Проблематика исследований малых групп и их историческая динамика
Чтобы лучше осмыслить все многообразие и комплексность проблем исследования малых групп в социальной психологии, рассмотрим кратко подход к их изучению, основанный на теории открытых систем, который в настоящее время признается наиболее перспективным и наиболее интенсивно «осваивается» в отечественной социальной психологии.
На абстрактном уровне группу можно описывать как открытую систему с определенным «входом», процессом и «в'ыходом». На «входе» важное значение имеют индивидуальные, групповые и средовые
Психология малых групп: основные понятия, ... 181
факторы. Индивидуальные факторы включают биографические и личностные характеристики членов группы, их способности, навыки, знания и установки к групповым целям, задачам и другим членам группы. Эти характеристики определяют социальные позиции членов группы, их место в системе групповой коммуникации, а также положение в структуре групповой деятельности. Групповые факторы включают главным образом размер группы и групповую композицию, т. е. форму распределения индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов групп по таким параметрам, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Эти признаки важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы. Важным аспектом групповой композиции является совместимость индивидуальных характеристик, которая приводит к высокой групповой сплоченности и увеличивает эффективность групповой деятельности по достижению групповых целей. Средовые факторы включают физическую и социальную среду группы, содержательные характеристики задач и целей, а также препятствия, затрудняющие достижение групповых целей.
Со стороны процесса, т. е. группового взаимодействия и групповой активности, различают форму и содержание взаимодействия. Форма взаимодействия включает количество участвующих членов группы, длительность и интенсивность взаимодействия. Содержание взаимодействия включает последовательность взаимодействий разного типа, ориентированных на выполнение групповой задачи в целом или у отдельных членов группы. Прорыв в исследовании форм и содержания взаимодействия в группах состоял в разработке категориальных моделей взаимодействия (Бейлс и др.), которые позволяют изучать типичные формы поведения и общения систематическим образом. Эти модели были кратко рассмотрены в главе 3.1 настоящей книги.
Во многих работах, использующих такие категориальные системы, подчеркивается, что огромное число взаимодействий в группах главным образом сводится и редуцируется до четырех переменных или факторов взаимодействия:
• доминирование — подчинение;
• положительно ориентированное социоэмоциональное поведение — негативное поведение, т. е. проявление разногласий, раздражения и антагонизма;
182
Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия, ... 183
• целенаправленное поведение, ориентированное на выполнение задания, — экспрессивное поведение, не связанное с выполнением функциональных задач;
• конформность (ориентация на выполнение групповых норм) — неконформность, т. е. проявление напряженности, ухода и сопротивления давлению группы.
Процессы взаимодействия и группового развития приводят к разным типам исходов — формированию и развитию различных групповых структур (коммуникативной, социометрической, ролевой и властной) и проявлению различных групповых феноменов (сплоченности, конформности, лидерства и др.), которые будут рассмотрены ниже.
Даже этот краткий экскурс в проблематику исследований малых групп наглядно иллюстрирует, что ученые имеют дело со множеством входных факторов, процессуальных переменных и исходов со сложными причинными связями и взаимосвязями как односторонними, так и двухсторонними. Эта множественность, комплексность увеличивается, когда рассматриваются другие типы групп с различными задачами и целями. Поэтому не удивительно, что этому многообразию соответствует и многообразие исследовательских вопросов, теоретических подходов, исследовательских методов и эмпирических результатов (Картрайт и Зандер, Харрс, Шоу и др.).
Социально-психологические исследования малых групп в XX в. отражают две тенденции — развитие социальной психологии как науки и изучение основных проблем современного общества. В первое десятилетие XX в. группы были главным образом объектом теоретического анализа и описания, при этом подчеркивалась связующая функция групп между индивидом и обществом. В последующие два десятилетия был период так называемых классических исследований групп. В этих работах объектом исследовательского интереса стали такие явления, как структура социоэмоциональных предпочтений и проблема социального влияния в рабочих группах. Однако в целом и совершенно определенно социально-психологические исследования групп в этот период ориентировались на идеи, выдвинутые работами К. Левина и его школы.
В 40-е и 50-е гг. благодаря появлению в обществе проблем общесоциального порядка были проведены^ исследования теоретических и практических проблем лидерства, прбдуктивности к групповой дискуссии. Доминантной формой исследования стал контролируемый эксперимент с небольшими искусственными группами в лаборатории. В этот период более или менее интенсивно был изучен
ряд групповых явлений в качестве относительно самостоятельного предмета исследования (часто, даже без наличия свободно взаимодействующих групп). Среди этих явлений можно назвать конформность, сотрудничество, конкуренцию, групповую привязанность, межличностную привлекательность. Исключением из этой тенденции являются исследования лидерства и процессов принятия групповых решений (Брендстеттер, Дэвис и Стокер-Крейхгауэр), частично инициированных явлением сдвига риска и работами по межличностным взаимоотношениям (Дьюк и Гилмор).
В отечественной социальной психологии в последние два десятилетия в исследовании малых групп и коллективов активно разрабатывается системный подход (Журавлев, 1988, 1999). Этот подход предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений.