Бюджетные государственные учреждения и организации
Рынок государственных учреждений и организаций представлен школами, больницами, лечебными и исправительными учреждениями, которые осуществляют закупки товаров за счет средств государственного и местных бюджетов для обеспечения выполнения своих функций. Закупки осуществляются двумя основными способами:
• договорные отношения строятся на основе госзаказа;
• тендерные торги.
Система государственных закупок (госзаказ)осуществляется на основе государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком. В таких контрактах подробно регламентированы все правовые, экономические и организационные отношения государственных заказчиков и поставщиков товаров для государственных нужд. Поставщики выбираются на конкурсной основе. Закупки осуществляются, как правило, по фиксированным ценам. В качестве стимулирующих мер поставщикам предоставляются льготные кредиты, льготное налогообложение, целевые дотации, субсидии и т.д.
Тендерыпредставляют собой специально организованные мероприятия, предусматривающие выбор на конкурсной основе наиболее выгодного условия размещения заказов на закупку товаров. Закупки на тендерной основе позволяют обеспечить повышение эффективности использования средств республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, средств организаций, республиканской и коммунальной собственности.
Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности рынка государственных учреждений:
• повышенное внимание и контроль над этой сферой деятельности со стороны общественности и государственных контролируемых органов;
•документальное оформление процесса закупкиподробно регламентировано, что требует грамотного ведения большого количества первичных, учетных и расчетных документов;
• закупки осуществляются за счет средств бюджета, что определяет победу тому поставщику, который публично предложит наименьшую цену;
• при размещении госзаказа или проведении торгов предпочтение отдается,как правило, отечественным поставщикам с целью поддержания национальных товаропроизводителей.
Решающую роль при закупках товаров для государственных нужд играет цена товара. Поэтому поставщики стремятся совершенствовать технологии производства для снижения себестоимости своих товаров. Если характеристики товара и его цена зафиксированы и мало подвержены изменениям, тогда его отличие от товара конкурентов перестает быть маркетинговым фактором. К тому же при открытых торгах и реклама, и распродажи не приведут к победе, поэтому они в данном случае малоэффективны.
Тема XI. Защита прав потребителей
1. Суверенитет покупателя и экономическая этика.
2. Консьюмеризм и его эволюция.
3. Права потребителей, признанные на международном уровне.
4. Основные формы общественной защиты прав потребителей.
5. Государственная (административная) защита прав потребителей.
I. Суверенитет покупателя и экономическая этика
При принятии маркетинговых решений постоянно приходится делать выбор между интересами организации и удовлетворением нужд и желаний потребителей не в ущерб общественному благосостоянию.
Благосостояние общества является преимущественно результатом совпадения интересов покупателей и продавцов, которое проявляется в добровольном и конкурентном обмене.
Суверенитет покупателяопирается на теорию индивидуального выбора (индивид сам выбирает себе вознаграждение) и означает, что покупатель независим в принятии решения о покупке. Его права на то, что покупать, у кого, где и когда неотъемлемы и должны охраняться государством, которое законодательно определяет ответственность производителя за причиненный ущерб и специальные требования относительно состава, использования и утилизации продукта.
В области экономической этики существует несколько концепций взаимоотношения личности и общества:
• утилитаризм;
• справедливость и честность;
• личные права.
Концепция утилитаризмапризнает основной целью не интересы отдельной личности, а достижение наилучших результатов для большинства людей, общества.
Справедливость и честностьв обществе предполагают справедливое распределение результатов деятельности. Правила справедливого распределения устанавливаются обычно при разработке норм и методов возмещения убытков.
Любой человек имеет определенные права, основные из которых закрепляются в конституции. Однако мораль и этика индивида должны основываться на принципе, что права других ущемляться не должны.
Формы защиты прав потребителей
II. Консьюмеризм и его эволюция
Консьюмеризм обычно представляют как организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей на продавцов.
Корни консьюмеризма уходят в глубокую древность. Многие библейские притчи повествуют о нечестных и безответственных дельцах и этичности их поступков, в Древнем Вавилоне – законы царя Хамурапи, общий принцип партнерства.
Как общественное движение в защиту прав потребителей консьюмеризм берет свое начало в США с последующим распространением на другие страны.
Эволюция консьюмеризма
1-я волна (начало 20-го века) –
дела Синклера, Макферсона и другие.
2-я волна (середина 30-х гг. 20-го века) –
лекарственные дела.
3-я волна (60-е гг. – наше время) –
политические методы.
Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены фундаментальные права потребителей: право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. На их реализацию и защиту ориентированы правительства большинства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно начиная с 15 марта 1983 г. отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
Важнейшее положение консьюмеризма – в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики.
Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность которых порой играет существенную роль в политике правительств. Он представлен тремя основными субъектами:
1) союзы и конфедерации потребителей;
2) государство, действующее посредством законов и механизмов регулирования;
3) бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей.
Для защиты прав потребителей применяются следующие способы:
• предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных заявлений);
• возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или арбитраж, корректировка судебных исков);
• наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, возбуждение судебных исков).
III.Права потребителей, признанные на международном уровне
В настоящее время движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое распространение. Издается много журналов по данной проблеме, проводятся консультации потребителей и независимые экспертизы товаров. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Большинство государств приняло специальные законы о защите прав потребителей. В 1973 г. страны - члены Евросоюза на 25-й сессии приняли Хартию защиты потребителей.
Обобщив устоявшуюся мировую практику в области защиты прав потребителей, генеральная ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в следующих целях:
• содействие странам в борьбе с вредной деловой практикой предпринимательства на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
• поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор товаров и услуг при более низких ценах;
• поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.
В настоящее время на международном уровне признаны семь основных прав потребителей:
1. Право на безопасность товаров.
2. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях, помогающее потребителям сделать правильный выбор.
3. Право выбора в условиях разнообразия предложения по конкурентным ценам.
4. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
5. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием.
6. Право на получение потребительского просвещения.
7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений.
IV. Основные формы общественной защиты прав потребителей
Общественное движение потребителей в защиту своих прав является наиболее демократичным и массовым гражданским институтом в рамках консьюмеризма. Организованное движение потребителей в защиту своих прав и интересов возникло более ста лет назад. В результате этого движения в 1936 году в США появилась Национальная ассоциация потребителей. Принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН “Всеобщей декларации прав человека” стимулировало создание национальных ассоциаций потребителей и в других странах: в 1951 году – во Франции и в ФРГ, в 1957 – в Великобритании, в 1960 – в Канаде.
В нашей стране и в России гарантами прав потребителей являются Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей». Созданы также общества по защите прав потребителей.
В Беларуси движению по защите прав потребителей 20 лет. В состав Белорусского общества защиты потребителей входит 60 общественных организаций.