Бщие требования к проведению опроса
просные методы
Основное предназначение опросного метода – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социально-психологических явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких случаях опрос может стать главным методом сбора информации.
К сожалению, на практике нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных, тогда как рассматриваемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях.
На самом деле исследовательские возможности опросов далеко не безграничны. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают именно в сочетании с другими методами.
иды опросов
В зависимости от критериев, лежащих в основе классификации, опросы можно подразделить на группы и виды. Обычно в качестве таких критериев рассматривают: 1. характер взаимодействия с респондентом; 2.степень формализации; 3.широту охвата; 4. уровень компетентности респондента; 5. место проведения опроса; 6. использование технических средств.
1. По характеру взаимодействия с респондентом выделяют заочные бесконтактные анкетные опросы (почтовые, прессовые, интернет-опросы), частично контактые опросы (телефонные и on-line интернет-опросы) и контактные формы опросов (очные анкетные опросы и интервью).
2. В зависимости от степени формализации опросы подразделяются на стандартизированные (в анкете либо интервью используются только закрытые вопросы), частично стандартизированные (наряду с закрытыми используются открытые вопросы), и нестандартизированные (свободное интервью).
3. По широте охвата опросы могут быть сплошными и выборочными; массовыми, групповыми (проводятся в малой группе) и индивидуальными.
4. Уровень компетентности респондентов выступает критерием при выделении фокусированного (респондент хорошо знаком с проблемой) и экспертного опроса (респондент – специалист по обсуждаемой проблеме).
5. В зависимости от места проведения различают опросы на рабочем месте, на дому, в специально созданных условиях (лабораторные), уличные опросы.
6. По критерию использования технических средств для взаимодействия с респондентом различают следующие виды: почтовые, прессовые, телефонные, факсовые, интернет-опросы.
бщие требования к проведению опроса
Любой опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться со всех сторон, но прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социально-психологический опрос может потерять большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательное наличие "паспортички" − тех данных о каждом респонденте, перечень которых диктуется исследовательской программой.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между человеком, его проводящим, и респондентом (опрашиваемым). Потому каждый опрос должен проводиться с соблюдением следующих основных правил:
1.респондент знает, кто и зачем его опрашивает;
2.респондент мотивирован на участие в опросе и не заинтересован в выдаче ложной информации;
3. вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких утверждений (например, «работа интересная и хорошо оплачиваемая») и респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса;
4. все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ, формулировка вопроса не настраивает респондента на определенный ответ;
5. вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов, в них предложены такие варианты ответа, каждый из которых приемлем для респондента в равной степени;
6. формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента;
7. ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства;
8. количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его;
9. вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач;
10. исследователь ровно относится ко всем респондентам без исключения, демонстрируя нейтральность и толерантность по отношению к ответам.
Качество проведения опроса во многом зависит от умения исследователя выбрать уместную формулировку вопроса. Вопросы классифицируются по ряду оснований.
В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые, закрытые и полузакрытые.
В открытых вопросах варианты ответа не предусмотрены, респондент дает ответ в произвольной форме.
Пример 3.1
Как Вы обычно проводите свободное время?
В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать свой вариант из переченя возможных ответов. Однако чаще используется так называемый вариант полузакрытых вопросов, в которых к перечню вариантов ответа добавляется позиция «другое».
Пример 3.2
Отметьте, пожалуйста, как Вы обычно проводите свободное время?
- Встречаюсь с друзьями, родственниками
- Выезжаю за город
- Посещаю выставки, театры, хожу на концерты
- Провожу время в кафе, клубах
- Занимаюсь хобби
- Ничего не делаю
- Другое (что именно?)_________________________________
В зависимости от функций выделяют основные (программные) и контрольные вопросы (проверочные по отношению к основным), вопросы-фильтры и вопросы-ловушки.
Пример 3.3
Если основной вопрос звучит так: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным вопросом по отношению к программному будет вопрос «Хотели бы Вы сменить свою работу?»
Функцией вопросов-фильтров выступает разделение респондентов на тех, кто может ответить на поставленный вопрос, и тех, кто этого делать не может. Например, если мы хотим узнать, каким видам спорта студенты отдают предпочтение, то сначала надо спросить, занимается респондент спортом или нет. Исключение составят ситуации, когда мы будем опрашивать только спортсменов.
Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности респондентов в целом.
По содержанию выделяют вопросы о фактах или знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках и мнениях. Вторая группа вопросов представляет большую по сравнению с первой трудность.
В зависимости от формы выделяют вопросы прямые, косвенные и прожективные.
Пример 3.4
«Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?» − прямой вопрос.
«Здесь приведены три суждения. Какое из них Вы считаете самым верным?» − косвенный вопрос.
« Предположим, Вы сейчас не работаете. Вернулись бы Вы на свою прежнюю работу?» − прожективный вопрос.
Общие правила проведения опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.
нкетирование
Анкетирование – письменная форма опроса, при которой заполнение опросного документа производится респондентом самостоятельно. Наиболее целесообразно проводить анкетирование в двух случаях: когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, и когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
3.5.1 Структура анкеты.
Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».
Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы результаты опроса, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.
Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты. Однако не следует писать во введении: "Нас интересует то-то". Это скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть важность активной позиции, попытаться сделать самого респондента участником исследования. Например, можно написать: "Ваши суждения помогут улучшить работу в какой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему".
Не следует делать ссылку на какие-либо административные документы, тем самым оказывая давление на респондентов, как бы намекая на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка − заискивание перед респондентом: "Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему..." и т. д. Респондент может почувствовать себя ребенком, к которому обращаются "взрослые дяди".
Опытные исследователи считают нецелесообразным озаглавливать анкету (например, "Ваш образ жизни"), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название - это фактор включения в действие социальных стереотипов. "Ваш образ жизни" может ассоциироваться с газетным заголовком, а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных: пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации. И то и другое не будет способствовать вовлеченности респондента в процесс. Указания во введении организации, проводящей опрос, и целей исследования вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.
В большинстве случаев во введении также подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: "Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде".
В основной части в начале текста ни в коем случае не должно быть трудных или беспокоящих респондента вопросов. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут его отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если респондент уже включился в работу, он будет склонен скорее закончить, чем прервать ее на полпути.
Лучше всего начать с вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.
Не рекомендуется также начинать опрос с заполнения "паспортички", поскольку это нередко тревожит людей. Сведения о социально-демографических данных опрашиваемого лучше разместить в конце анкетного листа.
Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети основной части.
Заключительные вопросыдолжны быть относительно нетрудными, так как, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хорошо использовать шкалы оценок и другую информацию в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты. В качестве контрольных, их можно разместить и в конце, но не более одного-двух.
"Паспортичка" должна находиться в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать при ее заполнении особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.
В заключение обычно выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении тоже неплохо указать: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".