражданского брака люди расписывались. Может такие случаи и есть, но они — исключение из правил.

Когда–то мы с вами говорили, что брак — это мешок, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтесываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка возможна в гражданском браке? «Мы с тобой поживем вместе, но помни, что как только что–нибудь мне не понравится, мы разойдемся. Смотри! Чемоданы всегда стоят у двери, чуть что — и уйду». «Супруги» держат себя на достаточном расстоянии, притираться никто не хочет. Запомним, настоящая любовь в гражданском браке принципиально не рождается.

Одно из определений любви следующее. Любовь – это ответственность. Какая ответственность? Ребенок разбивает окно в школе. А кого в школу вызывают, чтобы сделать вразумление? Мать! Ребенок нашкодил, а отвечает мать. Вот это и есть любовь к сыну — я отвечаю за каждый его шаг. Та же ответственность рождается между мужем и женой, если они любят друг друга. Какая ответственность в гражданском браке? Никакой! «Расписываться — это значит прописывать мужа в квартиру, потом разведешься — не выпишешь». «Расписываться — это значит потом алименты еще платить». Люди не хотят брать на себя даже малейшей ответственности. Спать будем вместе, а остальное — врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.

Измена

В том, что измена — это явный грех, никто не сомневается. Поэтому я лишь немного прокомментирую этот грех. На исповеди довольно часто приходится слышать об изменах, но самое печальное — это то, как человек рассказывает о своей измене. В словах слышится детская наивность. Подчас удивительно, что такое может произносить взрослый человек. «Жена меня не понимает. Мы уже давно живем, как чужие люди, просто под одной крышей. А вот она (любовница) меня понимает, она очень чуткий человек, и мне с ней так легко». Или часто слышишь от одинокой женщины, которая встречается с женатым мужчиной: «Он такой внимательный и заботливый, но с женой у них отношения натянутые, она его не понимает, а он очень хороший. Он не бросит, конечно, семью, да и я не хочу разрушать ее».

На самом деле все очень просто. То, что его дома не понимают, — это самооправдание. То, что его понимает кто–то чужой больше, чем дома, — это тоже неправда. То, что он заботливый и внимательный, — это самообман. Не может быть человек заботливым, если он изменяет! Не может любовница понимать мужчину больше, чем родная жена! Просто ухаживать за чужим человеком, встречаться с ним по два–три часа, да еще и не каждый день, — это в десятки раз проще, чем ухаживать за своей женой. Быть любезным на короткий промежуток времени с любовницей — легко. Быть заботливым мужем и отцом, то есть быть готовым проявлять свою заботу 24 часа в сутки, — это уже подвиг. Нести этот подвиг человек не хочет, а чтобы его любили и ублажали, — он хочет. Так появляются любовницы. Но появляются они только от неспособности изменника любить по–настоящему. Жена может быть совсем не виноватой в измене мужа, это не она не понимает его, а он сам виноват, что не может ее любить. Она (жена) эту нелюбовь мужа понимает, а он (муж) это называет ее непониманием. Ему надо, чтобы он на диване лежал, а жена слушалась, ублажала и при этом еще и понимала его.

А бедные одинокие женщины выслушивают признания о непонимании изменников в их родных семьях, наивно верят им и пытаются хоть немного утолить их жажду понимания и внимания. Хотя женская интуиция говорит им, что надо расстаться, но сил нет. Но расстаться надо обязательно и срочно. Потому что любви этот мужчина дать им никогда не сможет, а душу вымотать, обнадежить и разочаровать — это сколько угодно.

Готовность к разводу

Как редкое исключение, разводы были и раньше. Церковь в некоторых случает допускает разводы, как меньшее зло по сравнению с большим. Например, муж совсем спился, ведет себя буйно, и чтобы избежать большего зла (а вдруг ребенка в пьяном порыве покалечит и т.п.), лучше развестись.

Но тем не менее развод — это грех. Легкость, с какой сейчас относятся к разводам, подчас низводит брак до простого сожития. «Ну, не нравится жить со мной, так давай разведемся». Чем легче в обществе совершаются разводы, тем слабее браки. Практически все, что говорилось о гражданском браке, можно отнести к супругам, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, но при этом считают развод делом самым обычным.

