Психика, поведение и деятельность

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Психика, поведение и деятельность - student2.ru

Рис. 10. Структура деятельности

Деятельность является необходимым условием формирование личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающий как субъект этой деятельности. В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливаются тесное взаимодействие человека с окружающей средой. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора, средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональное состояние. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначны мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определятся только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: 1) действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2) действия это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием; 3) через понятие «действие» утверждается принцип активности; 4) действия могут быть внешние и внутренние умственные. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Умственные действия – многообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельности человека подразделяется на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную, то есть деятельности воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете во вне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация). Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

В качестве основных видов деятельности людей следует рассматривать общение, игру, учение и труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общаемся людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Игры бывают: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и его поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

Психика и мозг человека

Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики человека и ее отдельных феноменов имеют знания им физиологии человека, головного мозга, высшей нервной деятельности (ВНД). Высшая нервная деятельность представляет собой нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании условных рефлексов у человека и животных.

Большой вклад в разработку материалистического понимания психики внесли русские ученые-физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин и др. Значительно расширили представления о материальных основах психической деятельности человека современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга.

Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека.

Функционально нервная система человека выполняет две основные задачи. С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека, а с другой − взаимодействие организма как целостной системы со средой.

Нервная система человека имеет определенное строение:

а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клетки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иногда достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.

Места контактов нервных клеток называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: проведения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двигательный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон локальной сети»).

Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;

б) по расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Центральнаянервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.

Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего (в состав которого входят конечный мозг и промежуточный), среднегои заднего мозга (состоит изпродолговатого мозга, моста и мозжечка)(рис. 11). Основная функция головного мозга − управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам.

Психика, поведение и деятельность - student2.ru Психика, поведение и деятельность - student2.ru

Извилины
 
  Психика, поведение и деятельность - student2.ru

  Рис. 11. Мозг в разрезе
В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5-12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными движениями. На уровне моста находятся ядра черепно-мозговых нервов. Через него проходят нервные пути, соединяющие отделы с продолговатым и спинным мозгом. Позади моста находится мозжечок, с функцией которого в основном связывают координацию движений, поддержание позы и равновесия. В настоящее время показано участие мозжечка в реализации аффективных и когнитивных процессов.

В среднем мозге, в области четверохолмия, расположены первичные центры зрения и слуха, осуществляющие локализацию источника внешнего стимула. Эти центры находятся под контролем вышележащих отделов мозга. Они играют важнейшую роль в раннем онтогенезе, обеспечивая первичные формы сенсорного внимания. В среднем мозге расположена сетчатая структура нервных волокон или ретикулярная формация. В ее состав входят переключательные клетки, аккумулирующие информацию от всех афферентных путей. Восходящие пути от клеток ретикулярной формации идут во все отделы коры больших полушарий, оказывая тонические активизирующие влияния. Она представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном мозге, в продолговатом мозге и заднем мозге. Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние КГМ, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Это неспецифическая активизирующая система мозга, которой принадлежит важная роль в регуляции уровня бодрствования и состояния непроизвольного внимания.

Средний мозг переходит в промежуточный, в котором находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции: гипоталамус −центр регуляции деятельности внутренних органов, эндокринной системы, обмена веществ, температуры тела; гипофиз − управляет обменом веществ в организме. Таламус – участвует в сортировке сигналов, поступающих от всех органов чувств, направляет их для обработки в соответствующие области больших полушарий головного мозга.

Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое вещество, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса).

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.Высшие психические функции,связаны с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

Основной структурой больших полушарий является новая кора (неокортекс), покрывающая их поверхность. В глубине больших полушарий расположена старая кора – гиппокамп и различные крупные ядерные образования, связанные с осуществлением высших нервных функций. Гиппокамп, имея сложную систему двусторонних связей с высшими отделами коры, участвуют в осуществлении когнитивных процессов.

Структуры разного уровня: гиппокамп, некоторые ядра таламуса и области коры – объединяются в так называемую лимбическую систему мозга, являющуюся важной составной частью регуляторного контура. Лимбическая система участвует в когнитивных, аффективных и мотивационных процессах.

В коре каждого из полушарий выделяют четыре доли – лобную, теменную, височную и затылочную:

− лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигательные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функционирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это латеральная (наружная) часть, поверхность головного мозга;

− височные доли (поля) головного мозга. Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрессивные функции речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находится центр «веры» (но основная его часть − в височном поле);

− теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наиболее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр музыкального понимания;

− затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной информации: свет, цвет, изображение.

Известный исследователь нейрофизиологических основ потребностей и эмоций академик П.В. Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека четырех мозговых структур:

− гипоталамус − источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирующую в данное время;

− миндалина− структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечивающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;

− неокортекс(лобная кора) − его функция состоит в превращении информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;

− гиппокамп− обеспечивает фильтрацию, сортировку поступающей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.

Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобразным «оперативным штабом желаний», потребностей человека (П.М. Ершов).

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой(или висцеральной, от лат. «висцера» − внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляющая высшую нервную деятельность, называется анимальной(соматической).

Функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока:

1) энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола);

2) блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры);

3) блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные доли коры).

При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляется безразличие и сонливость. Нарушение нормальной работы второго блока приводит к потере чувствительность – кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.д. Поражение третьего блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движения.

               
    Психика, поведение и деятельность - student2.ru
      Психика, поведение и деятельность - student2.ru
 
      Психика, поведение и деятельность - student2.ru
 
 
  Психика, поведение и деятельность - student2.ru
Мозолистое тело
Сенсорная кора
Двигательная кора

 
  Психика, поведение и деятельность - student2.ru

 
 
Кора большого мозга

Рис. 12. Нерасчлененный мозг

Головной мозг имеет сложное вертикальное строение, системы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубинными структурами, объединяющимися для выполнения определенных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга. И.П. Павлов выделял целую группу таких образований − анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестетический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутриклеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раздражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный.

Наши рекомендации