Задания для самоконтроля к теме 3
«Материалистическая философия»
I. Найдите следующие фрагменты в тексте и прокомментируйте их:
- Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, …….
- …., Гоббс рассматривал чувственные качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия.
- Cogito — это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект — мыслящая субстанция; она открыта нам непосредственно, тогда как существование другой субстанции – материальной — открывается нам опосредованно.
- Чувственное познание … часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.
- … не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).
- Реальный мир …состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии.
- …существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внешних тел на мозг.
- Теория познания Гольбаха опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания.
- Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морального склада объяснял, прежде всего, особенностями среды, в которой они воспитывались.
- ….потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере усложнения органической материи.
- ….ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания «о вещах в себе».
- Всякая реальность… есть продукт деятельности «Я».
- Деятельность «Я» распадается…. на теоретическую и практическую сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне — разума — достигает пункта, где теоретическое «Я» сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практическим «Я», волей.
- Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа.
- С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры.
- новая философия должна освободить науку от «призраков» трансцендентализма и теологии, навсегда оторвать человеческий разум от всего «сверхнатурального».
- Понятие «деяние» выступает у Герцена как характеристика сущности человеческой личности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным «цеховым учёным».
- … первоначальные границы антропологической философии раздвигаются: она должна не только ответить на вопрос, что такое «человек вообще», но и определить социально-экономические и политические условия, которые обеспечили бы присвоение индивидом его собственных сил, свойственное ему стремление к «счастью».
- Если мы хотим, считал Добролюбов, чтобы развивался ум человека, нужно обратить внимание на его физическое состояние, на его здоровье, которое представляет собой верховную цель развития человека; соответственно нужно, чтобы общество позаботилось о материальном благополучии человека.
- ……и в противоположность Гегелю пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество определяет государство, т. е. экономика определяет политику.
- Основные идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в первый период. В этом произведении Энгельс всесторонне развил диалектико-материалистическое понимание природы.
- …Плеханов писал, что «... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет "естествознания XX века"»
- Главную задачу материалистического понимания истории Лабриола усматривал в том, чтобы вывести общественную мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития.
- Бебель вёл борьбу с социал-дарвинистами, доказывая, что общество развивается по присущим ему специфическим законам.
- Много внимания Меринг уделял немецкой классической философии, особенно Канту; написал ряд статей о естественнонаучном материализме, дарвинизме, об отношении марксизма к религии.
- Критикуя агностицизм, Лафарг указывал на его гносеологическую основу — разрыв чувственных и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.
- В ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологических и гносеологических аспектов и категорий диалектики.
- Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира.
II. Раскройте содержание понятий: «естественная философия», «логическая дедукция механики и индукция эмпирической физики», мыслящая субстанция, единичные проявления единой субстанции, монада, механистический материализм, теория отражения Гольбаха, опытное происхождение нравственных представлений, самодвижение материи, «вещь в себе», индивидуальное и абсолютное «Я», антропологический материализм Фейербаха, абсолютная идея, материалистическое понимание истории, активность сознания.