Задания для самоконтроля к теме 3

«Материалистическая философия»

I. Найдите следующие фрагменты в тексте и прокомментируйте их:

  1. Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Бэкон противо­поставил доктрину «естественной» философии, базиру­ющейся на опытном познании, …….
  2. …., Гоббс рассматривал чувственные качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия.
  3. Cogito — это первое достоверное суждение новой на­уки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект — мыслящая субстанция; она от­крыта нам непосредственно, тогда как существование другой субстанции – материальной — открывается нам опосредованно.
  4. Чувственное познание … часто ведёт к заблуждению; яв­ляясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.
  5. … не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (реф­лексии).
  6. Реальный мир …состо­ит из бесчисленных психических деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия — монад, которые на­ходятся между собой в отношении предустановленной гармонии.
  7. …существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнару­живаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внешних тел на мозг.
  8. Теория познания Гольбаха опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания.
  9. Он критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психического и морально­го склада объяснял, прежде всего, особенностями среды, в которой они воспитывались.
  10. ….потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же как свойство высокооргани­зованной материи возникает по мере усложнения органической материи.
  11. ….ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать ни­какого достоверного знания «о вещах в себе».
  12. Всякая реальность… есть продукт деятельности «Я».
  13. Деятельность «Я» распадается…. на теоретическую и практическую сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к со­зерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне — разума — достигает пункта, где теоретическое «Я» сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практическим «Я», волей.
  14. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа.
  15. С помощью созданного им диалектического метода Гегель кри­тически переосмысливает все сферы современной ему куль­туры.
  16. новая философия должна освободить науку от «призраков» трансцендентализма и теологии, навсегда оторвать человеческий разум от всего «сверхнатурального».
  17. Понятие «деяние» высту­пает у Герцена как характеристика сущности человеческой лич­ности, возвышающейся как над неосмысленным су­ществованием, так и над бесстрастным занятием нау­кой, свойственным «цеховым учёным».
  18. … первоначальные границы антропологической философии раздви­гаются: она должна не только ответить на вопрос, что такое «человек вообще», но и определить социально-экономические и политические условия, которые обеспечили бы присвоение индивидом его собственных сил, свойственное ему стремление к «счастью».
  19. Если мы хотим, считал Добролюбов, чтобы развивался ум человека, нужно обратить внимание на его физическое состояние, на его здоровье, которое представляет собой верховную цель развития человека; соответственно нужно, чтобы об­щество позаботилось о материальном благополучии человека.
  20. ……и в противоположность Гегелю пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество, а наоборот, гражданское общество определяет государство, т. е. экономика определяет политику.
  21. Основные идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в первый период. В этом произведении Энгельс всесторонне раз­вил диалектико-материалистическое понимание природы.
  22. …Плеханов писал, что «... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделан­ный и заново перекрашенный под цвет "естествознания XX века"»
  23. Главную задачу материалистического понимания истории Лабриола усматри­вал в том, чтобы вывести общественную мысль из запутан­ного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития.
  24. Бебель вёл борьбу с социал-дарвинистами, до­казывая, что общество развивается по присущим ему специфическим законам.
  25. Много внимания Меринг уделял немецкой классической философии, особенно Канту; написал ряд статей о естественнонаучном материализме, дар­винизме, об отношении марксизма к религии.
  26. Критикуя агностицизм, Лафарг указывал на его гносеологическую основу — разрыв чувственных и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сто­рон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от прак­тики.
  27. В ленинских конспектах и фраг­ментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологических и гносеологических аспектов и категорий диалектики.
  28. Ленин подчёр­кивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира.

II. Раскройте содержание понятий: «естественная философия», «логическая дедук­ция механики и индукция эмпирической физики», мыслящая субстанция, единичные проявления единой субстанции, монада, механистический материализм, теория отражения Гольбаха, опытное происхождение нравственных представле­ний, самодвижение материи, «вещь в себе», индивидуальное и абсолютное «Я», антропологический материализм Фейербаха, абсолютная идея, материалистическое понимание истории, активность сознания.

Наши рекомендации