Предмет и задачи педагогики.

Педагогика — наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования и воспитания людей.

Образование— это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической ипрактической подготовке человека.

Учение (обучение)— целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетомтребований современной жизни и деятельности.

Воспитание— целеустремленное, организованное формирование у лю­дей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обще­стве, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, раз­витие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социаль­ногоокружения и деятельности.

Развитие— хорошо организованный процесс функционального совер­шенствования умственной ,и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формиро­вания личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Психологическая подготовка— целеустремленный, организованный про­цесс формирования у людей положительного, рационально окрашенного отно­шения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению труд­ностей. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания, но помимо общих требует и специальных учебно-воспитательных мероприятий.

Между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготов­кой существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образова­нию) принципиальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности людей. В ходе обучения не только решаются образовательные задачи, по и осуществляются развитие и психологическая подготовка обучаемых.

Кроме того, педагогика изучает также сущность процессов самообразова­ния и самовоспитания.

Самообразование— целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений

Самовоспитание— целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Педагогика призвана изучать структуру, функции, содержание и диалек­тику развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практи­ческих рекомендаций.

Педагогический процесс — это организованная и целенаправленная де­ятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и уме­ний, морально-политических, психологических и физических качеств лично­сти и группы.

Педагогика не только выполняет конкретные функции, но и выступает как система прикладных практических знаний, формирующих педагогическое мастерство преподавателей.

Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принципы обу­чения и воспитания, осуществляя сравнительнуюхарактеристику форм, мето­дов и приемов педагогической деятельности ит. д., педагогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и способы решения возникаю­щих задач.

Эффективность же практического применения любого педагогического приема и средства зависит от личных качеств преподавателя, его опыта, способ­ностей, интуиции, отношения к делу. И не случайно поэтому многие отождеств­ляют деятельность преподавателя, воспитателяс искусством художника, артис­та. Первостепенное значение в воспитании и обучении играет и интуиция.

Однако признание большой роли субъективного в педагогической дея­тельности не умаляет роли науки, которая вооружает преподавателей метода­ми разрешения учебно-воспитательныхзадач.

В настоящее время педагогика должна активнее продолжать разработ­ку новых моделей обучения и воспитания с учетом развития социально-эко­номического и .политического факторов жизни нашего народа в современ­ных условиях.

Как и любая другая наука, педагогика имеет свою методологию, тео­рию, методы и вырабатывает рекомендации для педагогической практики. В ее содержание входят: фактический материал, полученный в результате наблюдений, экспериментов, опыта; научные обобщения, выраженные в за­конах, принципах, теориях; гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтвер­ждении практикой.

Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепциями и рекомендациями на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Развиваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обогащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность педагогического процесса или его отдельных элементов.

Наши рекомендации