Тема 3. Психология общения

Типы личностей. Мышление, общение и поведение людей зависит от типа личности. Важно сделать общение более эффективной для различных типов людей. Поэтому на протяжении веков философы и люди науки (Schiller, Nietzsche, Jordan, James, Spranger, Jung, Murray, Berne) пытались понять тайну человека. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой.

Существует множество критериев классификации личностей. Так, с точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основефизической конституции, особен­ностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, Павлов). Сюда относится достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, подвиж­ный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный); разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентиро­ваны во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориенти­рованы во внутрь); типология Хейманса — Ле Сенна (восемь типов личностей, различающихся по эмоциональности, актив­ности, впечатлительности) и т.д.

Из числа рассмотренных выше психотипов личности наи­большее практическое значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается определен­ное соотношение степени эмоциональной стабильности и ори­ентации либо на самого себя, либо во внешний мир, на окру­жающих.

Здесь важно учитывать, что

· принадлежность к тому или иному типу определяется ге­нетической предрасположенностью;

· «чистых» психотипов практически не существует;

· существует прямая связь между темпераментом и деловы­ми качествамиконкретного индивида.

Начнем с холерика. У него нет устойчивых психических ре­акций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, быстр, находчив в спо­ре, зато не обидчив и незлопамятен. Отсюда следует, что он предрасположен к конфликтам, не умеет слушать других, скло­нен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы с бумагами, персональными компьютерами и требующих терпения длительных деловых пе­реговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель — флегматик.

Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начи­нает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустой­чив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, не конфликтен, умеет слушать других людей. Вместе с тем, его ориентация на одушевленные предметы не по­зволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, пер­сональными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.

Главное качество флегматика — ориентация на неодушев­ленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуа­цию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмо­циональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собесед­ник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.

«Недоразумение природы» — так некоторые называют ме­ланхолика. Его главная черта — обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника или музыканта, но отрицательно сказывается на де­ловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мните­лен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительно­сти. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склон­ность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации, но создает прекрасные предпосылки для деятельности, например, в области рекламы.

Другой критерий классификации типов личности — еесоци­ально-психологические качества: социальные установки, стерео­типы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характе­рен для Мертона (конформистский и девиантный типы) и Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Для практики делового общения наибольшее значение имеет клас­сификация основателя социометрии американского ученого Я. Л. Морено (1892—1974), исследовавшего неформальные отно­шения в группе с точки зрения распределения симпатий и анти­патий («звезды», т.е. неформальные лидеры, и изолированные члены группы, представляющие как бы разные полюсы нефор­мальной структуры).

Интересную классификацию предложил российский ученый В . М . Шепель: коллективисты — общительные работни­ки, активно поддерживающие общественные начинания; индиви­дуалисты— тяготеющие к персональной ответственности, само­стоятельности; претензионисты — работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внима­ния: подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений; пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы; изолированные — работники с несносным характером .[1]

3.1. Типы W. James основатель прагматизма выделяет два типа людей – эмпиристы и рационалисты.

Tender- minded рационалист Tough-minded эмпирист
Руководствуется принципами Руководствуется реальностью
интеллектуалист сенсуалист
идеалист материалист
религиозный религиозный
индетерминист детерминист
монист плюралист
догматик скептик

Фактически это два способа мышления: рационалист мыслит абстрактно, а

эмпирист – конкретно. Эмпирик ориентирован на внешний мир, на конкретно-чувственные восприятия, это экстраверт. Рационалист превыше ставит абстрактное мышление, а не конкретно-чувственный мир, его мысли являются априорными условиями восприятия мира. Если эмпирик интересуется больше предметным миром и его поведением, то рационалист больше воспринимает отношения аналогии между предметами.

3.2. Типы К. Г. Юнг. Возникающие в психической структуре комплексы свя­зывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем са­мым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации»[2].

Если руководитель балагур и весельчак, то он – экстраверт. То есть он является человеком, любящим процесс общения. Он предпочитает получать информацию не из бумаг, а от людей. Поэтому ему лучше изложить свою информацию устно.

Малоразговорчивый человек – интроверт. Он предпочитает бумаги живому общению. Поэтому при визите к нему имеет смысл подать письменное изложение своей просьбы.

Экстраверсия — это направленность личности на окружаю­щий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общитель­ность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импуль­сивность. У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск.Интроверсия — это направленность человека на своей внут­ренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, спокой­ствие, необщительность, подчас замкнутость,

ля интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощу­щения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Пси­хическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлек­сивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полуша­рие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее вре­мя и пространство. У интроверта ведущим является левое по­лушарие, связанное с внешним миром более опосредствованно [3] .

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышление, эмоции, ощущение, интуи­ция[4]. Соответственно в типологии личностей он выделил: мысли­тельный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятель­ности на соответствующие психические функции.

В деловом общении мыслительный тип личности более скло­нен анализировать информацию, требователен к своему партне­ру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздейст­вовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздейст­вия на партнера.

Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать та­кие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии реше­ний, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойст­во о будущей реализации делового соглашения [5].

Типология личностей James и Jung может быть дополнена идеями Berne:

Тема 3. Психология общения - student2.ru Тема 3. Психология общения - student2.ru Тема 3. Психология общения - student2.ru Эмпирист Рационалист

Тема 3. Психология общения - student2.ru Тема 3. Психология общения - student2.ru Тема 3. Психология общения - student2.ru Тема 3. Психология общения - student2.ru экстраверт интроверт

победитель побежденный победитель побежденный

Наши рекомендации