Глава 1. Теория и практика карьеры
□ женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут
сорваться в кризисной ситуации;
□ женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья
имеют аналогичную или лучшую работу.
В большей части приведенные заявления основаны на старых предрассудках и стереотипах. Проведенное исследование среди 1000 мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли не показало значительных различий в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения.
Исследование также показало, что нет ярко выраженных различий в том, как руководят мужчины и женщины. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.
ПРАКТИКА
В данном исследовании карьерных притязаний приняли участие 238 молодых специалистов, пришедших на работу в вузы г. Владивостока в 2001-2003 годах, среди них 153 женщины и 85 мужчин. Была использована методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (1996), широко применяющаяся в исследованиях карьеры, в том числе для выяснения тендерных различий в карьерной мотивации.
Эдгар Шейн (Е. Schein), изучая деловую карьеру, выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»), с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека и место карьеры в системе его жизненных ценностей.
1. Профессиональная компетентность — установка, связанная с поиском чело
веком признания своих способностей и талантов в определенной области
(научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ
и т. д.).
2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация
личности на должность, позволяющую управлять организацией дела: объ
единять усилия других людей и нести полноту ответственности за конечный
результат.
3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой карьерной
ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и
ограничений.
4. Стабильность — карьерная ориентация, обусловленная потребностью в
безопасности и стабильности, для того чтобы будущие жизненные события
были предсказуемы; различают два типа стабильности —стабильность места
работы и стабильность места жительства.
1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «рабо
та с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать
мир лучше».
6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция,
победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.
7. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится
создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску.
8. Интеграция стилей жизни. Для людей этой категории карьера должна ассо
циироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека,
семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали
бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать
определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карье
ре. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нару
шает привычный стиль жизни и окружение.
Анализ полученных результатов тестирования и анкетирования во Владивостоке показал, что в карьерных установках опрошенных мужчин и женщин существуют различия, касающиеся таких карьерных стратегий, как «профессиональная компетентность», «менеджмент» и «вызов».
У женщин в сравнении с мужчинами более выражена карьерная установка на «профессиональную компетентность» (расхождение в 1,5 раза). В женских стратегиях реализации карьерных притязаний, как подтверждается и другими исследованиями отечественных авторов, существенную роль играет профессиональный, а не должностной рост. При этом движение вверх по должностной лестнице оценивается как вертикальная карьера, а содержательное освоение профессии, профессиональный рост — как горизонтальная.
Сравнение структуры мотивов карьерного продвижения женщин и мужчин выявляет такую особенность, как большая ориентация женщин на отношения между людьми. Внутренняя сензитивность женщин порождает особую чувствительность к состоянию других людей и в значительной степени регулирует женскую карьерную мотивацию. Если мужчины в реализации карьеры руководствуются принципами «все средства хороши» и «цель оправдывает средства», то женщины готовы поступиться карьерными целями ради сохранения отношений.
У мужчин по сравнению с женщинами более выражены карьерные ориентации на «менеджмент» (расхождение в 2 раза) и «вызов» (почти в 3 раза). Это говорит о том, что для мужчин более действенным мотивирующим фактором карьеры является управление людьми, сильный пол прежде всего интересует возможность объединять усилия других людей, полнота ответственности за конечный результат. Наряду со стремлением руководить, доминирующая карьерная мотивация мужчин — преодоление препятствий, решение трудных задач. Рутинная, ежедневная работа может привести к демотивации, потере трудового энтузиазма.
И для мужчин, и для женщин такие карьерные стратегии, как «служение» и «стабильность» — ведущие в мотивации карьеры. Ключевую роль при выборе карьерной стратегии играет стремление работать в организации, где реализуются жизненные
Глава I. Теория и практика карьеры
ценности, связанные с социально значимой деятельностью и, кроме того, обеспечивается достаточно длительный срок занятости, стабильно выплачивается заработная плата (рис. 7).
На преимущественном выборе карьерной стратегии «стабильность» отражается сложившаяся в стране в настоящее время экономическая ситуация, характеризующаяся неустойчивостью, непредсказуемостью, нарастающим разрывом между социальным и экономическим положением: люди с высоким уровнем образования и квалификации переходят на все более низкие ступени экономического благосостояния.
