Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
О.В. Богачев
В настоящей статье рассматривается опыт применения арт-терапии в реабилитации наркозависимых. Такая работа проводится мной в течение последних нескольких лет в ряде учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Первые попытки использования различных методов творческого самовыражения и арт-терапии в целях реабилитации бывших наркозависимых были сделаны мной во время работы в общественной организации «Возвращение», которая располагает загородным стационарным реабилитационным центром «Мельничный ручей». В последующем некоторые арт-терапевтические методы стали использоваться мною на базе клуба поддержки бывших наркозависимых и других специализированных центров. Внедрение арт-терапевтических методов в деятельность данных учреждений происходило постепенно, по мере освоения мною новых приемов работы и развития профессиональных навыков арт-терапевта. Многое приходилось делать впервые, поскольку опыт применения методов творческого самовыражения в работе по реабилитации наркозависимых в нашей стране пока остается весьма ограниченным.
Характеристика организации «Возвращение» и реабилитационного центра
Организация «Возвращение» основана в 1988 г. как негосударственное учреждение, призванное оказывать поддержку людям, вставшим на путь избавления от наркотической зависимости. Прак-
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
тиковались такие формы их поддержки, как амбулаторное консультирование, краткосрочная профилактика рецидивов, долгосрочная реабилитация с медико-социальным сопровождением, а также психологической и духовной помощью бывшим наркозависимым. При активном участии самих пациентов был построен стационарный реабилитационный центр «Мельничный ручей» с церковью, мастерскими и фермерским хозяйством.
Начиная с середины 1990-х годов в рамках центра предпринимались попытки внедрить в работу индивидуальную и групповую психотерапию, ориентированную на реконструкцию личности бывших наркозависимых и гармонизацию их отношений с миром. Важное место в деятельности центра занимали терапия занятостью (работа на ферме, обслуживание хозяйственных нужд центра), а также христианские ценности, рассматриваемые как один из факторов психологической и духовной поддержки пациентов. С самого начала существования организации «Возвращение» ее деятельность осуществлялась на безвозмездной основе. Все услуги предоставлялись наркозависимым бесплатно. В то же время, важную роль играла спонсорская помощь.
В реабилитационной работе центра с наркозависимыми можно выделить следующие основные этапы :
• первый этап — диагностический/ознакомительный (диагностика констатирующая и текущая);
• второй этап — адаптация пациентов к условиям реабилитационного центра;
• третий этап — нормализация и поддержка психического статуса пациентов, постепенная реконструкция личности, гармонизация системы отношений;
• восстановление нормального психического и социального функционирования личности, развитие и совершенствование ее адаптационных механизмов, генерализация и поддержка достигнутых лечебно-реабилитационных эффектов.
Начальный опыт применения методов вербальной психотерапии и консультирования на базе реабилитационного центра свидетельствовал о сложности доступа к переживаниям наркозависимых. Про-блемность осознания и выражения такими пациентами своих чувств в сочетании с выраженными защитами и сопротивлениями часто оказывалась непреодолимым препятствием для оказания психологичес-
О.В. Богачев
кой помощи теми медодами, которые основаны на вербальном взаимодействии. Ситуацию усугубляли кадровые и материальные трудности, что заставило нас отказаться от традиционных форм психологической помощи и искать новые пути работы с наркозависимыми. Одним из них стала арт-терапия и методы творческой реабилитации.
Арт-терапия и методы творческой реабилитации как составная часть деятельности реабилитационного
ЦЕНТРА
Одним из достоинств методов творческого самовыражения и арт-терапии в реабилитации наркозависимых является то, что эти методы основаны на невербальном выражении чувств. Это обеспечивает более свободное раскрытие пациентами своего внутреннего мира, создание атмосферы большей психологической защищенности и комфорта в процессе занятий по сравнению с вербальной психотерапией. Как отмечала одна из родоначальниц арт-терапии М. Наум-бург, «арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека... могут находить выражение скорее в форме образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке... заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто обретают способность описывать его в словах» (Naumburg, 1958, р. 511).
