Отражающие пространственную ориентацию движений



Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Размещение самостоятельных частей документа

Размещение точек начала и окончания



Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Размещение текста относительно краев листа бумаги

Размещение точек соединения движений



Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Направление линий письма в строке | Размер интервалов между словами

Размещение точек пересечения

движений относительно линии

письма

Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Размещение движений по вертикали



Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Размер интервалов между строками

Размещение движений по горизонтали

Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Форма линий письма

_________________________________________________________ 133

У 4. Подготавливая материалы к почерковедческой экспертизе, назначая ее и оценивая заключения почерковедов, необходимо помнить следующие важные положения. Почерк — это манера написания, опре­деленная система движений при исполнении рукописи. Его характери­зуют общие (степень выработанности, сложность, связность, размер, разгон, наклон, общая форма и направление движений, нажим) и част­ные (форма, направление, сложность движений, способ их начала и окончания при выполнении букв и их элементов) признаки.

Индивидуальных признаков почерка нет, поскольку тот или иной признак может встречаться в рукописях разных лиц. Неповторима толь­ко определенная совокупность общих и частных признаков почерка.

Для производства почерковедческой экспертизы необходимы сво­бодные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интере­сующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукопи­си, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпус­ка, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные по­дозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содер­жать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку сле­дователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ.

Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка.

Основной задачей, решаемой экспертом-почерковедом, является идентификация конкретного исполнителя рукописных знаков. В ряде случаев определяется количеством исполнителей рукописных записей (подписей). Решаются также и диагностические задачи: выяснение ус­ловий исполнения рукописи (в движущемся транспорте, стоя, лежа), душевного и психофизического состояния писавшего, способа умыш­ленного искажения привычного почерка, подражания почерку другого человека, установление возраста, пола, профессии исполнителя и др. Разработаны методики, позволяющие по почерку определять некоторые черты характера, уровень интеллектуального развития и др. (Об этом см., например: Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графоло­гии. — М.: Юрлитинформ, 2006.)

134_________________________________________________________

Почерковедческое исследование включает: 1) подготовкау к произ­водству экспертизы; 2) раздельное исследование интересующей следст­вие рукописи и образцов; 3) сравнительное исследование названных объектов; 4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирова­ние вывода.

Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность пред­ставленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения руко­писи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На последние обстоятельства указывают такие признаки, как замедленность движений, ухудшение их координации при письме по сравнению с обычной скорописью, которой исполнены свободные образцы.

На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализиру­ет присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учи­тывает признаки письменной речи, которые мы рассмотрим, знакомясь с методикой автороведчиской экспертизы.

В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде определенного изменения признака. Задача экспер­та— установить особенность письменного навыка путем анализа ва­риативности признаков и условий их проявления. Установив по спор­ной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогич­ными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя.

Результаты раздельного и сравнительного исследований эксперт для наглядности фиксирует в так называемой разработке почерка. С одной стороны стандартного бумажного листа графически приводятся основ­ные варианты каждого признака, создающего представление о каждом из письменных навыках исполнителя. С другой стороны листа приво­дятся соответствующие варианты письма подозреваемого лица. Разра­ботки существенно облегчают и визуализируют анализ вариантов при­знаков и установление особенностей письменного навыка.

Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и раз­личия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме дру­гих лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать осно­вой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представ­ляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариа­ции или следствие умышленного изменения почерка.

_________________________________________________________ 135

Оценивая вывод эксперта-почерковеда, следователь должен вник­нуть в примененную методику исследования, тщательно сопоставить приведенные в разработке почерка особенности письменного навыка, а также ответы эксперта с материалами расследуемого дела. В дальней­шем экспертное заключение поможет ему изобличить виновного или прекратить дело в отношении невиновного лица.

На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы:

1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим
или другим человеком;

2) одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в раз­
ных документах либо части текста в одном документе;

3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных
документах тексты, цифровые или буквенные записи;

4) не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим челове­
ком;

5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрас­
тной группе относится это лицо;

6) не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного
искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или
необычном состоянии.

У 5. Аналогичный подход должен быть и к заключению судебно-автороведческой экспертизы документов, проводимой чаще всего для установления автора анонимного текста. Поскольку здесь анализирует­ся не внешняя — почерковая, а внутренняя — содержательная сторона документа, то объектами исследования могут выступать не только ру­кописные, но и машинописные, компьютерные, полиграфические и иные тексты. Криминалистическое автороведение вобрало достижения ряда наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, теории коммуникации, логики, психолингвистики, социологии и др.