К разводам можно отнести и все, что говорилось об изменах. Человек, не найдя «понимания» у своих близких, думает, что другие будут его понимать. Но непонимание со стороны близких — это обратная реакция на его собственную неспособность любить. Человек разводится, пытается создать новую семью, но в ней все повторяется, потому что избавиться от своего эгоизма человек так и не смог.

Значительная часть разводов совершается через 2–3 года после вступления в брак, столь же большая часть — в 40–45 лет. В обоих случаях разводы связаны с перестройкой в отношениях между мужчиной и женщиной, которые неминуемо происходят. Ведь семья — это живой организм, он растет и меняется. У молодоженов свои искушения. Они после брака становятся близкими людьми и познают друг друга как мужа и жену, как отца и мать. Мы это уже обсуждали. В 40–45 лет происходит еще одна перестройка всех отношений между мужем и женой. Дети вырастают, они улетают из родного гнезда, а если и остаются, то все равно они уже самостоятельны и не требуют той заботы, что нужна была раньше. Муж и жена вновь возвращаются друг к другу. Из отца и матери они вновь становятся мужем и женой. Здесь начинается второй переходный возраст в жизни человека. Телесная близость в этот период играет меньшую роль в отношениях, и на первый план выходят сторона душевная и сторона духовная. И тут супруги понимают, что с этих сторон они слабо связаны. И в этот период отчасти должно повториться то, что было между супругами, когда они были молодоженами, когда они из жениха и невесты превращались в мужа и жену. Вновь труд, вновь притирка, вновь познание друг друга. Отсюда и новая волна разводов. Не разведетесь, устоите — значит все будет хорошо до самой смерти.

Разводы в сорокалетнем возрасте — это свидетельство того, что супруги жили вместе просто по привычке. Притерлись, привыкли к друг другу за первые 2–3 года совместной жизни, и все! Любовь их как была в зачаточном состоянии, так и осталась. Напомню, что любовь взращивается благодаря подвигу самопожертвования, который человек постоянно несет в семье. Есть подвиг — будет расти любовь. Нет подвига — остается лишь одна привычка друг к другу. К сожалению, сейчас большинство более–менее благополучных семей живут именно так — по привычке.

Беседа 6. Аборт

Напомню, что на прошлой беседе мы рассматривали грехи, которые бывают до знакомства, у жениха и невесты и у мужа и жены. Теперь коснемся грехов на следующем этапе семейной жизни: отец и мать.

Сейчас я коснусь не тех грехов, которые связаны с воспитанием детей, а тех, которые препятствуют супругам стать отцом и матерью. Прежде всего это аборты.

Мы уже касались темы абортов, говоря про телесную связь родителей с детьми. Напомню, что ребенок в утробе матери с самого момента зачатия не может считаться органом материнского организма, это совершенно отличный от нее организм, данный матери на питание в утробе.

Поэтому я отмечу только один момент. Несколько раз вы будете слышать из уст разных людей фразу, которой оправдывают аборты: «Ребенок должен быть желанным».

Мы привыкли к тому, что вокруг много демагогии, но от этого не стали более опытными. И вновь, и вновь нас начинают обманывать. Один из главных приемов демагогии следующий. Из правильных, казалось бы, фраз строятся нужные умозаключения, но при этом логика, по которой делаются выводы, совершенно ложная. Одной такой правильной фразой, которой пользуются для того, чтобы заморочить голову, является фраза о желанности детей.

Эта фраза звучит красиво, смысл ее почти очевиден и не вызывает никаких сомнений. Конечно же, ребенок должен быть желанным! Ложь начинается тогда, когда из этой мысли начинают делать выводы. Действительно, можно сделать два совершенно противоположных вывода из этой мысли.

Нормальным выводом из этой фразы, который и отражает истинный смысл ее, является следующий. Как только ребенок появляется (а это происходит по учению Церкви в момент зачатия), он с этого момента должен стать желанным. Ребенок не может не быть желанным. Даже если он был нежеланным до своего появления (то есть зачатия), то он становится таковым, когда он уже появился. Пусть ему только 2–3 дня, неделя или месяц, но для матери это уже ее человечек, ее кровинушка, и не любить его уже нельзя. Это нормальный вывод.

