Требования к выполнению и оформлению контрольных работ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.– 752 с.
2. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.
3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.– Спб: Питер, 2001.– 464 с.
5. Штерн В.Дифференциальная психология и ее методологические основы. — М.: Наука. 1998. — 335 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 254 с.
2. Александров А.А. Психогенетика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер,2001. — 288 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Наука, 1984. —248 с.
5. Воловикова М.И., Гренкова Л.Л., Морсикова А.А. Утверждение через отрицание // Российский менталитет: Психология личности.
6. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. — С. 171–189.
7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. — М.: Мир, 1996. — 376 с.
8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ. / Под ред. Р.Сопера. — М.: Мир, 1993. — 376 с.
9. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. — М.: Флинта, Московский социально-психо ло гический институт. 2003. — 280 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.:Питер Ком, 2001. — 224 с.
11. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. —Киев: Вища школа. 1998. — 292 с.
12. Кон И.С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер). — М.: ЧеРо, 2000. — С.154 — 1
13. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивного стиля: двадцать лет спустя // Вопросы психологии, 1989. —№ 6. — С.140 — 147.
14. Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.19. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов /н/Д.:Феникс, 2000. 530 с.
15. Литвак А.Е. Левый мозг, правый мозг. — М., 1996. — 211 с.
16. Магун В.С. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики. — 1996. — № 1. — С. 47–62.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2000. —592 с.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
19. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. —С. 179–194.
20. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. — 507 с.
21. Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
22. Практикум по гендерной психология / Под ред. Клециной Е.И., — М., 2003. — 345 с.
23. Психология ХХI века / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЄ, 2003. — 863 с.
24. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: Че Ро, 2000. — 770 с.
25. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Издательство Питер», 2000. — 480 с.
26. Русалов В.М., Дудин С.М. Темперамент и интеллект: Общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. —1995. — Т. 16, — №5. — С. 31–43.
27. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. — М.: Смысл, 1992. — 37 с.
28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
29. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
30. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
31. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. — Изд-во Питер, 2004. — 384 с.
32. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993. — 220 с.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб: Питер Ком,1999. — 608 с.
34. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента //Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 129–136.
35. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1995. — 192 с Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — М.: София, 2001. — 495 с.
36. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М.: Мартис, 1995. — 320 с.
37. Юнг К.Г. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити,1997. — 368 с.
Вопросы к зачету:
1. Предмет, задачи, проблемы дифференциальной психологии.
2. Взаимосвязь разделов дифференциальной психологии. Дифференциальная психология в системе человекознания.
3. Предмет и методы дифференциальной психологии . Европейское, американское и
отечественное направления развития ДП.
4. Проблема индивидуальности c точки зрения С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В.С. Мерлина.
5. Теоретические подходы к объяснению индивидуальных различий: теория наследственных факторов, теория конвергенции, теория влияния двух факторов, теория влияния морфологических и физиологических признаков человека на природу его индивидуальности, теория психофизиологических основ индивидуальных различий, теория дифференциации когнитивных структур психики.
6. Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности.
7. Проблема интеллекта в дифференциальной психологии. Эмоциональный ителлект.
8. Межполушарная асимметрия мозга и латерализация. Асимметрия как свойство всего живого.
9. Факторы, приводящие к формированию индивидуальной специфики выраженности защитных механизмов психики.
10. Совладание и защита как виды реагирования на сложные жизненные ситуации. Цель, характер протекания, отношение к помощи, функции, результат при выраженных стратегиях совладания и защиты.
11. Типовые различия. Понятие типа, типологии в психологии.
12. Типологии темперамента, характера, личности в зарубежной психологии — типологии З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, А. Адлера, К. Юнга и др.
13. Конституциональные типологии. Типология К. Леонгарда. Отечественные типологии. Положительные и отрицательные составляющие использования типологий.
14. Пол и гендер. Виды гендерных ролей. Теории развития половой идентичности: психоаналитический, бихевиоральный и когнитивный подходы.
15. Теории, объясняющие различия в психике мужчин и женщин: эволюционная теория В. А. Геодакяна, нейроандрогенетическая концепция Л. Эллиса, концепция взаимодополняемости полов. Половой дипсихизм — психические различия, связанные с половой принадлежностью.
