Интерактивная игра «Суд»[7].

Краткий алгоритм

Цель: всесторонний подход, анализ и обсуждение конкретной профессии обучающихся.

Возрастная аудитория: 12-15, 16-18 лет.

Время и материалы: около 45 минут, канцелярские принадлежности, инструкции участников.

Темы для интерактивной игры: обсуждение выбора различных профессий (популярных и престижных; современных, рабочих и др.): это могут быть совершенного различные профессии - врач, рыболов, нефтяник, охранник, урбанист-эколог, агрокибирнетик[8] и др.

Обязательно – обсуждение не самой профессии (плохая или хорошая), а именно ВЫБОРА этой профессии – положительные стороны, трудности и сложности самой профессий, особенности этапов получения профессии, возможности карьерного роста и т.п.

Структура (или процедура и этапы) проведения:

Подготовка к игре

Вожатый активизирует самостоятельный выбор группой обучающихся, выполняющих следующие роли - судья и народные заседатели, прокурор и свидетели обвинения, адвокат и свидетели защиты. Затем свидетелей обвинения выбирает прокурор, а свидетелей защиты - адвокат. Задача обвинения – сформулировать обвинения «против» ВЫБОРА предлагаемой профессии, задача защиты – сформулировать аргументы «за» данную профессию (в пользу её). Обвинения и защита получают время для подготовки своих выступлений. Можно предложить, как достаточно распространённые профессии, так и «редкие», «новые» профессии, или рабочие профессии и т.п. В процессе подготовки обучающихся необходимо будет в краткие сроки собрать «информацию» об этой профессии, поэтому разрешается пользоваться интернетом, библиотекой и другими источниками информации.

Организатором (основным модератором) становиться судья (очень важен выбор обучающегося на эту роль). Он и следит за регламентом, регулирует процесс и этапы игры.

Обсуждение

Что нового вы узнали об обсуждаемой профессии? О необходимых качествах и компетенциях, которыми нужно обладать, чтобы быть успешным в данной профессии? Какие могут быть медицинские противопоказания к работе по данной профессии? Какие сложности или трудности могут возникнуть при обучении, карьерном продвижении? и т.п.

Методические рекомендации

Как уже говорилось ранее нужно обсуждать именно ВЫБОР определенной профессии. В этой интерактивной игре наибольшая ответственность ложиться на судью, адвоката и прокурора. Для наибольшей активности обучающихся и успеха игры на эти роли лучше подходят учащиеся с хорошими ораторскими способностями, лидерскими задатками, эрудированные и быстро реагирующие на «трудные» ситуации. Поэтому вожатому их контролировать, а по необходимость корректировать (мягко и тактично предлагать кого-то) самостоятельный выбор обучающихся на данные роли. Обвинению и защите отводиться определенное время для обсуждения, сбора информации и подготовки к речи, возможно, потребуется некоторая помощь вожатого для планирования и структурирования своего выступления.

Вожатый может выбрать себе роль. Например, журналиста, задавая разные вопросы, или сыграть роль независимого эксперта, чем может внести большую активность в процесс игры.

Инструкции для участников

Обвинение

Прокурор – этосторона обвинения. В начале заседания суда получает слово именно прокурор. Он представляется и произносит «обвинительную речь» где перечисляет профессиональные вредности, особенности деятельности, сложности при получении профессии, трудности карьерного роста и т.п. После обвинительной речи прокурора приглашаются свидетели обвинения. После выступления свидетелей кратко формулируется обвинение. Примерные идеи для обвинения: данная работа не связана с работой в команде и подходит только для интровертов; что бы работать по этой профессии нужно получать образование в течении более чем 10 лет; трудовая деятельность проходит во вредных условиях и т.п.

Свидетели обвинения дополняют, уточняют или приводят ещё новые «доказательства» против ВЫБОРА данной профессии, поддерживают сторону обвинения. Прокурор вызывает свидетелей обвинения и представляет их.

Защита

Адвокат – основная роль стороны защиты. Слово получает после обвинения. Представившись, произносит оправдательную речь – рассказывает «плюсы» выбора обсуждаемой профессии, её достоинства, возможности карьерного роста и перспективы, актуальность в современном обществе или на региональном рынке. Затем адвокат вызывает свидетелей защиты. После выступления защиты кратко формулируется вывод. Возможно, на этом этапе допустить дискуссию между прокурором и адвокатом.

Свидетели защиты, их задача поддержка выбора обсуждаемой профессии, предъявление фактов, доказательств «за» её выбор, приводя какие-то случаи, истории, конкретные факты. В данном случае адвокат, так же, как и прокурор, приглашает свидетелей защиты, представляет их и дает слово.

Народные заседатели внимательно заслушивают доводы обвинения, доказательства защиты, следят за дискуссией между адвокатом и прокурором. В это время они имеют право делать фиксировать, какие-то пометки. Удалившись на совещание народные заседатели обсуждают полученную информацию. Цель народных заседателей – сформулировать своё решение, составить и вынести вердикт – о ВЫБОРЕ данной профессии, её плюсах и минусах, с учётом всех фактов – современности, востребованности на рынке труда, количестве выпускающихся специалистов, поиск ими мест работы, учитывать особенности региона или города, в котором обучающиеся проживают и т.д.

Судья ведет судебный процесс, следит за временем подготовки свидетелей и обвинения, регламентирует время вступлений и количество участников от каждой стороны, прекращает дискуссии и взаимодействия, не имеющие отношения к делу.