Зачастую арт-терапия может оказывать лечебно-коррекционное воздействие благодаря изобразительной деятельности как таковой, даже при отсутствии последующей вербализации переживаний, что обусловлено действием целого ряда терапевтических факторов и механизмов (релаксация, катарсис, развитие навыков самоорганизации и принятия решений, переживание инсайта и др.). Когда же изобразительная деятельность осуществляется в группе, это создает пред-
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
посылки для обмена опытом как на вербальном, так и невербальном уровнях, а также осознанию общности переживаний, что может вести к преодолению характерных для наркозависимых чувств одиночества и изоляции. Весьма ценным также представляется то, что арт-терапия стимулирует раскрытие творческого потенциала личности и активизирует ее защитно-приспособительные механизмы.
Таким образом, начиная внедрять арт-терапию в деятельность реабилитационного центра, мы рассчитывали на то, что она позволит решать задачи реабилитации наиболее мягко и опосредованно, обеспечивая вовлечение пациентов в разные виды творческой деятельности, приводящей к возникновению комплексных положительных эффектов.
Еще до знакомства с теорией и практикой арт-терапии мы опытным путем пришли к использованию некоторых форм творческой реабилитации пациентов, убедивших нас в ее перспективности. Так, организуя свободное время реабилитируемых, мы провели целый ряд культурно-досуговых мероприятий. Одним из них был конкурс «Лейся, песня, пританцовывай, нога». В ходе конкурса участники исполняли танцы народов мира, чечетку, танго, вальс и рок-н-ролл. Состоялось выступление шумового оркестра. В трагикомических циклах КВН (клуба ворчливых «небывалов»), в мюзикле «Один день из жизни Семен Семеныча Наркухина», в постановке спектаклей «Евгений Онегин» и «Сказка о рыбаке и рыбке» прослеживались элементы драматерапии. Во время поэтических вечеров, посвященных творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, женской поэзии России (3. Гиппиус, А. Ахматова, М. Цветаева, Ю. Мориц и др.), поэтам Золотого века (А. Фет, Ф. Тютчев, Ы. Некрасов, А. Майков и др.) мы увидели многочисленные подтверждения благотворного влияния творческой активности реабилитируемых на их самооценку и отношения друг с другом, а также их эмоциональное состояние.
В дальнейшем, начав целенаправленно изучать методы арт-терапии, мы перешли к их систематическому использованию. Наиболее приемлемой организационной формой арт-терапии для центра, исходя из оценки его финансовых и кадровых возможностей, а также средней продолжительности пребывания в нем пациентов (3-4 месяца), оказалась краткосрочная тематическая группа (Копытин, 2002а, 2003). Группы были полуоткрытыми и состояли из 15-20 человек, возраст которых колебался от 18 до 30 лет. Женщины составляли примерно 30% от общего числа участников. В групповых занятиях обычно
О.В. Богачев
участвовали все пациенты, которые находились в реабилитационном центре, за исключением больных и дежурных. Занятия, как правило, проводились два или три раза в неделю, продолжались по два часа и имели обычную структуру: начинались с «разогрева», переходя затем в основную фазу, связанную с раскрытием какой-либо темы в рисунке или иной творческой продукции, после этого происходило обсуждением работ в круге и группа постепенно переходила к завершению работы.
Ведущий обычно был директивен в плане структурирования групповых занятий и определения ведущих тем или упражнений, однако атмосфера в группе была достаточно демократичной. Учитывалась разная готовность участников группы к включению в работу, что могло определяться их физическим и психическим состоянием.
В ходе работы группе предлагались темы и техники, направленные на прояснение и коррекцию отношения участников к себе и окружающим («Автопортрет», «Мои жизненные цели», «Мои друзья в прошлом и настоящем», «Линия жизни» и др.), стимуляцию внут-ригруппового взаимодействия и развития коммуникативных навыков (групповой и парный рисунок или фреска). Важную роль играли также арт-терапевтические техники, обеспечивающие релаксацию и снятие эмоционального напряжения и способствующие развитию навыков саморегуляции. Некоторые из них могли служить инструментом глубинно-психологической диагностики, обеспечивая доступ в неосознаваемому психическому материалу и интеграцию опыта переживания измененных состояний сознания (техника рисования мандал).