Но есть еще и ненормальный вывод. «Я его не желала, не хотела его появления, но он появился. Он должен был быть желанным, но я его так и не желаю, поэтому пусть его не будет». Ну, не получился ребенок желанным, и значит, его надо вычеркнуть из списков живых; просто надо подождать, пока не появится желание иметь ребенка — тогда буду рожать. А пока желания нет, можно с чистой совестью убивать всех своих зачатых детей. Ведь ребенок должен быть желанным!

Вспоминаю рассказ одной женщины о своей семье. Первый ребенок уже взрослый, второй родился инвалидом, отстает в развитии и требует много сил по уходу. Несмотря на предохранение от беременности рождается третий ребенок. Сил не хватает, денег тоже, на работу не устроишься с такими детьми (один инвалид, другой грудной). «Да и рожать было стыдно — возраст уже, засмеют: вот, на старости решила рожать». Но мысли об аборте не было. «Может, в детский дом придется отдать», — вздыхает мать, указывая на младшего ребенка. Предлагаю: «У меня есть знакомая семья, они хотят усыновить ребенка. Может, отдадите?» «Да что вы! Я ни за что ребенка не отдам. Это я только так хочу отдать, чтобы видеться можно было, а когда полегче будет — обратно взять. Да, может, и не отдам я его еще в детдом».

Это нормальная позиция нормальной женщины. Да, тяжело, да, не хотела ребенка, но он уже есть, и это мой ребенок, я его люблю и никому никогда не отдам. Для этой женщины ребенок не может быть нежеланным.

Но, к сожалению, сейчас не во всех женщинах живет такая нормальная позиция. И все чаще появляется другая логика, логика человека очень жестокого и самолюбивого. Но жестокость пытаются спрятать за красивыми правильными фразами.

Попробую проиллюстрировать все безумие при попытке оправдать аборты фразой о желанности детей. Предположим, я говорю: «Я должен жить со всеми в любви». Никто спорить не будет. Очень правильная мысль. Но дальше я сделаю следующий вывод: «Поскольку некоторых людей я не люблю, то я их буду убивать, ведь я должен со всеми жить в любви». От такого вывода становится страшно. Но тогда страшно должно быть и от фразы: «Я иду на аборт, потому что ребенок должен быть желанным».

Ложь заключается в том, что фраза «Я должен жить со всеми в любви» предполагает мой труд над собою, а не право на убийство других людей. Если я кого–то не люблю, я должен заставить себя примириться с этим человеком и жить с ним в мире. И фраза «Ребенок должен быть желанным» тоже предполагает труд над своей душой. Мать должна преодолеть свое нежелание иметь ребенка: «Он появился, и я должна заставить себя его полюбить».

Женщина, которая идет на аборт, должна понимать, что она делает это злодеяние не потому, что ребенок должен быть желанным, а потому, что она так и не захотела полюбить свою кровинушку, чье сердечко бьется под ее сердцем.

Конечно, убить легче, когда еще не видишь свою жертву. Стоит ребенку родиться, как его убивать уже жалко.

Обращаю ваше внимание на то, что абортом женщина наносит вред здоровью своих будущих детей больший, чем вред своему здоровью. Аборт — это очень жестокая операция для того неясного органа, где должен развиваться ребенок. Матка — словно рыхлая земля, готовая принять в себя зачатый плод и питать его во время беременности. После аборта, когда после удаления ребенка матка буквально выскабливается, чтобы в ней ничего не осталось, как правило, остаются рубцы. Новый зачатый, уже «желанный» ребенок попадает в израненный орган. И во время беременности он будет развиваться гораздо хуже. В лучшем случае он родится просто слабеньким, в худшем — с серьезными нарушениями в работе каких–нибудь органов, нервной системы и т.д.

Я бы давал всем, идущим на аборт, следующий совет: роди и оставь в роддоме. Всех детей–отказников (от которых отказались родители в роддоме) усыновляют в течение шести–восьми месяцев. Это будет лучше и ребенку, который найдет любящих родителей, и самой родившей, которая сохранит свое здоровье.

Наши рекомендации