Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.
ТЕСТ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ
Студенту необходимо выбрать 1 правильный ответ в каждом вопросе. При этом начисляется 1 балл за вопрос. В пунктах 13 и 14 необходимо привести практические примеры по своему выбору. В случае верного практического примера теоретического термина за каждый пункт начисляется 3 балла.
1. Поведение это:
а | Тип отношений внутри популяции | б | Реакция животных на окружающую среду |
в | Способность животного предвидеть результаты событий | г | Совокупность проявления внешней, двигательной активности животного , направленная на установление необходимых связей со средой |
2. Что означает термин «рефлекс»?
а | Поведение животных, связанное с образованием брачных пар | б | Реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, опосредуемая нервной системой |
в | Устойчивое ослабление реакции организма вследствие многократного предъявления раздражителя без какого-то ни было подкрепления | г | Поведение, в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида |
Отметьте ученого-основоположника учения о высшей нервной деятельности.
а | И.М. Сеченов | б | И.П. Павлов |
в | Пифагор | г | В.Л. Дуров |
4. Что означает термин «высшая нервная деятельность»?
а | Нейрофизиологическая основа поведения животных | б | Безусловные рефлексы |
в | Зоопсихология | г | Инстинктивное поведение |
5. Что означает понятие «тип высшей нервной деятельности»?
а | характер | б | агрессивность псовых |
в | совокупность свойств нервной системы, составляющая физиологическую основу темперамента | г | темперамент |
6. Что означает понятие «безусловный рефлекс»?
а | Наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие | б | Поведение, которое приводит к повышению приспосабливаемости организма к окружающей среде |
в | Раздражитель, вызывающий у животных врожденную реакцию | г | Комфортное поведение млекопитающих |
7. Естественно-приобретенный условный рефлекс это:
а | рефлекс, самостоятельно выработанный в процессе жизни; | б | рефлекс, специально вырабатываемый для безопасности жизни собаки |
в | коротко-отставленный рефлекс | г | форма проявления инстинкта самосохранения |
8. Что лежит в основе поведения всех многоклеточных животных:
а | Деятельность сердечно-сосудистой системы | б | Деятельность нервной системы |
в | Пищевой инстинкт | г | Родительский инстинкт |
9. Чем воспринимаются все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного:
а | Мышечной тканью | б | Глазами |
в | Нервными окончаниями | г | Шерстью |
10. Нервная система это:
а | Управляющая система | б | Система, выделяющая гормоны |
в | Система органов чувств | г | Половая доминанта |
11. Результатом чего является определенное действие, выполняемое животным?
а | Раздражения передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам) | б | Дрессировки |
в | Осязания | г | Чувства боли |
12. Передаются ли по наследству приобретенные условные рефлексы?
а | Да | б | Нет |
в | Иногда | г | При тщательном отборе племенных производителей |
Классификация рефлексов. Приведите примеры на каждый вид рефлексов.
РЕФЛЕКСЫ | |||
БЕЗУСЛОВНЫЕ | УСЛОВНЫЕ | ||
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ | ВЕГЕТАТИВНЫЕ | КЛАССИЧЕСКИЕ | |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ | ВЕГЕТАТИВНЫЕ | ||
ПРИМЕРЫ | ПРИМЕРЫ | ||
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ | |||
ПРИМЕРЫ | |||
Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения.
Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.
ВНУТРЕННИЙ СТИМУЛ |
Пример |
↓ |
ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
Пример |
↓ |
КЛЮЧЕВОЙ СТИМУЛ |
Пример |
↓ |
ЗАВЕРШАЮЩИЙ АКТ |
Пример |
15. Что означает термин «врожденная схема реагирования» К. Лоренца?
а | сосательный рефлекс | б | механизм снятия блока в нервной системе животного |
в | поиск матери новорожденным щенком | г | инстинкт продолжения рода |
16. Что означает термин «доминанта»?
а | Действие, которое подчиняет себе деятельность всего организма в данный момент | б | Потребность в продолжении рода |
в | Потребность в пище | г | Комфортное поведение |
17. По П.К. Анохину, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:
а | Афферентного синтеза; принятия решения; акцептора результатов действия; эфферентного синтеза; формирования самого действия; оценки достигнутого результата | б | Принятия решения; формирования действия |
в | Оценки ситуации; принятия решения; формирования действия | г | Афферентного синтеза; формирования действия; оценки достигнутого результата |
18. Стадия афферентного синтеза – это:
а | Оценка полученного результата | б | Расщепление жиров |
в | Анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в ЦНС и дающих основание животному принять решение о возможном поведении | г | Деятельность фермента, переваривающего углеводы |
19. Во время стадии афферентного синтеза учитывается:
а | Условные рефлексы | б | Безусловные рефлексы |
в | Наличие пищевой доминанты | г | Наличие потребности организма в чем-либо, а также возможных путей ее удовлетворения, имеющихся в памяти животного; воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация); и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация) |
20. Что означает понятие «завершающий акт»?
а | окончание процесса дрессировки | б | роды у псовых |
в | засыпание собаки | г | стадия мотивированного поведения, представляющая стереотипные действия, направленные на определенную цель |
21. Что означает понятие «доминирующее животное»?
а | победитель выставки | б | победитель соревнований |
в | ранг животного в иерархических отношениях в стае | г | самое крупное животное в стае |
22. Что означает термин «групповое поведение псовых»?
а | Дрессировка в группе | б | Игры щенков-однопометников |
в | Обучение щенков матерью | г | Взаимодействие при постоянном или временном объединении в группы |
23. Отметьте формы проявления неврозов у животных:
а | Невроз в форме возбуждения; невроз в форме торможения; невроз в форме фобии | б | . Агрессия |
в | Угнетение ВНД | г | Кома |
24. Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между:
а | Животным и человеком | б | Особями различных видов |
в | Членами стаи псовых | г | Особями одного вида |
25. Во время ритуала приветствия помахивание хвостом:
а | Не осуществляется | б | Осуществляется интенсивно |
в | Хвост двигается медленно | г | В зависимости от обстоятельств |
26. Ключевым сигналом у собак, как бы отключающим агрессивное поведение является:
а | Зажатый хвост между ног | б | Поворот одной из собак к сопернику изогнутой шеей |
в | Вой соперника | г | Бегство соперника |
27. Низкоранговые животные у псовых:
а | Низко опускают хвост, поджимая его между ног | б | Громко лают |
в | Прячутся от вожаков стаи | г | Сбрасывают шерсть |
28. Поза спаривания (при отсутствии акта спаривания) это:
а | Поза доминирования одного животного над другим | б | Ритуальная игра |
в | Условный рефлекс | г | Особенность вида |
29. Определяющую роль в сезонных изменениях поведения животных играет:
а | Возбуждение | б | Угнетение |
в | Сезонный цикл деятельности желез внутренней секреции | г | Истощение |
30. Пищедобывательная форма поведения возникает в результате:
а | Судорожных сокращений мышц брюшного пресса | б | Определенных гуморальных сдвигов в крови, прежде всего понижения уровня глюкозы |
в | Беременности у самки | г | Активности животного |
31. Под комплексом комфортного поведения у собак подразумеваются:
а | Отсутствие голода у животного | б | Действия животного, которое оно производит для своего удобства или удовольствия |
в | Сон | г | Взаимопонимание с хозяином |
32. Для домашней собаки семья, где она живет, является:
а | Стаей | б | Местом пропитания |
в | Дрессировщиками | г | Выставочными хэндлерами |
33. Научение это:
а | Дрессировка | б | Модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта |
в | Наказание животного | г | Поведение животного в сообществе |
34. Обучение это:
а | Появление активных изменений индивидуального поведения , связанных с образованием брачных пар | б | Реакция организма на изменения внешнего мира или внутренней среды организма |
в | Ослабление реакции организма на воздействие окружающей среды | г | Поведение , в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида |
35. Психика это:
а | Форма активного отражения действительности внешнего и внутреннего мира, позволяющая организму адекватно организовать свое поведение по отношению к компонентам среды | б | Модификация поведения в результате приобретенного опыта |
в | Отклоняющееся поведение | г | Совокупность безусловных и условных рефлексов |
Полученное студентом количество баллов приравнивается к следующим оценкам : 35 баллов и выше – «отлично», 29 - 34 балла – «хорошо», 23 - 28 баллов – «удовлетворительно». 22 балла – «неудовлетворительно».