Критерии психического здоровья.

ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):

• причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

• соответственная возрасту человека зрелость чувств;

• максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

• соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;

• критический подход к обстоятельствам жизни;

• способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;

• адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной
среде);

• чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;

• самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

• способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Качества зрелой личности.

Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, со­ставленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.

Зрелая личность:

• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;

• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;

• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не раз­берется в сути дела;

• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;

• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;

• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;

• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);

• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;

• обладает более автономной системой ориентации, имеет собс­твенное мнение;

• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» лю­бую частную культуру;

• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комп­лименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;

• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;

• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, на­пример, с друзьями или близкими людьми;

• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;

• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;

• имеет опыт переживания высших состояний;

• сфокусирована на проблемах вне себя;

• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;

• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;

• обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;

• демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;

• обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;

• креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;

• черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;

• составляет разумный план и старается по порядку его реализо­вать.

Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств спо­собствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт.

Наши рекомендации