В исследовании во Владивостоке также выявлено, что гендерно не детерминированы карьерные стратегии «автономия» и «предпринимательство». Причем «автономию» в качестве карьерной ориентации выбирают 1 8% респондентов, и это достаточно высокий показатель, а «предпринимательство» — только 3% опрошенных. Это может объясняться стремлением молодых специалистов, как мужчин, так и женщин, к сохранению индивидуальности и недостаточным опытом для расширения поля профессиональной деятельности и создания нового продукта, технологии, услуги в начале трудовой жизни.
Изучение материальных факторов карьерной мотивации сопряжено с дополнительными сложностями. Это связано с трудностью выяснения реальных внутренних предпочтений, ведь люди склонны в ходе анкетирования и интервью давать социально желаемые ответы. Тем не менее, установлено, что в структуре мотивов карьеры «денежная мотивация» не является доминирующей, но всегда входит в мотива-ционное ядро. При этом у мужчин материальные причины чаще занимают второе место в иерархии мотивов карьеры, а у женщин — третье после самореализации и интереса к содержанию труда. Только в ситуации обострения страха за финан-
1 20 0) |
А | ||||
\ | Ч | — ♦— Мужчины —■— Женщины | ||
«Л | w | \\ | ||
V | \\ | |||
12 3 4 5 6 7
Карьерные стратегии
Рис. 7. Выбор карьерных стратегий в зависимости от тендерного фактора:
1 — профессиональная компетентность; 2 — менеджмент; 3 — автономия; 4 — стабильность;
5 — служение; 6 — вызов; 7 — предпринимательство
1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
совое благополучие членов семьи, близких женщина может руководствоваться материальными мотивами при построении карьеры.
Основываясь на разнообразных данных и результатах исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом [Литвинцева Н., 1998; Хеннинг М., 1996; Жарден А., 1996; Френч У, 1997], в том числе и выполненных под руководством автора книги, можно сделать следующие выводыоб особенностях женской и мужской психологии, влияющих на карьеру.
1. Мужчины воспринимают все происходящее и мыслят глобально, а женщи
ны — локально, ориентируясь больше на детали и нюансы, тоньше отражая окру
жающий мир. Мир женщины — это совокупность мелких объектов. Мужской мир —
не очень подробная карта местности.
2. Мужчины — созидатели: они творят, экспериментируют, вводят инновации,
двигают общественный прогресс. Женщины консервативны, они отбирают лучшее
из того, что создали мужчины, и передают это детям, обеспечивая преемственность
поколений.
3. Мужчины более независимы в суждениях, тогда как женщины более внушае
мы и несамостоятельны в мышлении.
4. Большинство женщин слишком пассивны, не осознают себя хозяйкой собст
венной судьбы, позволяют случайным событиям оказывать существенное влияние на
свою жизнь. Женщины обычно хуже мужчин информированы в смежных профессио
нальных и коммерческих областях. Мужчины лучше женщин разбираются в пред
метной деятельности, а женщины лучше разбираются в людях и взаимоотношениях.
5. Женщины обычно превосходят мужчин в ловкости при выполнении тонких
движений, в скорости восприятия и реакции, в быстроте счета и беглости речи.
Мужчины обычно превосходят женщин в скорости и координации движений, ори
ентации в пространстве, понимании механических отношений, в математических
суждениях.
6. Самооценка у женщин занижена, они самокритичны, а у мужчин — завыше
на, они больше довольны собой, амбициозны и агрессивны. Самоуважение муж
чины подпитывают его профессиональные успехи, общественный статус и уважение
коллег. А самоуважение женщины основывается на отношениях к ней других людей,
в первую очередь — мужа и детей.
7. По распределению душевных и физических сил мужчины — спринтеры, а
женщины — стайеры. Мужчины легче справляются с кратковременными нагрузками,
а женщины лучше, чем мужчины, способны вынести длительные нервно-эмоцио
нальные переживания и бесконечные дела.
8. Жизненная цель мужчины — высокий общественный статус, уважение и при
знание. Жизненная цель женщины — мужчина, который защитит ее и детей. В борь
бе за статус мужчина соперничает с другими мужчинами (кто из них умнее, сильнее,
предприимчивее, образованнее), но не принимает на равных женщину. В борьбе
за мужчину женщина соперничает с другими женщинами (кто из них красивее,
умнее, домовитее, ласковее).
