Многообразие языковых средств
В моменты житейских неурядиц мы ищем совета у людей, которые вовсе не являются знатоками в возникшей у нас проблеме. Нам нужны именно их «бессмысленные» утешения. Во всех этих «не горюй», «возьми себя в руки», «все образуется» и т. д. нет никакой полезной для нас информации, никакого плана действий. Но эти слова оказывают большое целительное действие. Именно звучание слов, их сочувствующая интонация.
Вообще интонация высказывания придает устной речи большую выразительность и информативность, недоступную, скажем, письменным сообщениям.
Внушаемость посредством интонаций звучащего слова — глубинное свойство личности, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Это видно в ходе развития ребенка. В раннем детстве слова и запреты взрослых оказывают большое внушающее воздействие, и ребенку не требуется никаких обоснований. «Мама не велела» — это главное. Когда просвещенные родители начинают логически доказывать необходимость запрета, они только приводят ребенка в замешательство и подрывают силу слова. До того как ребенок начинает понимать членораздельную речь, он способен правильно воспринимать «предшественники слова» — издаваемые с разной интонацией звуки, мимику, вообще «язык тела» [111,78].
[86]
В предыдущем разделе мы уже говорили, что приказ понимают даже животные (при дрессировке, например).
Воздействие речи значительно усиливается, если говорящий пользуется всеми богатствами языка.
Чем разнообразнее и богаче словарь говорящего, тем более значительное впечатление производит речь, и, следовательно, тем она убедительнее.
Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7—9 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11—13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи разных слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта.
Имеются подсчеты количества употребленных слов у некоторых других выдающихся писателей и поэтов: Есенин — 18 890 слов, Сервантес — около 17 тысяч, Шекспир — около 15тысяч (по другим источникам— около 20тысяч), Гоголь («Мертвые души») — около 10 тысяч слов.
Большое значение имеет образность речи— применение сравнений, метафор, эпитетов, аллегории, иронии, пословиц и поговорок и т. д. Правда, некоторые приемы, такие, например, как ирония, иносказание, понятны только при общении представителей одной культуры.
Нашу эмигрантку из Одессы доставили в американский суд:
— Вы обвиняетесь в том, что украли курицу.
— Нужна мне ваша курица!
Переводчик переводит судье: «Она говорит, что курица была ей очень нужна».
— В таком случае заплатите владельцу два доллара.
— Здравствуйте, я ваша тетя!
Переводчик — судье: «Она вас приветствует и говорит, что вы приходитесь ей племянником».
Об одном и том же можно сказать различными словами и всякий раз это оставит разное впечатление.
Человек пишущий или говорящий всегда вкладывает те или иные эмоции, оставляет что-то свое в переданном сообщении.
[75]
А то или иное слово, высказанное разным тоном, структура предложения могут оказывать разный эффект, вызвать различные эмоции и ассоциации. «В связи с функциональной задан-ностью коммуникации (...) язык, отражая эту заданность, начинает видоизменяться, приспосабливаться к целям и задачам идеологического воздействия» [249, 8].
Но верно и обратное: у каждого слова есть множество значений, часто принципиально различных в зависимости от контекста высказывания. Это характерно для любого развитого языка. Так, например, в английском некоторые слова имеют до 500 значений. Достаточно заглянуть и в словари русского языка, чтобы убедиться в многозначности многих слов. Это обстоятельство используется для манипулирования, но оно же может привести и к определенным неожиданностям.
Вспоминается одна история из жизни автора. В первый год преподавания в провинциальном вузе читаю лекцию студентам первого курса. Чтобы освежить восприятие студентами сложного математического материала, привел факт научной продуктивности французского математика Огюста Коши: «Этот математик был настолько плодовит, что только для публикации его работ был основан научный журнал...» Эти слова потонули в дружном смехе студентов. Яне сразу понял, что же их так развеселило. Оказалось, слово «плодовит». Студенты были из семей, близких к сельскому хозяйству, и «плодовитость» понимали в смысле принесения приплода (свиноматками, кроликами). Я же был максимально далек от этих реалий и понимал под этим научную продуктивность ученого.
Несовершенство речи
Фермер рассказывает соседу:
— У меня на ферме есть чудо природы — двуногий баран!
— А!— отвечает второй фермер. — Это тот самый, что ухаживает за моей дочерью?