В письменной речи проявляется сущность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Она характеризуется стилем изложения, лексикой языка, общим уровнем грамотности и некоторыми другими особенностями изложения мыслей в письменной форме. Стиль — это манера изложения и композиционное построение рукопи­си. Он может быть бытовым, канцелярским, научным, литературным и др. Лексика — словарный состав документа. Он может быть бедным, тавтологичным (повторение одних и тех же слов и оборотов), имеющим вкрапления литературных сравнений и образов, а также богатым лите­ратурно-художественными элементами изобразительных языковых средств (в криминалистической практике встречается довольно редко).

136_________________________________________________________

Лексика анонимного документа может содержать профессиона­лизмы — слова, характерные для терминологии лиц определенных профессий (юристы, медики, спортсмены и т.д.); архаизмы — слова, которые вышли из активного употребления, устаревшие (уста, лани­ты, чело и т.п.); диалектизмы — слова характерные для разговорной речи лиц, проживающих в определенных регионах страны (вица, пи­мы, держак, любо); жаргонизмы — слова, характерные для бытового жаргонного языка проституток, воров, наркоманов, карточных шуле­ров, попрошаек, мошенников и других преступных и асоциальных категорий, а также для профессионального жаргона моряков, строите­лей, рыбаков, шахтеров и др.

Важное криминалистическое значение имеет и такая особенность письменной речи, как модификация, представляющая собой внесение внутренних закономерностей построения родного языка в неродной (эта особенность проявляется и в устной речи, в частности, как акцент).

Следственной практике известен случай, когда в кармане куртки убитой было обнаружено письмо, написанное на русском языке, но с явлением модификации. Автор письма клялся адресату в любви и звал приехать в тот город, в окрестностях которого и был обнаружен труп. Эксперт-авторовед установил, что родным языком писавшего является табасаранский — язык небольшой народности, живущей в Дагестане. Именно это помогло установить, а затем изобличить убийцу.

Как очевидно из приведенного примера, криминалистическое ав-тороведение сориентировано либо на отождествление автора одного или нескольких анонимных документов, либо установление его при­надлежности к определенной группе лиц (в зависимости от его про­фессии, образовательного уровня, национальности, навыков опреде­ленного стиля письменной речи и др.). Базируется оно на результатах изучения закономерностей речевого поведения людей, определяющих индивидуальность, устойчивость и вариационность письменной речи, которая содержит комплекс неоднородных языковых и интеллекту­альных навыков.

Языковые навыки включают орфографические, пунктуационные, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Первые два навыка выполняют в письменной речи вспомогательную роль, поскольку неразрывно связаны с письмом и сами по себе не суще­ствуют. Интеллектуальные (мыслительные) навыки определяют способ познания окружающей действительности, обусловленный индивиду­альным опытом и особенностями психики конкретного человека. Язы­ковые и интеллектуальные навыки проявляются при построении выска­зываний, которые либо соответствуют определенным речемыслитель-ным нормам, либо отклоняются от них. Хотя соблюдение таких норм

_________________________________________________________ 137

является обязательным для всех носителей данного языка, в речевой практике имеет место ряд устойчивых отклонений, вызванных усло­виями, в которых они формировались у данного человека, влиянием телевидения и радио, других языков, диалектов и иных факторов.

В детстве и отрочестве формируется обиходный стиль речи; полу­чая среднее образование, человек овладевает нормами литературного языка, публицистическим стилем речи. При обучении в вузе его язык совершенствуется, публицистический стиль может дополниться науч­ным, обогатиться литературными, ораторскими приемами; кроме того, словарный запас значительно расширяется за счет специальной терми­нологии.

По завершении учебы речемыслительные навыки человека, как правило, приобретают относительную устойчивость, стереотипность. При этом своеобразие условий формирования каждой личности созда­ет индивидуальные речемыслительные навыки. Они проявляются в том, что каждый: человек владеет не всей совокупностью существующих и постепенно изменяющихся норм, а только их частью, из которой в сво­ей речевой практике использует привычный набор достаточно стерео­типных фраз, сообразуясь с жизненной ситуацией. Поэтому языковые и интеллектуальные навыки каждого грамотного человека, проявляющие­ся в письменной речи, индивидуальны и неповторимы, что и позволяет отождествить автора текста, интересующего следствие, путем судебно-автороведческой экспертизы.

