Критерии психического здоровья.
ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):
• причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
• соответственная возрасту человека зрелость чувств;
• максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
• критический подход к обстоятельствам жизни;
• способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
• адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной
среде);
• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь
Качества зрелой личности.
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
• обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
• имеет опыт переживания высших состояний;
• сфокусирована на проблемах вне себя;
• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;
• обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;
• демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;
• обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;
• креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;
• черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;
• составляет разумный план и старается по порядку его реализовать.
Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств способствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт.