Анализ психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил

Рассмотрим результаты исследования, полученные по шкале склонности к девиантному поведению, представленные в табл. 5 и 6.

Из данных табл. 5 и 6 видно, что высокий уровень склонности к нарушению норм и правил демонстрируют от 15 до 25% респондентов в зависимости от этнической принадлежности. Около 50% опрашиваемых имеют средний уровень предрасположенности к девиациям, 20 - 35% обнаруживают нормативную устойчивость. Среди этнических групп наиболее поляризованными по выраженности склонности к девиантному поведению оказались представители азербайджанской этнической группы. Среди них выявлено максимальное количество респондентов как с высокими (25.4%), так и с низкими (34.3%) значениями. Меньшая определенность позиций обнаруживается у русских: 64% из них занимают достаточно неустойчивое среднее положение в таблице распределения уровней склонности к девиациям, которое при определенных условиях может как снижаться, так и повышаться.

В целом же, достоверность различий в распределении показателей склонности к девиантному поведению между представителями исследуемых этнических групп статистически не подтверждается.

Наряду с общим показателем склонности к девиациям имеет смысл рассмотреть данные, отражающие степень выраженности каждой установки на соблюдение или нарушение социальных норм.

Так, в ответах, показывающих отношение респондентов к законопослушным людям, наибольшая доля выразивших согласие с утверждением "Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы" оказалась среди армян и чеченцев (соответственно 27 чел., или 38.1%, и 22 чел., или 37.9%), несколько меньшая - среди азербайджанцев и русских (16 чел., или 23.9%, и 11 чел., или 16.4%) (достоверность различий подтверждается статистически по критерию Пирсона: χ2 = 21.57 при p = 0.04). Однако если учесть, что среди русских довольно высокий процент тех, кто с трудом определял ложность данного утверждения (15 чел., или 22.4%), то данный факт, скорее всего, повышает долю представителей русского населения, которые называют, хотя и неуверенно, законопослушным человека обязательно слабого и трусливого.

Кроме того, большинство представителей исследуемых этнических групп признали верным, что в людях они ценят наличие таких личностных черт, как осторожность и осмотрительность, которые, согласно шкале А. Н. Орла, свидетельствуют о низкой предрасположенности к девиантному поведению (52 армянина, или 73.3%, 50 азербайджанцев, или 74.6%, 51 русский, или 76%, и 51 чеченец, или 89.2%) (различия статистически не значимы).

С высказыванием "Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником" согласились 17 армян (29.9%), 17 азербайджанцев (25.4%), 17 чеченцев (27%) и 9 русских (13.4%) (различия статистически не значимы). Более весомой среди выходцев из Кавказа оказалась и доля тех, кто категорически отверг данное высказывание. В их число вошли 30 азербайджанцев (51.8%), 26 чеченцев (44.8%), 27 армян (38%) и 22 русских (32.8%) (различия статистически не значимы). Таким образом, наши данные не подтверждают мифа о том, что разбой на уровне массового сознания "кавказцев" воспринимается как некая специфическая форма героизма [13]. При оценке утверждений, позволяющих выявить отношение респондентов к условиям, разрешающим отступление от норм и правил поведения, между представителями исследуемых этносов обнаружены следующие различия.

С утверждением "Правы люди, которые в жизни следуют пословице: "Если нельзя, но очень хочется, то можно"" чаще соглашались азербайджанцы (28 чел., или 41.8%) и армяне (23 чел., или 32.4%), реже - русские (19 чел., или 28.4%) и чеченцы (15 чел., или 25.9%) (достовер-

стр. 52

ность различий подтверждается статистически по критерию Пирсона: χ2 = 28.64 при p - 0.004) (табл. 7).

Аналогичные и еще более выраженные результаты были получены при анализе ответов сходного с предыдущим утверждения "Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни". Его посчитали истинным или скорее истинным 34 азербайджанца (50.7%), 29 армян (40.8%), 20 чеченцев (34.4%) и 18 русских (26.8%) (достоверность различий подтверждается статистически по критерию Пирсона: χ2 = 20.48 при p = 0.05).