На первом этапе заседания, судья объявляет его начало, просит всех встать, называет слушаемое дело «Слушается дело по ВЫБОРУ профессии…».

На втором этапе судебного заседания предоставляется слово обвинению: прокурору, затем свидетелей обвинения приглашает прокурор. После выступления свидетелей прокурор кратко формулирует обвинение.

Третий этап – выступление защиты. Сначала «оправдательная речь» адвоката, затем адвокат приглашает свидетелей защиты, которые поддерживают ВЫБОР данной профессии, предъявляют доказательства, факты. Адвокат, после выступления защиты, кратко формулирует вывод и требует признание ВЫБОРА профессии правильным.

Следующий – четвертый этап – судья задает вопросы к прокурору и адвокату, по необходимости стимулирует между ними дискуссию.

На пятом этапе – подключаются народные заседатели. Судья просит их удалиться для проведения совещания. В это время сам судья должен обдумывать свое решение, которое должно опираться на аргументы, факты, доказательства, а не на собственное мнение и предпочтения судьи. После возвращения с совещания народные заседатели оглашают свое мнение.

Заключительный – шестой этап суда – судья объявляет своё решение (он может как учитывать мнение народных заседателей, так и не прислушиваться к нему).

В завершении, судья просит всех встать, и произносит фразу «Суд завершен».

Суть игры – в целенаправленном, разностороннем изучении и рассмотрении определенных профессиональных выборов обучающихся.

Интерактивная игра «Что? Где? Когда?»

Цель: расширение знаний обучающихся о различных особенностях профессии, требований к ним, условий трудовой деятельности и т.п.

Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).

Время и материалы: от 20 до 45 минут, стимульный материал (черный ящик, юла с указательной стрелкой и т.п.), вопросы для «знатоков», канцелярские принадлежности.

Структура (процедура и этапы проведения):

До начала игры вожатый должен подготовить вопросы о профессиях типа «В результате работы этого профессионала люди становятся здоровыми…», «Специалисты какой профессии ходят на работу с фонариками», «Эти специалисты работают в офисе, результатом их работы является финансовая стабильность как организации в целом, так и каждого сотрудника» и т.п. Можно придумать и вариант с «черным» ящиком, поместив туда «орудие» или «результат-продукт» какой-либо профессиональной деятельности. Например, хирургический скальпель, и вопрос «Что в черном ящике?» сопроводить метафорическим описанием предмета или трудовой деятельности. Как вариант: этот предмет, можно сказать, является продолжением руки специалиста, но пользуется он им несколько минут, только в начале своей деятельности, но без него совсем не может обойтись.

То есть, надо подготовить список вопросов с описаниями, и конечно же ответы. Вопросов должно быть подготовлено с «запасом», если играет одна команда, то для игры могут понадобиться от 6 до 11 вопросов, плюс 2-3 запасных вопроса. Можно создать соревновательный момент – 2-3 команды. Тогда и вопросов должно быть больше.

Сама процедура игры строиться на подобие телевизионной. Желаемое количество участников «знатоков» - 6 человек, которые сидят за одним столом, им запрещается пользоваться гаджетами. Время на принятие решения 60 секунд. Вожатый может вводить дополнительные правила: «подсказки» от друзей или учителей и др.; для обучающихся младших классов игра может длиться не до шести набранных балла знатоками или проигранных ими, а до трёх; так же для учеников младших классов время принятия решений может быть увеличено до 120 секунд и другие правила, которые можно вводить вожатым самостоятельно – главное – ознакомление участников с правилами игры до её начала.

При подготовке к игре, составлении вопросов и проведении интерактивной игры для учащихся младших классов можно привлечь старшеклассников, дав им заранее задание. Это задание тоже можно рассматривать как расширение знаний старшеклассников о профессиях, их умений разбираться в тонкостях труда специалистов, «вычленять» интересные особенности различных видов профессиональной деятельности.

Введя соревновательный элемент в данную интерактивную игру можно устраивать конкурсы команд знатоков различных профессий, и проводить в рамках «Профильных событий» олимпиады среди знатоков профессий.

Интерактивная игра «Поле чудес»

Цель расширение кругозора о различных профессиях.

Возрастная аудитория: 8-12, 13-15, 16-18 лет (для каждого возраста сложность игры, стимульного материала должна варьироваться).

Время и материалы: 20-40 минут, доска или флипчарт, по возможности – юла со стрелкой имитирующая игровой барабан, стимульный материал.

Структура (процедура и этапы проведения):

Суть игры заключается в угадывании по буквам или «сложных» по названию, или неизвестных, или новых (современных) профессий.

Ведущий (им может быть вожатый или учащийся) игры дает краткую информацию о профессии до и во время «угадывания». Игроки по очереди, отрывают по одной букве, если игрок назвал букву которая есть в слове он продолжает дальше. Можно угадывать либо по одной букве, а если обучающийся «догадался» какая профессия зашифрована, то может назвать всё слово. При ошибочном назывании буквы или слова, ход переходит к следующему игроку. При угадывании всего слова, можно предложить игроку самому рассказать о «скрытой» профессии или ведущий дает более развернутую информацию о данной профессии.

Данную интерактивную игру старшеклассники могут подготовить и провести для учащихся младших классов.

Пример названия некоторых профессий, которые можно предложить для игры[9]: биофармаколог, агрокибернетик, энергоаудитор, электрозаправщик, космогеолог, супервайзер, рециклинг-технолог, глазир, игромастер, киберследователь и др.

Наши рекомендации