Проблематика исследований малых групп и их историческая динамика

Чтобы лучше осмыслить все многообразие и комплексность про­блем исследования малых групп в социальной психологии, рассмот­рим кратко подход к их изучению, основанный на теории открытых систем, который в настоящее время признается наиболее перспек­тивным и наиболее интенсивно «осваивается» в отечественной со­циальной психологии.

На абстрактном уровне группу можно описывать как открытую систему с определенным «входом», процессом и «в'ыходом». На «вхо­де» важное значение имеют индивидуальные, групповые и средовые

Психология малых групп: основные понятия, ... 181

факторы. Индивидуальные факторы включают биографические и личностные характеристики членов группы, их способности, навы­ки, знания и установки к групповым целям, задачам и другим чле­нам группы. Эти характеристики определяют социальные позиции членов группы, их место в системе групповой коммуникации, а так­же положение в структуре групповой деятельности. Групповые фак­торы включают главным образом размер группы и групповую ком­позицию, т. е. форму распределения индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наибо­лее часто выделяются и указываются соотношения членов групп по таким параметрам, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Эти признаки важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы. Важным аспектом групповой композиции является совместимость индивидуальных характеристик, которая приводит к высокой груп­повой сплоченности и увеличивает эффективность групповой дея­тельности по достижению групповых целей. Средовые факторы включают физическую и социальную среду группы, содержательные характеристики задач и целей, а также препятствия, затрудняющие достижение групповых целей.

Со стороны процесса, т. е. группового взаимодействия и груп­повой активности, различают форму и содержание взаимодействия. Форма взаимодействия включает количество участвующих членов группы, длительность и интенсивность взаимодействия. Содержа­ние взаимодействия включает последовательность взаимодействий разного типа, ориентированных на выполнение групповой задачи в целом или у отдельных членов группы. Прорыв в исследовании форм и содержания взаимодействия в группах состоял в разработке категориальных моделей взаимодействия (Бейлс и др.), которые по­зволяют изучать типичные формы поведения и общения системати­ческим образом. Эти модели были кратко рассмотрены в главе 3.1 настоящей книги.

Во многих работах, использующих такие категориальные систе­мы, подчеркивается, что огромное число взаимодействий в группах главным образом сводится и редуцируется до четырех переменных или факторов взаимодействия:

• доминирование — подчинение;

• положительно ориентированное социоэмоциональное поведе­ние — негативное поведение, т. е. проявление разногласий, раздражения и антагонизма;

182

Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология малых групп: основные понятия, ... 183



• целенаправленное поведение, ориентированное на выполне­ние задания, — экспрессивное поведение, не связанное с вы­полнением функциональных задач;

• конформность (ориентация на выполнение групповых норм) — неконформность, т. е. проявление напряженности, ухода и сопротивления давлению группы.

Процессы взаимодействия и группового развития приводят к разным типам исходов — формированию и развитию различных групповых структур (коммуникативной, социометрической, ролевой и властной) и проявлению различных групповых феноменов (спло­ченности, конформности, лидерства и др.), которые будут рассмот­рены ниже.

Даже этот краткий экскурс в проблематику исследований малых групп наглядно иллюстрирует, что ученые имеют дело со множест­вом входных факторов, процессуальных переменных и исходов со сложными причинными связями и взаимосвязями как односторон­ними, так и двухсторонними. Эта множественность, комплексность увеличивается, когда рассматриваются другие типы групп с различ­ными задачами и целями. Поэтому не удивительно, что этому мно­гообразию соответствует и многообразие исследовательских вопро­сов, теоретических подходов, исследовательских методов и эмпири­ческих результатов (Картрайт и Зандер, Харрс, Шоу и др.).

Социально-психологические исследования малых групп в XX в. отражают две тенденции — развитие социальной психологии как науки и изучение основных проблем современного общества. В пер­вое десятилетие XX в. группы были главным образом объектом тео­ретического анализа и описания, при этом подчеркивалась связую­щая функция групп между индивидом и обществом. В последующие два десятилетия был период так называемых классических исследо­ваний групп. В этих работах объектом исследовательского интереса стали такие явления, как структура социоэмоциональных предпоч­тений и проблема социального влияния в рабочих группах. Однако в целом и совершенно определенно социально-психологические ис­следования групп в этот период ориентировались на идеи, выдвину­тые работами К. Левина и его школы.

В 40-е и 50-е гг. благодаря появлению в обществе проблем об­щесоциального порядка были проведены^ исследования теоретиче­ских и практических проблем лидерства, прбдуктивности к группо­вой дискуссии. Доминантной формой исследования стал контроли­руемый эксперимент с небольшими искусственными группами в лаборатории. В этот период более или менее интенсивно был изучен

ряд групповых явлений в качестве относительно самостоятельного предмета исследования (часто, даже без наличия свободно взаимо­действующих групп). Среди этих явлений можно назвать конформ­ность, сотрудничество, конкуренцию, групповую привязанность, межличностную привлекательность. Исключением из этой тенден­ции являются исследования лидерства и процессов принятия груп­повых решений (Брендстеттер, Дэвис и Стокер-Крейхгауэр), час­тично инициированных явлением сдвига риска и работами по меж­личностным взаимоотношениям (Дьюк и Гилмор).

В отечественной социальной психологии в последние два деся­тилетия в исследовании малых групп и коллективов активно разра­батывается системный подход (Журавлев, 1988, 1999). Этот подход предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и меж­личностных отношений.

Наши рекомендации