Методы маркетинговых исследований

Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества Проблемы
1. Первичн. исследования Сбор данных при их возникновении        
Наблюдение Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект исследования Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без него Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами Часто объективней и точнее, чем опрос Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы
Интервью Опрос участников рынка и экспертов Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации Исследование невоспринимаемых обстоятельств (мотивов) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки
Панель Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени Торговая, потребительская, специальная Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов Выявление развития во времени Смертность панели, эффект панели
Экспери- мент Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов Полевой, лабораторный Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий Расход времени и денег
2. Вторич- ные исследования Обработка уже имеющихся данных   Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики Низкие затраты, быстрота Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных

Приложение 2

Типичная постановка вопроса при использовании различных методов анализа

Метод Типичная постановка вопроса
Регрессионный анализ Как изменится объем сбыта, если расходы на рекламу сократятся на 10%? Какова будет цена на продукт в следующем году? Как влияет объем инвестиций в автомобильной промышленности на спрос на сталь?
Вариационный анализ Влияет ли упаковка на размеры сбыта? Влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших рекламу? Влияет ли выбор пути сбыта на величину продаж?
Факторный анализ По каким признакам курящие отличаются от некурящих? Какие признаки работников службы сбыта наиболее существенны для их деления на преуспевающих и неудачников? Можно ли считать определенного человека, учитывая его возраст, доход, образования, достаточно надежным для выдачи кредита?
Дискриминантный анализ Можно ли агрегировать множество факторов, которые покупатели считают важными? Как можно описать различные марки товара с точки зрения этих факторов?
Кластер-анализ Можно ли разделить клиентов на группы по их потребностям? Имеет ли газета различные типы читателей? Можно ли классифицировать избирателей по тому, как они интересуются политикой?
Многомерное планирование Насколько продукт соответствует «идеалу» потребителей? Какой имидж имеет предприниматель? Как изменилось отношение потребителей к продукту в течение ряда лет?

Приложение 3

Анкета

.

1.Как часто Вы приобретаете шампунь для волос?

❏1-2 раз в месяц❏ 1-2 раза неделю

❏1 раз в 2-3 месяца ❏ Другое_____________________

2. Насколько важны для Вас качества шампуня для волос? Нужный балл обведите(5 – наивысший балл; Н – не важно)

Качества Важность
Блеск волос Ощущение мягкости волос Разглаживание поверхности волос Лёгкость в применении Ежедневное применение Содержание в составе шампуня бальзама   1 2 3 4 5 Н 1 2 3 4 5 Н 1 2 3 4 5 Н 1 2 3 4 5 Н 1 2 3 4 5 Н 1 2 3 4 5 Н

3.Шампунем какой торговой марки Вы предпочитаете пользоваться?

❏Schwarzkopf ❏ Prokner&Gembel

❏Unilever ❏ Калина

❏Линда ❏ Freemen

❏CleverKompani ❏ Nevea

❏Avon ❏ Другое_____________________

4.На что Вы ориентируетесь при покупке шампуня?

❏на цену ❏ на качество ❏ на цену и качество одновременно

5.На Ваш взгляд, в каком соотношении находятся цена и качество приобретенного Вами шампуня?

❏Цена выше качества

❏Цена соответствует качеству

❏Цена ниже качества

❏Затрудняюсь ответить

6.По какой цене Вы обычно предпочитаете приобретать шампунь для волос?

❏До 50 р. ❏ От 51 до150 р. ❏ От 151 и выше

7.Какой у Вас тип волос?

❏нормальные❏ сухие ❏ жирные

8.Шампунем какого назначения Вы пользуетесь?

❏специальным❏ противоперхотным❏ для жирных волос

❏для сухих волос❏ универсальным (для нормальных волос)

9.Что, на Ваш взгляд, в первую очередь влияет на выбор того или иного шампуня?

❏Совет знакомых❏ Рекомендация продавца

❏Собственный опыт ❏ Реклама

❏Красивая упаковка❏ Другое_______________________

❏Цена

Сообщите ,пожалуйста, некоторые сведения о себе:

10.Ваш пол? ❏ муж ❏ жен

11.Ваш возраст:

До 20 лет 20-24 года 25-29 лет 30-34 года 35-39 лет 40-44 года 45-49 лет 50-54 года 55-59 лет 60 лет и старше
                   

13.Каков средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

❏5000 - 10000 руб.

❏10000 – 15000 руб.

❏от 15000 руб. и более

Наши рекомендации