Содержание
I. Общие сведения....................................................................................................................................... 1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).............................................................................................................. 2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций............................................................................ 4
3.1. Обобщенная трудовая функция «Документационное обеспечение работы с персоналом»..... 4
3.2. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по обеспечению персоналом»......................... 8
3.3. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по оценке и аттестации персонала»............. 13
3.4. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по развитию персонала»................................ 18
3.5. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации труда и оплаты персонала» 24
3.6. Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации корпоративной социальной политики».................................................................................................................................................................. 29
3.7. Обобщенная трудовая функция «Операционное управление персоналом и подразделением организации».......................................................................................................................................... 34
3.8. Обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление персоналом организации».... 41
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта............................... 47
I. Общие сведения
Управление персоналом организации | | 07.003 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации |
Группа занятий:
| Руководители подразделений (служб) управления кадрами и трудовыми отношениями | | Специалисты по кадрам и профориентации |
| Специалисты кадровых служб и учреждений занятости | - | - |
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
78.30 | Деятельность по подбору персонала прочая |
(код ОКВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Документационное обеспечение работы с персоналом | | Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу | А/01.5 | |
Ведение документации по учету и движению кадров | А/02.5 | |
Администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные органы | А/03.5 | |
В | Деятельность по обеспечению персоналом | | Сбор информации о потребностях организации в персонале | B/01.6 | |
Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала | B/02.6 | |
Администрирование процессов и документооборота обеспечения персоналом | B/03.6 | |
С | Деятельность по оценке и аттестации персонала | | Организация и проведение оценки персонала | C/01.6 | |
Организация и проведение аттестации персонала | C/02.6 | |
Администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала | C/03.6 | |
D | Деятельность по развитию персонала | | Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала | D/01.6 | |
Организация обучения персонала | D/02.6 | |
Организация адаптации и стажировки персонала | D/03.6 | |
Администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала | D/04.6 | |
E | Деятельность по организации труда и оплаты персонала | | Организация труда персонала | E/01.6 | |
Организация оплаты труда персонала | E/02.6 | |
Администрирование процессов и документооборота по вопросам организации труда и оплаты персонала | E/03.6 | |
F | Деятельность по организации корпоративной социальной политики | | Разработка корпоративной социальной политики | F/01.6 | |
Реализация корпоративной социальной политики | F/02.6 | |
Администрирование процессов и документооборота по вопросам корпоративной социальной политики | F/03.6 | |
G | Операционное управление персоналом и подразделением организации | | Разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения | G/01.7 | |
Реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения | G/02.7 | |
Администрирование процессов и документооборота по операционному управлению персоналом и работе структурного подразделения | G/03.7 | |
H | Стратегическое управление персоналом организации | | Разработка системы стратегического управления персоналом организации | H/01.7 | |
Реализация системы стратегического управления персоналом организации | H/02.7 | |
Администрирование процессов и документооборота по стратегическому управлению персоналом организации | H/03.7 | |
| | | | | | |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Документационное обеспечение работы с персоналом | Код | А | Уровень квалификации | |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Специалист по кадровому делопроизводству Специалист по документационному обеспечению работы с персоналом Специалист по документационному обеспечению персонала Специалист по персоналу |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | - |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | | Специалисты по кадрам и профориентации |
| Специалисты кадровых служб и учреждений занятости |
ЕКС[3] | - | Специалист по кадрам |
- | Инспектор по кадрам |
ОКПДТР[4] | | Экономист по труду |
| Инспектор по кадрам |
Трудовая функция
Наименование | Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу | Код | А/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| | | | | | | |
Трудовые действия | Обработка и анализ поступающей документации по персоналу |
Разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной) |
Регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу |
Необходимые умения | Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу |
Оформлять документы в соответствии с требованиями гражданского, трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Анализировать документы и переносить информацию в базы данных и отчеты |
Выявлять ошибки, неточности, исправления и недостоверную информацию в документах, определять легитимность документов |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета, движению персонала |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу |
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам |
Структура организации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления распорядительных и организационных документов по персоналу |
Нормы этики и делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Ведение документации по учету и движению кадров | Код | А/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка проектов документов по процедурам управления персоналом, учету и движению персонала |
Организация системы движения документов по персоналу |
Сбор и проверка личных документов работников |