Выбор тем и техник работы осуществлялся исходя из оценки потребностей группы, а также общих задач реабилитации. Кроме того, некоторые приемы и техники групповой работы использовались с целью профилактики рецидивов. Процесс групповой арт-терапии включал следующие три основные этапа: 1) этап исходной диагностики и формирования терапевтических и групповых отношений; 2) основной этап, ориентированный на реконструкцию личности и гармонизацию системы отношений реабилитируемых; 3) завершающий этап (Копытин, Свистовская, 2006).
Первый этап работы включал:
• проведение предварительных собеседований с пациентами, их подготовка к участию в групповых занятиях; выяснение
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
истории и механизмов формирования зависимости, создание мотивации к арт-терапевтической работе;
• начало работы в группе, знакомство участников друг с другом
и ведущим, формирование взаимного доверия; освоение изоб
разительных и иных экспрессивных средств.
На основном этапе арт-терапевтического процесса решались следующие задачи:
• постепенное психологическое самораскрытие участников (индивидуальных потребностей, чувств и проблем) в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
• развитие и укрепление групповых отношений;
• проработка внутриличностных конфликтов, изменение представлений пациентов о себе и других; получение ими нового опыта и освоение новых навыков.
На завершающем этапе группового процесса происходило подведение итогов работы, закрепление полученного опыта и навыков, а также планирование участниками группы конкретных шагов по применению полученного опыта в повседневной жизни.
Так, уже на первых занятиях с целью сближения участников группы и формирования взаимного доверия, а также прояснения механизмов и истории формирования зависимости нередко применялись такие темы и техники, как кинотерапия, знакомство друг с другом посредством фотографий и создания фотоплакатов, создание рисунков на темы «Линия жизни», «Прошлое, настоящее, будущее». С целью снятия напряжения и создания у участников группы ощущения комфорта нередко применялись техники рисования в круге (мандалотерапия) и акватипии.
По мере укрепления групповых отношений и самораскрытия участников группы начинали активно применяться интерактивные техники, такие как групповой и парный рисунок и фреска. Кроме того, нередко использовались техники драматизации, включая и такую форму работы, как перформанс. В то же время, сохраняли свое значение техники, направленные на эмоциональную саморегуляцию (мандалотерапия). Благодаря использованию различных экспрессивных средств происходило постепенное прояснение жизненных целей («Чего я хочу достичь на физическом, эмоциональном, интеллекту-
О.В. Богачев
альном, духовном уровнях») и актуализация ресурсов. Последнее зачастую достигалось благодаря работе с личными фотографиями, созданию фотоколлажей и предметных скульптур, а также работе в технике акватипии.
Завершение групповой работы было ознаменовано подготовкой к постреабилитации: происходила дальнейшая актуализация ресурсов (в том числе, возобновление контактов с родственниками), подготовка к поискам места работы или учебы, передача специалистам для последующего наблюдения. При этом нередко использовались такие техники, как рисование успехов в прошлом и настоящем, создание автопортретов, написание сценариев и создание перформансов на темы «Я вчерашний, я завтрашний», «Путь», «Возвращение», «Дорога к себе» и т. д. Ниже приводятся примеры некоторых тем и техник, применявшихся на разных этапах арт-терапевтического процесса.
Рисование в круге (мандалотерапия)
Рисование в круге (мандалотерапия) является достаточно распространенным инструментом арт-терапевтической работы, который может применяться в целях психологической интеграции и оценки состояния пациентов. Как отмечают А.И. Копытин и Б. Корт, «анализируя структурные и содержательные особенности таких образов и творчески работая с ними, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление кризисных состояний, связанных с процессом развития» (Копытин, Корт, 2007, с. 107). По целому ряду причин мандалотерапия является крайне ценным инструментом в работе с наркозависимыми. Так, она обеспечивает глубинно-психологическую диагностику и выявление тех неосознаваемых факторов и внутриличностных конфликтов, которые могли послужить основой развития зависимости. Она позволяет интегрировать имеющийся у наркозависимых опыт переживания измененных состояний сознания («психоделический опыт»), что помогает им лучше понять такие состояния и их связь не только с при-
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
емом наркотических веществ, но и творческими процессами и теми состояниями, которые могут являться условием сохранения здоровья и фактором стрессоустойчивости. Рисование мандал может способствовать развитию у них навыков эмоциональной саморегуляции. Для усиления терапевтических эффектов рисования в круге работа нередко проводилась при мягком освещении или даже при зажженных свечах. Сначала давалась инструкция (нарисовать круг размером примерно с человеческую голову, а затем, расслабившись, заполнить его внутреннее пространство так, как хочется, не думая и не пытаясь оценивать результат, используя краски, мелки или пастель).
Нередко перед началом процедуры зажигались свечи, в течение 5-7 минут прослушивалась релаксационная музыка После завершения рисования участникам группы, как правило, предлагалось дать своей работе название и описать чувства и ассоциации, связанные с рисунком и процессом его создания, а также отдельными деталями изображения.
Часто пациентам предлагалось создать какой-либо художественный текст (поэтический или прозаический), отражающий чувства и образы, подсказанные рисунком. Иногда вербализация вызывала у них затруднения («не знаю, что сказать», «белиберда»), особенно у новичков, как правило, «заторможенных» после детоксикации. Нередко обсуждения проходили в малых группах по три-четыре человека или в парах. Каждый участник представлял свою работу и комментировал ее, а затем выслушивал других. Такие обсуждения обычно проходили достаточно конструктивно.
Наш опыт свидетельствует о том, что полезно предлагать участникам арт-терапевтических групп рисование мандал по меньшей мере каждые 2-3 недели. Периодическое применение этого инструмента способствует закреплению полученных пациентами навыков и обеспечивает динамическую оценку их состояния.
Мандалы пациентов, только что прибывших на реабилитацию, как правило, отличаются обилием черного и красного цветов, большая часть рисунка не закрашена, часто преобладают смешанные, грязные цвета. Данные признаки указывают на состояние психического и физического дискомфорта. Границы мандалы при этом плохо обозначены, что может служить индикатором психической дезинтеграции, или, наоборот, проведены жирной черной или красной линией (наличие паранойяльной настроенности или стремление защитить хрупкое Я). Комментарии к рисункам отсутствуют или очень скупы и носят
О.В. Богачев
формальный или демонстративный характер («Вот такая неразбериха происходит у меня в мозгу», «Без комментариев», «Рисовать я не хотела, рисовала как могла. Отказаться не сумела, получилась ерунда!»). В качестве примера мандалы, созданной на начальном этапе работы, приведем рисунок молодой женщины (рисунок 1). Она изобразила свою первую мандалу примерно через месяц после поступления в реабилитационный центр, в самом начале работы в арт-терапевтической группе. Для создания рисунка она использовала лишь один цвет — черный, сгущавшийся к периферии круга и становившийся более прозрачным, почти белым, к центру. Содержательно охарактеризовать рисунок пациентка не смогла, обозначив лишь негативные ощущения холода, сырости и промозглости, ассоциируя их со своей работой.
Рис. 1. Первая мандала Н.
Продолжая посещать группу, пациентка постепенно стала давать более развернутые, содержательные комментарии к своим работам, а сами рисунки начали характеризоваться большей дифференцированностью формы, цветовая гамма стала более разнообразной, хотя по-прежнему преобладал черный цвет. Так, мандала, созданная ею спустя три недели после начала занятий в группе, характеризуется появлением фигуры во внутреннем пространстве круга. Эта фигура, сильно смещенная в правую сторону, создана с использованием красного и зеленого цветов (дополнительные цвета, указывающие на переживание внутреннего конфликта, борьбу мотивов) (рисунок 2). В целом более дифференцированный характер изображения и наличие плотного элемента, вы-
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
полненного красным и зеленым цветами во внутреннем пространстве круга, можно считать благоприятным признаком, указывающим на то, что началось укрепление Я пациентки, хотя она все еще переживает внутреннюю борьбу.
Рис. 2. Вторая мандала Н.
На начальных этапах работы в рисунках пациентов нередко появляются изображения спирали либо лабиринта — они могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной цели, поиском того, о чем нет ясного представления (отсутствие мотивации на изменения). После второго-третьего занятия участники часто изображают расщепленный круг, символизирующий Я и его «тень», борьбу мотивов, внутриличностный конфликт. Такие работы могут представлять собой пейзажи (море и небо, земля и небо); цвета становятся чистыми. В то же время нередко используются дополнительные цвета, часто в таких работах много синего (противоборство с созависимой матерью). Это разделение предшествует появлению нового Я. На четвертом-пятом занятии палитра рисунков становится более разнообразной, начинают использоваться теплые цвета — желтый, оранжевый, в меру красный. Усиливается центр, рисунки становятся все утонченней и гармоничней. Появляются все более осмысленные и развернутые комментарии к рисункам («Рождаюсь я из глубины вот этой черной массы, но из цветка не выбраться никак, но что-то я пунктиром обозначила и думаю, что это первый шаг»).