Более того, между оценками двух последних утверждений обнаружены положительные корреляционные связи (k = 0.19 при p < 0.05). Таким образом, более трети респондентов считают стремление реализовать собственные гедонистические установки достаточным условием, при котором нарушение принятых в обществе норм и правил становится допустимым.

С помощью следующей группы вопросов и суждений мы выявляли установки и отношения респондентов к ненормативным способам обеспечения материального благосостояния.

Ответы на вопрос: "Что Вы чувствуете, когда Вам приходится пользоваться глупостью, наивностью других в ущерб их здоровью или материальному положению в собственных целях?" распределились так: о наличии позитивных чувств - гордости за себя и превосходства над другими - высказались 3 чел., или 4.2% армян, и 4 чел., или 6.8% чеченцев; нейтральные чувства испытывают в такие моменты 4 чел., или 5.9% русских, 6 чел., или 8.4% армян, 8 чел., или 11.9% азербайджанцев, 7 чел., или 12% чеченцев; затруднились в дифференциации чувств 7 чел., или 10.4% русских, 15 чел., или 21.1% армян, 13 чел., или 19.4% азербайджанцев, и 4 чел., или 6.8% чеченцев; испытывают неловкость и угрызения совести в описанной ситуации 12 чел., или 17.9% русских, 12 чел., или 16.9% армян, 14 чел., или 20.8% азербайджанцев, и 8 чел., или 13.7% чеченцев; не помнят о своих чувствах, так как давно не пользовались глупостью и наивностью других 8 чел., или 11.9% русских, 9 чел., или 12.6% армян, 5 чел., или 7.4% азербайджанцев, 5 чел., или 8.6% чеченцев; не поступают подобным образом 36 чел., или 53.7% русских, 25 чел., или 35.2% армян, 24 чел., или 35.8% азербайджанцев, 28 чел., или 48.2% чеченцев. (Различия статистически не значимы.) Можно сказать, что у значительной доли респондентов всех этнических групп обнаруживается слабая морально-нравственная устойчивость.

У респондентов всех исследуемых групп отмечается достаточно высокий уровень устойчивости к соблазну выполнить любую опасную работу даже при условии, что за нее хорошо заплатят. Категорично высказались против или скорее против, чем "за", утверждения "Я бы взялся за опасную работу, если б за нее хорошо заплатили" 42 чел., или 62.7% азербайджанцев, 43 чел., или 60.6% армян, 33 чел., или 57% чеченцев, и 38 чел., или 56.7% русских (различия в ответах респондентов 4 групп статистически не значимы).

Статистически значимые различия получены при оценке такого утверждения опросника, как "В России можно легко заработать деньги, просто многие этого не умеют". Его посчитали истинным или скорее истинным, чем ложным, 52 азербайджанца (77.4%), 42 чеченца (72.4%), 49 армян (69.0%) и 38 русских (56.7%) (χ2 = 21.1 при p = 0.05). Анализируя ксенофобии в постсоветском обществе, А. В. Малашенко отмечает, что в силу своей предприимчивости, уровень которой выше, чем у местных жителей, выходцы из Кавказа сравнительно легко приспосабливаются к новым рыночным условиям [13]. На наш взгляд, именно предприимчивость выходцев из Кавказа объясняет тот факт, что, по сравнению с коренным русским населением, они в большей степени признают существование в России экономических возможностей и способов легкого и быстрого заработка, которыми россияне не умеют воспользоваться. Скорее всего, осознание этих ресурсов и возможностей является одним из важнейших мотивов миграции в Россию, особенно представителей азербайджанского этноса. Повышенная экономическая активность выходцев из Кавказа, их предприимчивость и умение приспособиться к новым рыночным условиям в сознании коренного населения нередко ассоциируются с девиантностью и становятся причиной негативного отношения к мигрантам.

Следующие два вопроса связаны с выявлением отношения респондентов к проблеме распространения наркотиков и наркомании, что также может служить показателем психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил.