16. Когнитивный стиль. Параметры когнитивного стиля: полезависимость-поленезависимость, аналитичность-синтетичность, категориальная узость — широта, рефлексивность — импульсивность, когнитивная простота — сложность, ригидность — гибкость, экстернальность — интернальность.
17. Индивидуальный стиль в отечественной психологии. Иерархическая структура стилевых характеристик.
18. Темперамент как характеристика индивидуальности. Физиологические основы темперамента.
19. Темперамент как характеристика индивидуальности.
20. Понятие о характере. Структура характера. Типологии характера.
21. Я-концепция как основа жизненного стиля. Локус контроль и ответ на фрустрации. Понятие психологического преодоления и его вариации.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа является базовой формой самостоятельной работы студентов. Выполнение контрольной работы предполагает основательную проработку базовых тем и позволяет более углубленно освоить учебный материал. Предложенная структура контрольной работы и составляющие ее задания позволяют систематизировать изучение дисциплины и повысить качество подготовки к контрольным срезам.
Контрольная работа должна быть своевременно выполнена и сдана на проверку за месяц до начала сессии. Наличие контрольной работы и правильное ее выполнение является основным критерием допуска к зачету или экзамену.
Оформление контрольной работы является не менее важным этапом ее подготовки. В зависимости от особенностей предложенных заданий и от содержания самой дисциплины необходимо учитывать особые требования к частным требованиям выполнения контрольной работы, но при этом требования к оформлению работ и форматированию текста единообразны для всех дисциплин.
К ним относятся следующее:
· Текст контрольной работы оформляется на стандартном листе формата А4 с полями: верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм, левое – 2,5-30 мм, правое - 15 мм. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть 15 мм.
· Параметры оформления: шрифт – № 14 Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный, красная строка – 1,25 мм. Обязательно выравнивание текста по ширине.
· Нумерация страниц проставляется в правом верхнем углу, первой страницей является титульный лист (на титульном листе страница не отображается).
· Стандартной является форма титульного листа, ее вариант для дисциплины «Психодиагностика» приведен в Приложении 1.
· После титульного листа идет содержание, где указывается вся структура работы с названиями заданий, а также с указанием страниц, на которых они начинаются.
· В конце контрольной работы приводится список используемой литературы, с соблюдением всех библиографических правил. Приводится только та литература, которая была использована в работе. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов.
При этом контрольная работа может быть выполнена как в печатном, так и в письменном виде на листах формата А4, но в любом случае требования к оформлению титульного листа, содержанию контрольной работы, полям, отступам, правильности оформления литературы, аккуратности, последовательности, точности ее выполнения сохраняются.
Даже если контрольная работа выполнена в письменном виде на листах формата А4, титульный лист оформляется в печатном виде строго по образцу.
Таким образом, контрольная работа по «Психодиагностике» должна содержать: титульный лист, содержание, основную часть, где изложена работа с заданиями, список используемых источников.
В данной контрольной работе не пишется введение и заключение, так как контрольная работа состоит из перечня заданий по темам. В самой работе начало каждого задания сопровождается только обозначением его нумерации. Не следует переписывать содержание задания, представленное в заданиях к контрольной работе.
ВАРИАНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студенты выполняют все представленные в контрольной работе задания. При этом ряд заданий являются общими для всех, а также есть задания с вариантами. Соответственно в заданиях с вариантами студенты выбирают свой вариант по последней цифре зачетной книжки по следующей схеме:
Последняя цифра зачетки | Номер варианта |
№ 1 | |
№ 2 | |
№ 3 | |
№ 4 | |
№ 5 | |
№ 6 | |
№ 7 | |
№ 8 | |
№ 9 | |
№ 10 |
Контрольная работа
Задание 1. Составьте конспект, проверочные задания и вопросы для обсуждения по его содержанию.
В данном задании необходимо составить конспект. Его тема определяется по варианту, согласно указанной схеме.