Подготовка и оформление по запросу работников и должностных лиц копий, выписок из кадровых документов, справок, информации о стаже, льготах, гарантиях, компенсациях и иных сведений о работниках |
Выдача работнику кадровых документов о его трудовой деятельности |
Доведение до сведения персонала организационных, распорядительных и кадровых документов организации |
Ведение учета рабочего времени работников |
Регистрация, учет, оперативное хранение документов по персоналу, подготовка к сдаче их в архив |
Необходимые умения | Разрабатывать проекты кадровых документов |
Оформлять кадровые документы в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Вести учет и регистрацию кадровых документов в информационных системах и на материальных носителях |
Организовывать хранение кадровых документов в соответствии с требованиями трудового, архивного законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Анализировать кадровые документы и переносить информацию в базы данных и отчеты |
Работать со специализированными информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала |
Разрабатывать план корректировок установленного порядка оформления документов по персоналу и реализовывать принятые изменения |
Контролировать присутствие работников на рабочем месте |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Порядок оформления, ведения и хранения документов по персоналу |
Порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности |
Порядок расчета стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам |
Структура организации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок оформления документов по персоналу |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Администрирование процессов и документооборота по учету и движению кадров, представлению документов по персоналу в государственные органы | Код | А/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Организация документооборота по учету и движению кадров |
Организация документооборота по представлению документов по персоналу в государственные органы |
Постановка на учет организации в государственных органах |
Подготовка по запросу государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников оригиналов, выписок, копий документов |
Подготовка уведомлений, отчетной и статистической информации по персоналу |
Подготовка информации о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации |
Необходимые умения | Оформлять учетные документы, предоставляемые в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников |
Организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению учета и движению персонала |
Работать с информационными системами и базами данных по ведению статистической и отчетной информации по персоналу |
Анализировать правила, процедуры и порядок, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по вопросам обмена документацией по персоналу |
Вести деловую переписку |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Основы документооборота и документационного обеспечения |
Структура организации |
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие права и обязанности государственных органов, профессиональных союзов и других представительных органов работников по предоставлению учетной документации |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок ведения документации по учету и движению персонала |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, построения информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Деятельность по обеспечению персоналом | Код | В | Уровень квалификации | |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Специалист по подбору персонала Специалист по персоналу Менеджер по персоналу |
| | | | | | |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование – бакалавриат Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | - |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | | Специалисты по кадрам и профориентации |
| Специалисты кадровых служб и учреждений занятости |
ЕКС | - | Специалист по кадрам |
- | Менеджер по персоналу |
ОКПДТР | | Экономист по труду |
| Инспектор по кадрам |
Трудовая функция
Наименование | Сбор информации о потребностях организации в персонале | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ планов, стратегии и структуры организации |
Анализ особенностей организации работы и производства на конкретных рабочих местах |
Анализ рынка труда по организации работы на аналогичном производстве и рабочих местах |
Формирование требований к вакантной должности (профессии, специальности) и их коррекция |
Анализ рынка труда и персонала организации по профилю вакантной должности (профессии, специальности) |
Информирование и консультирование руководителей подразделений и организации по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом |
Необходимые умения | Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях организации работ на различных участках производства и на конкретных рабочих местах с учетом целей, задач, планов и структуры организации |
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях и возможностях кадрового потенциала организации |
Собирать, анализировать и структурировать информацию об особенностях рынка труда, включая предложения от провайдеров услуг по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала |
Формировать требования к вакантной должности (профессии, специальности) и определять критерии подбора персонала |
Вносить корректирующие сведения в требования к кандидатам на вакантные должности (профессии, специальности) |
Пользоваться поисковыми системами и информационными ресурсами для мониторинга рынка труда, гражданского и трудового законодательства Российской Федерации |
Консультировать по вопросам рынка труда в части обеспечения персоналом |
Соблюдать нормы этики делового общения |
Необходимые знания | Технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации |
Структура организации и вакантные должности (профессии, специальности) |
Порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах |
Источники обеспечения организации кадрами |
Организация работ на различных участках производства, организации, отрасли |
Общие тенденции на рынке труда и в отдельной отрасли, конкретной профессии (должности, специальности) |
Основы психологии и социологии труда |
Основы экономики, организации труда и управления |
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права |
Основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации, в части ведения документации по персоналу |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных |
Локальные нормативные акты организации, регулирующие порядок подбора персонала |
Нормы этики делового общения |
Базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | | |
| | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |