Co-бытийная общность: природа, функции, строение

Сначала о самом понятии «со-бытие» и о форме его написа­ния. Этимологически «со-бытие»означает совместное бытие, совместное проживание.Отделение приставки «со-» подчеркива­ет совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие как совместное бытийствование в качестве своей семантической основы имеет сло­во «событие», как нечто значительное и важное в жизни челове­ка. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь: совместное бытие действительно есть встре­ча и событие в жизни людей.

Co-бытийная общность: природа, функции, строение - student2.ru Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней проти­вопоставленности. Со-бытие — это уникальная, внутренне про­тиворечивая, живая общность двух людей.В со-бытии впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функ­циональные органы» субъективности и важнейший из них — рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности.

Со-бытие как форму общности мы отличаем по своему уст­ройству от симбиотической сращенности и формальной органи­зации.Напомним, что всякое человеческое объединение пред­ставляет собой систему связей и отно­шений. Но только в со-бытийной общ­ности связи и отношения находятся в гармоническом единстве (рис.13). В сим­бйотической сращенности отношения практически отсутствуют, действуют толь­ко связи, и именно поэтому наблюдает­ся их сращение. В формальной организации — другая крайность: здесь фактически отсутствуют связи (члены группы находятся только в отношениях друг с другом).

Полнота связей и отношений характерна для со-бытийной общности. Основная функция со-бытия — развивающая. Со-бытие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход раз­вития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами — бо­лее сложными и более высокого уровня развития.

Co-бытийная общность: природа, функции, строение - student2.ru

Уже само рождение человека есть скачок в развитии, глав­ной особенностью которого является начало процесса обособле­ния. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс. Ребенок еще долго находится в системе устойчивых не­посредственных связей со взрослыми; но главное — многое из их совместной деятельности направлено как раз на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.

Этот противоположный обособлению процесс можно обозначить как отождествление. В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальности. В процессе отождествления происходит восстановление и порож­дение новых связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.

Единство и противоположность обособления и отождествле­ния и есть постоянно действующее, живое противоречие со-бы­тия, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, есть общий механизм этого разви­тия. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого и наоборот. Важно, что, пока совершается развитие, исходное противоречие не может разрешиться окончательным образом.

Наши рекомендации