На вопрос о том, как должны вести себя родственники и близкие гипотетического молодого человека, вынужденного кормить свою семью, продавая наркотики, были получены такие ответы: с позицией "не осуждать его" согласились 4 чел., или 5.9% русских, 10 чел., или 14.8% армян, 11 чел., или 16.4% азербайджанцев, 5 чел., или 8.6% чеченцев; "предупредить его о возможных последствиях" сочли необходимым 9 чел., или 13.4% русских, 6 чел., или 8.45% армян, 14 чел., или 20.8% азербайджанцев, 6 чел., или 10.3% чеченцев; "попытаться отговорить его" готовы 17 чел., или 25.3% русских, 26 чел., или 36.6% армян, 15 чел., или 22.3% азербайджанцев, 17 чел., или 29.3% чеченцев; "отказаться в категорической форме от такого "хлеба"" решили 34 чел.,

стр. 53

или 50.7% русских, 25 чел., или 35.2% армян, 24 чел., или 35.8% азербайджанцев, 23 чел., или 39.6% чеченцев (различия статистически не значимы).

Определяя меру наказания наркоторговцам, оправдательную позицию (необходимость учитывать социально-экономические трудности нашего времени, подталкивающие граждан к торговле наркотиками) заняли 7.4% русских (5 чел.), 11.2% армян (8 чел.), 22.3% азербайджанцев (15 чел.), 13.7% чеченцев (8 чел.); сторонниками объективной позиции (необходимость учитывать объем продаж наркотического вещества и реальную роль обвиняемого в организации наркобизнеса) стали 16.4% русских (11 чел.), 46.4% армян (33 чел.), 20.8% азербайджанцев (14 чел.), 8.6% чеченцев (5 чел.); жесткой позиции (пожизненное заключение, отрубить руку, чтобы другим неповадно было) придерживаются 38.8% русских (26 чел.), 21.1% армян (33 чел.), 25.3% азербайджанцев (17 чел.), 46.5% чеченцев (27 чел.); предельно жесткую позицию (смертная казнь) заняли 31.3% русских (21 чел.), 21.1% армян (15 чел.), 28.3% азербайджанцев (19 чел.), 22.4% чеченцев (13 чел.).

Как видим, большинство переселенцев из Кавказа занимают достаточно непримиримую позицию по отношению к наркобизнесу и его представителям, демонстрируя при этом жесткую и предельно жесткую позицию в определении мер наказания торговцам наркотических веществ. Так, за применение таких мер наказания, как "смертная казнь", "пожизненное заключение", "отрубить руку", высказались 53.6% азербайджанцев, 67.5% армян, 68.9% чеченцев и 70.1% русских (χ2 = 31.53 при p = 0.02). Таким образом, менее категоричными при оценке лиц, распространяющих наркотики, среди кавказцев оказались респонденты-азербайджанцы.

Подытоживая результаты анализа предрасположенности респондентов к девиантному поведению, отметим, что значимых различий в общих показателях склонности к нарушению норм и правил между выходцами из Кавказа и русскими не обнаружено.

Вместе с тем, между представителями изучаемых этнических групп существуют различия в степени выраженности отдельных установок, отражающих отношение к нарушению социальных норм и правил:

- в установках по отношению к законопослушным гражданам армяне и чеченцы обнаруживают более негативные оценки;

- обусловленность разрешающего отступления от норм и правил поведения более выражена у армян и азербайджанцев и связана с гедонистическими установками;

- неопределенную позицию по отношению к той или иной установке чаще занимают русские, что повышает риск ситуативного поведения, при котором велика вероятность отступления от социальных норм и правил.

Предприимчивость и экономическая активность, более выраженные в установках выходцев из Кавказа, зачастую воспринимаются местным населением как девиантность, которая необязательно таковой является.

Следует особо подчеркнуть, что среди представителей русского и кавказских этносов выявлен высокий процент тех, кто имеет средний и высокий уровень склонности к девиантному поведению, что может свидетельствовать о неустойчивости к соблюдению социальных норм и правил большинства населения России независимо от этнической принадлежности.

Наши рекомендации