Диагностика и развитие карьерной компетентности
Мотивация к достижениямвключала:
П способность к достижению поставленных целей, несмотря на препятствия;
□ стремление к получению наилучшего результата из всех возможных;
d стремление в полной мере реализовать свои способности для решения задач.
Готовность к обучениюоценивалась по таким индикаторам: О способность признать ограниченность своих знаний и умений; О владение эффективными методами самообучения;
О стремление использовать все возможности для расширения своих знаний и умений.
Лояльность компаниивключала:
П проявление высокой заинтересованности в работе в данной компании;
□ умение расставлять приоритеты в пользу компании;
П способность быстро и легко адаптироваться к стилю руководства.
Главной проблемой в оценке уровня развития как карьерной компетентности в целом, так и отдельных ее составных частей — карьерных компетенций, является поиск эффективных методов подобной оценки. Необходимо подбирать оценочные методы, с одной стороны, не очень трудозатратные в обработке, а с другой стороны — дающие наибольшую достоверность полученных результатов.
Очевидно, оптимальной может стать технология, которая дает быстрый результат. Такая технология востребована при проведении предварительной оценки карьерной компетентности в тренингах, направленных на развитие персонала организации. Как составные элементы подобной технологии автором предлагаются отдельные методики, используемые на практике для оценки карьерной компетентности.
Метод «Доклад на заданную тему и выбор лучшего доклада»предполагает подготовку каждым участником тренинга трехминутного доклада (например, на тему «Три ваших первоочередных дела как руководителя филиала»), выступление с этим докладом перед остальными участниками группы и ответы на их вопросы, а затем — после всех выступлений — выбор участниками тренинга лучшего доклада. По итогам этого упражнения оцениваются такие карьерные компетенции участников тренинга, как системность, динамичность и гибкость мышления, презентационные навыки, мотивация к достижениям и готовность к обучению.
Методические замечания.Важный методический аспект: помимо самих презентаций докладов и ответов на вопросы в упражнение включается выбор лучшего доклада, на который отводится не более 5 минут. Причем собственно технологию выбора и критерии задают сами участники оценки. Введение этого элемента в упражнение позволяет оценить дополнительно такие компетенции, как руководство группой, умение работать в проектном режиме, стрессоустойчивость.
Метод групповой дискуссии,являясь при кажущейся простоте одной из наиболее универсальных и эффективных оценочных процедур, позволяет оценить практически все рассмотренные нами карьерные компетенции. Темой групповой дис-
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
куссии может быть, например, такая: «Опишите портрет идеального руководителя филиала компании, охарактеризовав 3-5 его основных компетенций».
Методические замечания.При организации ипроведении групповой дискуссии ведущий выступает не в роли тренера, а в позиции фасилитатора. Он создает условия для раскрытия каждого участника группы и способствует сохранению равных условий для проявления компетенций, но никак не влияет на ход упражнения.
Стрессовое интервьюпредполагает проведение кадрового собеседования с участником оценки в достаточно жесткой манере и плотном режиме (разновидность так называемого «шокового интервью»). Оно изобилует провокационными вопросами, постановкой проблемных ситуаций, максимально приближенных к реальной деятельности компании, в разработке которых принимали участие ее представители. Например, в качестве одной из проблемных ситуаций можно предложить следующую: «Вы приехали в другой город в качестве директора нового филиала, только приступили к работе по разворачиванию филиала, и тут раздается телефонный звонок. Звонит ваша жена, сообщает о болезни ребенка и требует срочно вернуться в ваш город и оказать ей помощь. Ваши действия?»
Методические замечания.Интервью желательно проводить с участием представителя компании, являющегося носителем ее субкультуры, что позволяет быстро ввести кандидатов в специфическую бизнес-среду компании. Подобное интервью позволяет выявить прежде всего уровень стрессоустойчивости человека и мотивации к достижениям, а также определить выраженность презентационных навыков и степень его лояльности компании.
Специальное упражнение «Организационный тест»предполагает работу участников тренинга в течение часа (ограничение по времени вводится как дополнительный стрессовый фактор) с большим объемом разнородной неструктурированной информации (записки, сообщения, схема маршрута с указанием пунктов для обязательного посещения в определенное время, совпадающие по времени «вводные» и т. д.). По итогам такой работы участники должны принять управленческие решения, увидеть иразрешить временные конфликты, использовать все предоставленные ресурсы оптимальным образом.
Методические замечания.Анализ выполненных оргтестов требует соответствующей подготовки эксперта, его высокой диагностической квалификации. Провести качественную оценку по этому упражнению в состоянии только специально подготовленный профессионал. Вместе с тем, благодаря данным оргтеста, можно оценить не только отдельные карьерные компетенции, относящиеся к интеллектуальному и организационному блокам (системность, динамичность игибкость мышления, руководство группой и умение работать в проектном режиме), но и выявить стиль управленческого мышления человека, провести диагностику иузнать, руководитель он или исполнитель.
Упражнение «Слалом»,широко применяемое в практике деловой оценки, представляет собой набор мини-кейсов — ситуационных задач, часто встречающихся в практике данной компании или характерных для данной деятельности. Обычно применяется одна из форм проведения этого упражнения. На первом этапе участники тренинга распределяются на две группы, каждая из которых фор-