Особенности проведения профессионального психологического отбора военнослужащих
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору военнослужащих проводятся в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 26 января 2000 года № 50. В статье 8 данного Руководства указано, что мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование). Тестирование выступает в качестве основного инструмента психологического и психофизиологического исследования личности в рамках профессионального отбора. В рамках социально-психологического изучения оцениваются условия воспитания и развития личности, ее военно-профессиональная направленность, организаторские способности, особенности общения, образовательная и профессиональная подготовленность, а также поведение в коллективе.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, внимание, восприятие, память, мышление), психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно – психическую устойчивость.
В процессе психологического освидетельствования проводится комплексное обследование с применением психологических и психофизиологических методик, определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических и психофизиологических качеств кандидатов профессиональным требованиям, осуществляется прогнозирование успешности освоения профессии, эффективности осуществления служебной деятельности или работы.В статье 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40 – ФЗ «О Федеральной службе безопасности» указано, что сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа [46].
При проведении профессионального психологического отбора военнослужащих важным является изучение их личностных особенностей, так как они оказывают непосредственное влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на профессиональную деятельность. Успешность и эффективность профессиональной деятельности зависит от уровня развития профессионально важных качеств, которые некоторые авторы рассматривают, как деловые качества.
Деловые качества представляют собой профессионально важные качества, обеспечивающие своевременное освоение специальности и последующую эффективность профессиональной деятельности. Перечень профессионально важных (деловых) качеств в каждом конкретном случае определяется требованиями профессии [24, c. 92].
В профессионально важные качества входят индивидуально-психические и личностные качества субъекта, необходимые и достаточные для эффективной и продуктивной профессиональной деятельности. Помимо индивидуально – психологических особенностей (собственно психических свойств) определенное влияние на реализацию той или иной деятельности оказывают внепсихические свойства субъекта профессиональной деятельности: конституциональные особенности, соматические характеристики, нейродинамические показатели и др. Так, физическая сила и выносливость выступают в качестве профессионально важных качеств (ПВК) во многих видах деятельности [9].
Оценка уровня развития ПВК производится путем применения различных психодиагностических методов, а также комплексов психодиагностических тестов. По результатам психологического тестирования, лежащего в основе профессионального психологического отбора, делается вывод о профессиональной пригодности. В соответствии с результатами составляется заключение, в котором представлены в виде индивидуального психологического портрета личностные особенности кандидата, выбираемые им способы деятельности в различных жизненных сферах и поведенческие особенности, проявляемые в разнообразных ситуациях. Помимо этого, происходит обозначение категории профессиональной пригодности кандидата к специальности и определение его склонности к тому или иному виду служебной деятельности. В качестве критериев, по которым происходит оценка категории профессиональной пригодности, выступают возможные факторы риска и уровень развития профессионально важных качеств [24].Для количественной оценки уровня развития деловых качеств кандидата могут быть использованы интроспективные опросники, объективные и проективные тесты, а также различные рейтинги. В сфере профессионального психологического отбора военнослужащих широкое распространение получили различные варианты личностных опросников, разработанные с опорой на факторные теории личности.Выводы главы 1
При изучении личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу были проанализированы научные труды отечественных и зарубежных ученых. Рассмотрены различные подходы к изучению личности и личностных особенностей, а также основные концепции черт личности, предложенные Г.Олпортом, Р.Кеттелом и Г.Ю.Айзенком.
Представлен обзор основных научных подходов к изучению сущности мотивации и ее роли в регуляции поведения. Также были рассмотрены основные потребности и мотивы, лежащие в основе деятельности. Мотивационная направленность определена как система, которая определяет и направляет деятельность человека, формируется в процессе развития личности и является индивидуальной. Кроме того, были выделены основные потребности, лежащие в основе професcиональной деятельности, а также основные составляющие мотивационной сферы личности.
Была изучена проблема профессионального самоопределения, основные компоненты профессионального становления личности, а также рассмотрена структура профессионального самоопределения.
В ходе анализа зарубежных исследований вопроса были рассмотрены работы А.Маслоу и психологов направления «New Look». В отечественной психологии были изучены работы В.С. Мерлина и его последователей в рамках исследований интегральной индивидуальности. Помимо этого, были проанализированы работы А. Е. Климова, в которых модель развития личности профессионала опирается на концепцию интегральной индивидуальности В. С. Мерлина.
Нами была рассмотрена специфика профессионального психологического отбора военнослужащих, определены основные используемые методы, а также общие требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу.