Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами
Для того чтобы лучше понять особенности взаимодействия пси-холога-профконсультанта с теми или иными специалистами, сле-Дует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить Себя на место того человека, с которым организуется взаимодей-Ствие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опа-Саться вас, и соответственно постараться снять его опасения). Ниже пРедставлены обобщенные советы-рекомендации по организации
взаимодействия с разными группами специалистов, с которь реально приходится общаться профконсультанту.
Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, боится «нормальный администратор», — это то, что вы не зна своей работы, не знаете, чем заняться в «подчиненной ему» ле, т.е. можете внести элемент дезорганизации в общую ра£ (которую с «таким трудом ему удалось наладить»). Но посколь многие администраторы плохо представляют себе, чем дог заниматься психолог в школе, то они будут пытаться включит i в текущую школьную работу.
Поэтому рекомендуется:
1) взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сад
знаете, как работать:
- для первой встречи с директором подготовить план работ
- постоянно выступать с какими-то «идеями» сверх своего пла
2) соблюдать субординацию (особенно в присутствии колл<!
педагогов и учащихся);
3)-идти навстречу, выполнять отдельные просьбы и даже ручать администрацию (например, выручать завуча, который 6j вально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то; теля). Естественно, при этом не позволять садиться себе на ше
Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опа ется коллега-педагог, так это того, что вы заденете его самол бие. Особенно если вы еще достаточно молоды и неопытны.
Поэтому рекомендуется:
1) показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь уще|
лять их самолюбие:
- почаще обращаться за советом (особенно к классным руков
дителям), даже когда особо и не нуждаетесь в таких советах;
- предлагать провести им самим несложные (например, не*
торые игровые) методики;
- не выставлять свои знания напоказ (не давить учителей ев
ми специфическими знаниями и непонятной терминологией]
любимая игра начинающих психологов);
2) провести методический семинар и показать на нем некс
рые несложные методики (показать, что вы умеете работать, а|
просто красиво говорить);
3) стремиться организовать сотрудничество, т.е. попробов
передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтег.
вать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными ]
тодиками).
Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами.^ главное опасение, что вы окажетесь более подготовленным, дети будут любить вас больше, чем их, и вообще, что окаже «лучше», чем они (известно ведь, что многие психологи оч<| самолюбивы).
Поэтому рекомендуется:
1) не спешить, так как иногда для настоящего сотрудничества
требуется время;
2) если психолог уже ведет в школе какие-то работы — не
отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже вас;
3) четко разделить свои функции и оформить это докумен
тально (в планах работы);
4) сразу не проводить совместных мероприятий («соавторы»
часто ругаются из-за мелочей);
5) когда отношения станут взаимоуважительными, пробовать
и совместные дела, и обмен функциями и т.д.;
6) не выяснять отношения в присутствии педколлектива.
Организация взаимодействия с коллегами из других организаций.
Возможны контакты школьного профконсультанта с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и т. п. Главное в этих контактах — учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от своего начальства. Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность, но в перспективе можно проконсультировать их и по данным проблемам). Поэтому рекомендуется:
1) заинтересовать коллег в целесообразности контактов, отно
ситься к коллегам очень уважительно;
2) оформить отношения с коллегами документально (в виде
договоров);
3) обязательно так планировать совместные мероприятия, чтобы
участвовали все, а для этого в договоре четко расписать задачи и
ответственных за их исполнение.