О.В. Богачев
У ВИЧ-позитивных пациентов, особенно в начале процеса реабилитации, в рисунках преобладает черный цвет в сочетании с красным или просто грязно-красный цвет. Часто в мандалах присутствует изображение креста, что может говорить о переживаемой стигме, «позорном распятии», беспомощности.
После групповой работы у многих пациентов возникало желание получить индивидуальную консультацию. К сожалению, у нас не было реальной возможности поработать со всеми желающими, поэтому разбирались только кризисные случаи, а также уделялось внимание вновь прибывшим или готовящимся покинуть реабилитационный центр пациентам.
Перформанс
Трехмесячный курс реабилитации позволяет осуществлять варианты арт-терапевтической работы, требующие длительной подготовки, в том числе те, которые включают элементы драматерапии, использование музыки, т. е. предполагают творческое самовыражение в нескольких модальностях. Одним из таких относительно трудоемких интермодальных вариантов арт-терапевтической работы является, в частности, перформанс. В нашей работе перформанс предполагал подготовку и исполнение определенного драматизированного действия, наполненного для реабилитируемых глубоким личностным смыслом.
В современной арт-терапетической практике перформанс нередко является своеобразной «реакцией членов группы на групповые процессы и отношения, а также создаваемые художественные образы. Образы часто выступают в качестве основного материала или "триггера" для исполнения перформанса» (Коиытин, 20026, с. 134). В нашей работе использование перформансов становилось возможным на определенном этапе развития групповых отношений и часто подводило своеобразный итог всего арт-терапевтического процесса.
Подготовка к исполнению перформанса, как правило, занимала 2-3 недели и включала следующие действия:
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
• создание двух масок («Я вчерашний» и «Я завтрашний») с последующим их обсуждением и озвучиванием (такая форма работы, ориентированная на прошлое и будущее, приходит в определенное противоречие с принципами используемой в реабилитационном центре 12-шаговой программы, ее девизом «Лишь живя сегодня, мы можем иметь жизнь»);
• создание рисунка «Линия жизни» или «Мой путь», метафорически изображающего движение от «Я вчерашнего» к «Я завтрашнему»;
• написание сценария перформанса по условным темам «Моя жизнь», «Возвращение», «Мой путь» и тому подобное; как правило, сценарии включали три акта — «Детство», «Зависимость» и «Выход»;
• подбор музыкального или иного звукового сопровождения ко всем частям перформанса, а также выбор актеров, костюмов и декораций либо создание последних;
• исполнение перформанса в присутствии группы.
Каждому члену группы предлагалось подготовить и исполнить свой перформанс, в то же время выступления отдельный участников, следовавшие одно за другим, являлись составной частью единого процесса и создавали оптимальную среду для выражения и проработки личного и группового психологического материала.
В день выступлений сначала проводилось упражнение на объединение группы, а затем пациенты выступали по очереди, при этом каждому отводилось от двух до десяти минут. По окончании всех представлений происходило ритуальное завершение процесса, после чего участники группы переходили к обсуждению чувств и смыслов, связанных с ними.
Как правило, выступления проводились по воскресеньям и записывались на видеокамеру, а спустя 2-3 дня просматривались участниками и снова обсуждались. Работа по подготовке и исполнению перформан-сов являлась важным событием, которое помогало ребятам в предельно сконцентрированной форме как бы заново пережить свою жизнь, используя для этого средства изобразительного искусства, повествования, музыки, движения и танца. За относительно короткое время они могли сфокусироваться на своих внутриличностных конфликтах, а затем попытаться их выразить и разрешить в драматическом действии.