9. Соперничая за статус, мужчины активно пользуются взаимовыручкой на ос
нове мужской солидарности, отсюда и «командный дух». Соперничая, женщина не
Глава 1. Теория и практика карьеры
стремится к взаимопомощи, считает, что может рассчитывать только на себя и остается в одиночестве.
10. Женщины не любят рисковать, оценивая риск как отрицательный момент, избегают новой работы, боясь не справиться с ней. Уверенные в себе мужчины охотно идут на риск.
1 1. Женщины чаще, чем мужчины, испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции, обидчивее, чем мужчины, и более болезненно реагируют на критику.
12. Женщина нацелена на бесконфликтное решение проблем, тогда как мужчинам свойственно соперничество, выливающееся в открытую борьбу и противостояние.
1 3. Под влиянием общественных и религиозных взглядов женщине часто приходится мириться с подчиненной ролью, независимо от реальной «расстановки сил». Девочка подчиняется отцу, жена — мужу, подчиненная — начальнику, мать обслуживает жизненные потребности семьи. Мужчина же чувствует себя главой семьи, хозяином жизни.
14. У мужчин и женщин разные источники счастья: у мужчин — интересная,
престижная работа и материальное положение, у женщин — дети и благополучие
семьи. Поэтому мужчины значительно сильнее переживают потерю работы, чем
женщины. К тому же женщины, благодаря своей природной гибкости, лучше нахо
дят другие источники поддержания морального духа семьи, а мужчины быстрее
впадают в глубокую депрессию.
15. Женщины охотно обсуждают свои переживания и взаимоотношения с други
ми людьми, тогда как мужчины считают недостойным «выяснять отношения» и про
являть свои чувства. Поэтому мужчины держат все в себе и чаще душевно страдают,
болеют и даже преждевременно умирают. Сейчас в нашей стране высокая смертность
мужчин 40-50 лет, не нашедших свое место в новых жизненных условиях.
16. Женщины с большей готовностью, чем мужчины, готовы признать у себя
наличие нервных расстройств. Примерно треть таких расстройств происходит от
столкновения разных социальных ролей женщины — руководителя на работе и
прислуги в семье. Депрессии у женщин отмечаются в 2 раза чаще, чем у мужчин,
женщины в 10 раз чаще угрожают самоубийством, но мужчины почти в 4 раза чаще
приводят свои угрозы в исполнение. 62% больных в психиатрических лечебни
цах — мужчины.
17. Женщины лучше понимают мужчин, благодаря природной способности раз
бираться в людях и нацеленности на мужчину-кормильца. Мужчины плохо разби
раются в женской психологии и не утруждают себя расширением этих познаний.
18. У женщин более высокий уровень развития эстетических потребностей:
вкусов, чувств, стремлений к прекрасному. Женщины более чувствительны и тре
бовательны к физическим и психологическим окружающим условиям: интерьер,
уют, чистота, взаимоотношения в коллективе.
19. Женщины более деятельны и оптимистичны, чем мужчины, сфера их интере
сов значительно разнообразнее. Группы туристов и путешественников, театралов
и посетителей музеев, общественных и политических активистов состоят преиму-
1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
щественно из женщин. А мужчины к старости теряют свои основные жизненные интересы, у них раньше, чем у женщины, угасают умственные способности.
20. В успешном предпринимательстве и политике не обойтись без чисто женских
качеств — гибкости мышления и поведения, доброжелательности, жертвенности и
самоотверженной любви, на которую способна мать. Женщины лучше руководят
(потому что лучше разбираются в людях), лучше решают сложные проблемы (по
тому что прилежнее учатся) и более чутки с клиентами, которые приносят прибыль
предприятию.
Недостатками женского характера в предпринимательстве и политике считаются повышенная внушаемость (подверженность мужскому влиянию), излишняя осторожность (боязнь рисковать) и недостаточное умение «играть в команде».
21. Женщины слишком поздно, по сравнению с мужчинами, решаются делать
карьеру. Приблизительно после десяти лет работы у каждой женщины происходит
переосмысление своих профессиональных целей: созревает решение стремиться
к личной карьере или оставаться исполнителем. Для успешной запланированной
карьеры зачастую это слишком поздно. При этом женщины понимают карьеру как
личностный рост и самосовершенствование. Мужчины же представляют себе карь
еру как более высокий общественный статус и престижные должности.
Глава 2