Вопрос 2. Уровни передачи информации

Выделяют уровни:

1. вербальный (речевой)

2. невербальный

На невербальном уровне используются невербальные средства общения (неречевые).

Визуальные (движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица, глаз; позы, осанка, посадка головы; направление взгляда, визуальные контакты; кожные реакции – покраснение, побледнение, вспотение; расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения (подчеркивание или сокрытие пола, возраста, расы; средства преобразования – одежда, прическа, косметика, очки, украшения, усы, борода и так далее).

Акустические (голос: громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель).

Тактильные(прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй).

Ольфакторные (естественные и искусственные запахи человека и запахи окружающей среды).

Общих норм для всего человечества нет. Конкретная культура имеет свои особенности, следовательно, если мы учим язык другой страны, то должны выучить и невербальный язык общения.

Контрольные вопросы

1. Что такое коммуникативные барьеры?

2. Какую роль в общении играет обратная связь?

3. Роль невербальных средств общения в межличностных коммуникациях?

ЛЕКЦИЯ 6

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

1. Особенности перцептивной стороны общения

2. Механизмы социальной перцепции

3. Факторы, мешающие правильно воспринимать людей

Вопрос 1. Особенности перцептивной стороны общения

Происходит восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе поступков. На процесс восприятия влияет возраст (дети больше ориентированы на восприятие внешности человека); профессия (педагог ориентирован на речь, хореограф - на физическое сложение и движения человека) и т.д. 80 % успеха в общении обеспечивает высоко развитая психологическая наблюдательность.

Вопрос 2. Механизмы социальной перцепции

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии стро­ится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, по­ведение, вкусы и привычки.

Эмпатия — это эмоциональное вчувствование или сопережи­вание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представлять себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

Аттракция (дословно — привлечение) — представляет собой форму познания другого человека, основанную на формирова­нии устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря форми­рованию привязанности к нему, дружеского или более глубоко­го интимно-личностного отношения.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе обще­ния, в основе которого лежит способность человека представ­лять то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склон­ны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции лю­ди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину слу­чившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадав­шем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия чело­века в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Об­щая закономерность состоит в том, что по мере роста значимо­сти случившегося испытуемые склонны переходить от обстоя­тельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. ис­кать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Вопрос 3. Факторы, мешающие правильно воспринимать людей

1. Неумение различать ситуации общения по следующим признакам:

· цели и задачи общения в данной ситуации

· их намерения и мотивы

· формы поведения, подходящие для достижения цели

· состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений («Что тут смотреть, я и так знаю»).

3. Наличие сформированных стереотипов («Все девчонки неискренни»).

4. Стремление сделать преждевременные заключения о личности до получения достоверной информации.

5. Отсутствие желания и стремления прислушиваться к мнению других людей.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках других людей, происходящих со временем по естественным причинам (ригидность).

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная перцепция?

2. Назовите механизмы социальной перцепции.

3. Что такое социальные стереотипы?

ЛЕКЦИЯ 7

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

1. Сущностная характеристика личности

2. Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность»

3. Структура личности

Вопрос 1. Сущностная характеристика личности

Личность— это конкретный че­ловек, являющийся представителем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимаю­щийся конкретным видом деятель­ности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный опре­деленными индивидуально-психоло­гическими особенностями.

В личности выделяется прежде все­го ее общественная сущность. Вне об­щества, вне социальной и профессио­нальной группы человек не может стать личностью, т.е. создает человека при­рода, а формирует его общество.

Сущностная характеристика лично­сти и ее основные особенности опреде­ляются:

Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сло­жившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, обще­ство, человеческие отношения, кото­рые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде опре­деленных жизненных целей и интере­сов, отношений, позиций.

Психологическая сущность миро­воззрения личности проявляется в спе­цифическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них проти­воречий, отражающих противопо­ложные интересы разных слоев об­щества.

Целостность мировоззрения нару­шается, если личность руководствует­ся или находится под влиянием проти­воречивых интересов, носителем кото­рых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоя­тельств.

Наши рекомендации