О.В. Богачев
Рис. 3. Рисунок Л. на тему «Мой путь» |
Рис. 4. Рисунок на тему «Мой путь» с изображением православного креста |
Подготовка к перформансам часто сопровождалась усилением сопротивлений и оживлением сложного психологического материала, но благодаря предшествующей работе и поддержке группы пациенты, как правило, справлялись с этой ответственной задачей. Во время выступлений практически все участники испытывали сильный эмоциональный подъем. При обсуждении многие отмечали неожиданность переживания очень сильных чувств (катарсис), состояния глубокого удовлетворения. Нередко обсуждение перформансов переходило в подведение общих итогов арт-терапевтического процесса.
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
Приведем примеры рисунков на темы «Линия жизни» и «Мой путь», созданных на одном из этапов подготовки перформанса. Один из них (рисунок 3) был выполнен женщиной 23 лет с пятилетним стажем употребления наркотиков; на момент работы ремиссия составляла два месяца. Рисунок представляет собой мандалу с центром желтого цвета. Хотя граница мандалы очень толстая, справа она практически исчезает, что указывает на открытость будущему. Красноречива надпись, обрамляющая образ: «Выход есть», указывающая на решимость в преодолении зависимости.
Другой рисунок создан женщиной 29 лет с полинаркоманией (рисунок 4). Ее стаж употребления наркотиков составляет шесть лет. Пациентка изобразила женскую фигуру, над головой которой открывается пространство голубого цвета, с обеих сторон «сдавленное» черным цветом. На голубом фоне видно изображение православного креста, указывавшее на ту роль, которую играет вера в преодолении зависимости для автора данного рисунка.
Автопортреты
Создание автопортретов — еще одна техника, пользующаяся популярностью у наших пациентов. Она позволяет им передать и осознать свое отношение к себе самим — своей внешности и внутренним характеристикам — и дает очень много для понимания их системы отношений. Нередко работа над автопортретом помогает пациентам выразить те эмоционально окрашенные аспекты отношения к себе, которые плохо поддаются вербализации.
Важным моментом в работе над автопортретом является подготовка и произнесение его автором обращения к себе самому, осуществляемое в форме обращения к портрету, либо монолога от его лица. При этом автопортрет как бы оживает, становится своеобразным двойником автора, с которым он может взаимодействовать и, тем самым, построить новые отношения с самим собой, принять и понять себя.
Сперва прослушивается музыка для релаксации и проводится ритуал объединения, когда все участники, встав в круг и взявшись за
О.В. Богачев
руки, медленно опускаются и, поднимаясь на цыпочках, тянутся руками максимально вверх, затем зажигается свеча и ставится в центр зала, где происходят занятия. В конце занятия ритуал повторяется, свеча всеми вместе задувается. Диапроектором по очереди высвечивается контур каждого участника, который кто-нибудь прочерчивает мелком, а когда все контуры готовы, начинается процесс созидания авторского портрета. Когда портреты готовы, они размещаются на стенах аудитории, и затем участникам группы предлагается что-либо сочинить от имени автопортрета и воспроизвести текст для всей группы. Данный момент работы, связанный с произнесением обращения в присутствии других членов группы, хотя и предполагает дополнительную психологическую нагрузку на пациентов, часто обеспечивает им ощущение безопасности и поддержки, помогая справиться со сложными переживаниями, вызванными «встречей» с самим собой.
После зачитывания обращений происходит обмен впечатлениями и обсуждение рисунков и текстов. Большая часть ребят, не готовых к такому диалогу и имеющих недостаточную мотивацию к выздоровлению, рисуют автопортреты спиной к зрителю либо с закрытыми глазами, черными очками или капюшонами, надвинутыми на глаза. В процессе представления и обсуждения работ практически у всех пациентов снижается тревога, появляется ощущение большей уверенности в своих силах. Нередко такая работа помогает участникам актуализировать цели будущего, дать самим себе определенную позитивную установку и закрепить полученные терапевтические эффекты.
Примеры автопортретов представлены на рисунках 5-8.