Признаки письменной речи дифференцируются на общие и част­ные. Общим признаком языкового навыка считается его структурная зрелость, степень развития. Различают высокую, среднюю и низкую степень развития грамматических, лексико-фразеологических и сти­листических навыков письменной речи, а для степени развития орфо­графических и пунктуационных навыков предусмотрена еще и нуле­вая степень их развития. Критерием отнесения данных признаков письменной речи к той или иной степени служит их соответствие литературным нормам.

Частные признаки развития языковых навыков отображают различ­ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в устойчивых нарушениях культуры речи, в привычных языковых сред­ствах и стереотипных сочетаниях таких средств, используемых челове­ком в типичных ситуациях письменного общения. Следует подчерк­нуть, что при разработке системы признаков письменной речи установ­лены количественные критерии их выделения, а также взаимные корреляционные зависимости (см. схему 6).

Схема 6

ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ

ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ



1. Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Отражающие пространственную ориентацию движений - student2.ru Степень развития грамма­
тических навыков (орфографи­
ческие, пунктуационные, син­
таксические ошибки — общий
уровень грамотности).

2. Степень развития лексиче­
ских навыков (словарный запас).

3. Степень развития стилисти­
ческих навыков (различные стили
изложения, архитектоника).

4. Уровень владения письмен­
ной речью (зависит от степени раз­
вития грамматических, лексичес­
ких, стилистических навыков).

1. Грамматические:

• орфографические

• пунктуационные

• синтаксические.

2. Авторская лексика.

3. Использование символов, со­
кращений, аббревиатур, исправ­
лений, вставок, правок.

4. Акцентирование определен­
ных слов, словосочетаний, пред­
ложений.

Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования авто­ра, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, ко­торые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения.

Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подгото­вительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение ито­гов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомив­шись с постановлением следователя и приложенными к нему материа­лами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль пись­менной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистиче­ских и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе срав­нительного исследования выявляются совпадения и различия общих

_________________________________________________________ 139

и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стерео­типных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п.

Одним из первых в истории отечественной криминалистики авторо-ведческим исследованием была экспертиза, проведенная в 1886 г. по уголовному делу, возбужденному по факту отравления помещика Пети-на стрихнином. Исследовались тексты анонимных писем, полученных уездным предводителем дворянства, написанных студентом Анисимо-вым, проживавшем в семье Петина на правах домашнего учителя, а также «краткая биография» погибшего, составленная Анисимовым. Хотя почерк всех трех документов заметно различался, языковые сред­ства очень четко совпадали.

Так, во всех текстах Петин именовался «отвратительным подонком мошенничества», все они содержали такие излюбленные Анисимовым стереотипные выражения, как «змеиный шипучий яд», «послужить к чему-либо» и «сказать несколько слов». Все предложения начинались с союза «и»: «и когда за чаем», «и причина его болезни»; вместо предлога «из» автор употреблял «с»: «с его рассказа стало ясно», «мне известно с телеграммы». Все три текста пронизывала общая мысль, что Петин давно заслужил смерти «своим чертовски развратным поведением», а потому виновного не следует искать, он чист перед Богом и людьми. Заключение экспертов стало одним из веских доказательств виновности студента Анисимова в умышленном отравлении Петина, с женой кото­рого он был в интимных отношениях.

На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы: 1) является ли подозреваемый автором спор­ного документа; 2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование; 3) каков образовательный уровень автора представленного документа; 4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно; 5) носителем како­го наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа; 6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением призна­ков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение).

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте документ как объект криминалистического ис­
следования, дайте классификацию документов.

2. В чем состоит криминалистическое исследование документов, ка­
ковы его виды и решаемые при этом задачи?

140_________________________________________________________

3. В чем состоят научные основы судебного почерковедения?

4. Какие задачи решает почерковедческая экспертиза, как она про­
водится?

5. Каковы задачи и методика проведения автороведческой экспертизы?

Лекция 2. Технико-криминалистическое

исследование документов

План лекции

> 1. Понятие и задачи технико-криминалистического иссле­
дования документов.

Наши рекомендации