Тестовые задания по теме с эталонами ответов. 1.Становление индивидуальности – это:
1.Становление индивидуальности – это:
1) присвоение социальных ролей.
2) процесс индивидуализации субъективной реальности.
3) освоение родовой сущности.
4) творческое проявление способностей.
2. Индивидуальность – это:
1) включенность индивида в систему общественных отношений.
2) интеграция общественно значимых отношений в собственную систему отношений с миром.
3) выделенность человека из общественно значимых отношений.
4) неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.
3. Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это:
1) определенность в отношениях с самим собой.
2) определение собственной позиции в жизни, определенность внутри самой своей жизни.
3) рефлексия собственной жизни.
4) выход в уникальную подлинность самого себя.
5) трансценденция собственного существования.
4. Самооценка – это:
1) оценка себя.
2) акцент на себе.
3) взгляд на себя.
4) осознаваемая оценка личностью самой себя, своих возможностей качеств, положения в обществе.
5.Процесс отнесения чего-либо к своему «Я», уподобление чему-либо называется:
1) самосознанием.
2) самоактуализациеи.
3) социологизацией.
4) идентификацией.
Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Ниже приведены высказывания писателей и ученых об индивидуальности. Можно ли сказать, что они непротиворечивы и взаимодополняют друг друга?
1) «Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).
2) «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И.Мечников).
3) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа).
2. Попытайтесь соотнести между собой процессы формирования характера и развития способностей. Вероятно, в этих процессах обнаружится нечто общее?
Перечень и стандарты практических умений.
Владение представлением о психологических проявлениях индивидуальности человека, умение оперировать базовыми предметными категориями по проблеме индивидуальности.
Примерная тематика НИРС по теме.
1. Индивидуальность жизненного пути человека.
2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
3. Отличие личностного бытия человека от индивидуального.
4. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
14. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 21
Тема: «Характеристики человека как индивидуальности».
2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, дискуссионный.
3. Значение темы: формирование представлений о характеристиках индивидуальности человека, формирование профессиональной позиции на проблему индивидуальности.
Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.
4. Место проведения практического занятия определяется особенностью изучаемой дисциплины и формой занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.
6. Структура содержания темы (хронокарта).