Рис. 5. Л., 29 лет, стаж употребления 11 лет, ремиссия 6 месяцев, рядом со своим автопортретом
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
Рис. 6. В., 26 лет, стаж употребления 7 лет, ремиссия 6 месяцев, рядом со своим автопортретом
Рис. 7. А., 30 лет, стаж употребления 10 лет, ремиссия 6 месяцев, рядом со своим автопортретом
Рис. 8. А., 33 года, стаж употребления 11 лет, ремиссия один год, рядом со своим автопортретом
О.В. Богачев
Характеристика реабилитационного центра «Мегаполис-экспресс» и проводимых на его базе арт-терапевтических занятий
В РЦ «Мегаполис-экспресс» пациенты проходят 48-дневную 12-шаговую лечебно-реабилитационную программу. Курс реабилитации платный, мотивация пациентов на выздоровление, как правило, низкая. Количество и средний возраст наркозависимых, посещающих групповые арт-терапевтические занятия в этом учреждении, такие же, как в РЦ «Мельничный ручей», однако их социальный статус и образовательный уровень, как правило, выше. Я работаю РЦ «Мегаполис-экспресс» третий год — веду арт-терапевтические сессии один раз в неделю. Все ежедневные занятия по программе «12 шагов», а также арт-терапевтические сессии проходят в одном и том же помещении с 10.00 до 22.00 часов, с перерывами на обед и ужин.
Работая по заданной реабилитационной программе, ребята очень много пишут и говорят, ведут ежедневный «дневник чувств», поэтому в большинстве случаев они с удовольствием переключаются на художественное творчество. В качестве примера использования интерактивных форм работы в арт-терапевтической группе приведу описание занятия, на котором создавался групповой рисунок на тему «Помойка». Выполнение работы по данной теме может способствовать выражению сложных, подавляемых чувств, которые нередко переполняют тех, кто проходит лечение от наркотической зависимости: возможно не только отреагирование участниками группы чувств раздражения, гнева, обиды, вины, тоски и других негативных переживаний, но и их трансформация и осознание связи этих чувств с различными обстоятельствами жизни.
После того, как участники группы создали на нескольких склеенных листах ватмана (общей площадью 2x3 метра) композицию, явно напоминающую помойку, им было дано задание описать в свободной форме свои впечатления от процесса работы и ее результатов. Данная форма вербальной обратной связи позволила отразить многообразие и глубину эмоций пациентов, вызванных совместным творчеством,
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
и их жизненный опыт. Ниже приводятся некоторые тесты, созданные участниками в рамках выполнения данного задания
«Дымит разлом и
льется кровь.
Гноится в нем людской порок.
Будь осторожен!
Вот обрыв!
И дна в нем нет,
а боль в нем бесконечна».
(С, 29 лет)
«Получился весь тот мусор, которым занимались, клубились, ширялись, тусовались, наслаждались. Обидно только то, что мусор в нас сидит еще!!!»
(А., 25 лет)
«В помойке было все, что раньше нами воспевалось, чего хотели мы и чем гордились мы, коль получали — машины, женщины, утехи. Но постепенно боль и смерть
Смешались со всем былым великолепием, а черного и красного куда уж больше.
И руки хочется отмыть, но просто ли сие мне сделать?» (С, 24 года)
«Здесь жизнь и
смерть, любовь и
боль; здесь страх и стыд,
Надежда и прощенье!
Здесь чей-то Дом
и чей-то фоб.
Все это не война!
А то, к чему
возможно
Прийти!
Но нет,
Я не хочу!»
(Г., 26 лет)
«Стоит там мусорный бачок.
Разлита всюду грязь,
Не солнца там привычный свет,
О.В. Богачев
А черных красок вязь. Живут там крысы и коты, Шприцы со всех сторон. Людские головы в крови Торчат со всех сторон. Здесь чья-то боль и чей-то страх, Здесь мусор из души. И что мешает жить тебе, В помойку положи».
(А., 30 лет)
«Это то страшное и вонючее место, где можно оказаться в любое время, если не перестать употреблять наркотики.
Это голод и холод, болезни и смерть». ( Г., 29 лет)
Затем каждый участник группы становился в созданную им часть «Помойки» и зачитывал свой текст как ответ на увиденное вокруг себя. В конце занятия, по взаимному согласию, композиция была вынесена за края на улицу и сожжена. Многие пациенты говорили, что почувствовали большое облегчение и разрядку.
Арт-терапия в деятельности культурно-оздоровительного клуба «Добрый мельник»
После выписки из стационара или отъезда из РЦ бывшим наркозависимым (наркозависимым в ремиссии) нужно смело и честно принять себя в непривычно-новом качестве. Такие люди должны научиться строить принципиально новые отношения с собой и окружающим миром исходя из осознанной внутренней позиции. Без внешней поддержки это часто дается с трудном.
При этом нормализация среды, в которую попадают вышедшие за пределы лечебно-реабилитационного учреждения пвциенты, и помощь специалистов — врачей, психологов, священников — играют важную роль в поддержании ремиссии.
Арт-терапия в реабилитации наркозависимых
Кроме этого, за пределами лечебно-реабилитационных учреждений могут организовываться различные групповые формы работы, в частности, группы общения, своеобразные клубы бывших наркозависимых. Терапевтическая среда таких групп помогает им формировать и поддерживать здоровые социальные связи, решимость и веру в выздоровление, реализовать положительные качества своей личности и развить навыки, необходимые для жизни в социуме. Возможность общения без наркотиков жизненно необходима бывшим изгоям общества.
В культурно-оздоровительном клубе «Добрый мельник», созданном для поддержки наркозависимых и ВИЧ-позитивных пациентов, находящихся в состоянии ремиссии, проводятся арт-терапевтические групповые занятия, как правило, не реже трех раз в месяц. Арт-тера-певтический процесс здесь ориентирован на актуальные, здоровые потребности группы. Главная задача деятельности клуба — организация здорового досуга клиентов и обеспечение безопасного пространства, свободного от наркотиков.
В качестве примера работы действующей при клубе арт-терапев-тической группы можно привести занятие на тему «Моя половинка». Участникам было предложено нарисовать своего реального или воображаемого партнера или супруга. Для этого им были предоставлены цветные мелки, фломастеры и бумага. После создания рисунка необходимо было дать изображенному человеку имя и описать его внешность, манеры, черты характера, профессиональные занятия и увлечения.
После этого каждый писал посвящение изображенному человеку в стихотворной форме, а затем представлял изображение и зачитывал текст (если был готов это сделать). Работа завершалась обсуждением чувств и представлений участников о своем реальном или воображаемом партнере или супруге. В результате такой работы несколько человек осознали, что изобразили своих бывших партнеров, с которыми они давно разорвали внешние отношения, но внутренние отношения остались незавершенными. Кто-то увидел, что изобразил недосягаемый идеал, и что ему следовало бы более реально относится к выбору партнера (супруга). Часть ребят отчетливо прочувствовала актуальность проблемы близких, интимных отношений, несмотря на внешнее ее игнорирование.
О.В. Богачев
Заключение
Четырехлетний опыт проведения арт-терапии на базе реабилитационных центров «Мельничный ручей» и «Мегаполис-экспресс», а также культурно-оздоровительного клуба «Добрый мельник» доказывает ее востребованность, необходимость и эффективность ее проведения в рамках реабилитационных и профилактических программ для наркозависимых и ВИЧ-позитивных пациентов. Арт-терапевтическая работа, осуществляемая в этих центрах, дополняет другие мероприятия и виды помощи, повышая общую эффективность лечения и реабилитации наркозависимых. Она также обеспечивает те результаты, достижение которых вряд ли возможно лишь средствами медицинских воздействий, вербальной психотерапии или терапии занятостью.
Разнообразие вариантов арт-терапевтической работы позволяет использовать ее потенциал в разных условиях — во время пребывания в стационарном отделении и при возвращении бывших наркозависимых домой. Дополнительными формами поддержки бывших наркозависимых, связанными с арт-терапией и творческой реабилитацией, являются организация выставок их работ, издание сборников их стихов и иные творческие проекты. Так, например, члены одной из арт-тера-певтических групп участвовали в Пасхальной выставке, проходившей в помещении Александро-Невской Лавры.
Литература
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002а. Копытин А.И. Использование представлений драматерапевтического подхода
и современных паратеатральных форм в арт-терапевтическом процессе
// Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина, СПб.:
Речь-Семантика, 20026. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. Копытин AM., Корт Б. Исцеляющие путешествия: техники аналитической
арт-терапии. СПб.: Речь, 2007. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Коги-
то-центр, 2007. NaumburgM. Art therapy: its scope and function // Clinical application of projective
drawings/ Ed. by E.F. Hammer. Springfield, 111.: Charles Thomas, 1958.