Вариант | Тема конспекта |
Основоположники дифференциальной психологии. Современное понимание предмета, целей и задач дифференциальной психологии. Практическое приложение дифференциальной психологии. | |
Статус дифференциальной психологии в системе психологических наук, связь с этими науками. Три раздела дифференциальной психологии по В. Штерну. Примеры индивидуальных, типологических и групповых различий. | |
Понятие «Тип» в психологии. Основные характеристики типов. Модель К. Юнга как пример типологии личности. Ограничения типологического подхода.. | |
Понятие «Черта» в психологии. Основные характеристики черт личности по Г. Оллпорту. Классификации черт (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл). | |
Соотношение понятий «Тип» и «Черта» в психологии. «Интроверсия–Экстраверсия» как пример базовой черты и типа личности. Психологическое содержание «Интроверсии–Экстраверсии» с позиции разных подходов (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, К. Леонгард, К. Юнг, «Большая пятерка»). | |
Признаки «хорошего теста» по Куперу. Примеры «плохих» и «хороших» тестов. Основные ограничения тестологии и способы их преодоления. | |
Источники индивидуальных различий на уровне индивида. Примеры исследований психических процессов и темперамента. Проблема стабильности и вариативности личностных свойств. Подходы к ее разрешению. | |
Иерархическая структура индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Понятие «Индивидуальный стиль деятельности». | |
Статус интеллекта в структуре индивидуальности. Связи с характеристиками темперамента и личности. Теория многих интеллектов X. Гарднера. | |
Виды групповых различий и методы их изучения. Примеры возрастных и гендерных различий в интеллектуальной сфере. |
Задание 2. Выполнить фреймовую схему-опору, используя предложенные статьи.
Статьи представлены в приложении №1, тема определяется согласно варианту.
«Фреймовый подход» к организации знаний обеспечивает свертывание (сжатие) и компактное представление информации. Представленные фреймы являются разнообразными по своей структуре и содержанию:
· Фреймовая опора может быть выражена в словесной форме (например, как алгоритмическое предписание),в знаково-символьной форме в виде схемы, а может быть смешанного типа, то есть содержать информацию в виде знаков, символов, а также ключевых слов и предложений с жёсткой лингвистической стереотипной конструкцией (словесно-схемный фрейм).
Вариант | Название статьи |
1. С. Л. Рубинштейн. Способности. 2. И. Бриггс-Майерс, м. X. Мак-колли, а. Л. Хэммер. Типология Маиерс-Бриггс | |
1. С. Л. Рубинштейн темперамент и характер 2. С. Л. Рубинштейн. Проблема способностей и вопросы психологической теории. | |
1. А. Н. Леонтьев. Индивид и личность. 2. Е. А. Климов. Индивидуальный стиль деятельности. | |
1. Альфред Адлер. Стиль жизни. 2. Альфред Адлер.Ошибочный стиль жизни: история болезни. | |
1. А. Е. Личко. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера». 2. А. Е. Личко. Типы конституциональных психопатий и акцентуации характера в подростковом возрасте. | |
1. С. Л. Рубинштейн. Способности. 2. К. Г. Юнг.Феномен одаренности | |
1. Н. Д. Левитов. Проблема характера в современной психологии. 2. Б. Г. Ананьев. Строение характера. | |
1. Б. М. Теплов.Способности и одаренность 2. Н. С. Лейтес. Одаренные дети | |
1. К. Г. Юнг. Феномен одаренности 2. И. Бриггс-Майерс, м. X. Мак-колли, а. Л. Хэммер. Типология Маиерс-Бриггс. | |
1. В. Д. Небылицын. Темперамент 2. А. Г. Ковалев, в. Н. Мясищев. Темперамент и характер. |
Задание 3. Практическая работа
При выполнении данного задания следует обратить особое внимание на его оформление. Должны быть четко, аккуратно и последовательно описаны и представлены в соответствующей форме все этапы проделанной работы. Задание может быть оформлено от руки (особенно это более удобно и делает материал более читабельным при построении профилей, схем, сводных таблиц и т.п.). В приложение необходимо включить черновики бланков обследования (без представления – работа не принимается!!)
В каждом пункте задания (для каждой методики в отдельности) необходимо представить следующее:
· заполненный ответный бланк, на котором отражены произведенные подсчеты первичных баллов (его следует включить в Приложение).
· цель методики.
· полученные в целом показатели, оформленные в виде сводной таблицы.
· построенный профиль, диаграмму и т.п.
· представить психологическое заключение (задание 2.1 А, Б и интерпретацию данных задание 2.2 А, Б).
! Не включать в содержание контрольной работы сами опросники с перечнем вопросов.