Кто еще из отечественных ученых оказал на вас влияние и кого из психологов прошлого вы выделили бы как внесших наибольший вклад в развитие отечественной психологической науки?
- Думаю, что мой ответ не будет оригинальным. Мое поколение психологов формировалось на работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, А. Р. Лурии. Для меня персонально главными учителями были Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и А. Н. Леонтьев. Но, конечно, исследования Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова
1 Журнал практического психолога. Юбилейный выпуск к 100-летию А. Н. Леонтьева. Научно-практический журнал. М.: 2003. N 1 - 2. С. 6 - 30.
стр. 111
и других естественным образом входили в круг моих интересов. Все они представители школы Л. С. Выготского - А. Н. Леонтьева. И все внесли ощутимый вклад в развитие культурно-исторического подхода к психическому развитию человека и разработке теории деятельности. Особо следует отметить А. Р. Лурию, который создал новое направление в рамках культурно-исторического подхода - нейропсихологию.
Что касается главных событий в нашей науке, то это возможность свободного приобщения к достижениям мировой психологии. Для развития науки это очень важно, но имеет не только положительное влияние. На мой взгляд, большинство современных психологов отнеслись к зарубежной психологии весьма некритично. Подавляющее их большинство, особенно молодое поколение, считает, что все, что было при советской власти, - плохо, а все, что на Западе - хорошо. И сейчас в нашу страну хлынула мутная волна западной психологии и фактически погребла под собой достижения отечественной психологии. Я в этом вижу большую опасность: мы можем потерять те важные замыслы, которые оставили нам предыдущие поколения отечественных психологов. Мы уже почти потеряли интерес к методологии, теоретической обоснованности экспериментальных работ. Разумеется, я не считаю, что не надо интересоваться зарубежной психологией. Но надо быть более разборчивыми, уметь отделять зерна от плевел. Примером может служить психодиагностика, психоанализ.
Традиционные тесты интеллекта построены на теории наследственной природы способностей, на количественном подходе к развитию, бихевиоризме. Эти коренные недостатки уже осознаны на Западе, и давно ведутся поиски новых путей. Но наши специалисты относятся к этим устаревшим диагностическим средствам как к последнему слову науки. Аналогично Запад уже восстает против фрейдизма, призывает опираться на духовные основы человека, а у нас идет массовое внедрение старого подхода.
Кто из зарубежных психологов прошлого и настоящего повлиял на развитие нашей психологической науки, и, в свою очередь, повлияла ли наша наука на зарубежную?
- В советские времена зарубежная психология попадала к нам очень фрагментарно. Переводили только тех исследователей, которые или основывались на марксистской философии, или положительно относились к нашей стране. Советские психологи выступали с критикой зарубежных направлений. Были затруднены контакты как с зарубежными учеными, так и с иностранной литературой.
Исключение составляет Ж. Пиаже. Его работы известны всем поколениям психологов, и он, бесспорно, оказал влияние на нашу науку. Отмечу, что представители школы Выготского-Леонтьева-Гальперина восприняли Пиаже не без критики. Достаточно указать хотя бы на книгу Л. Ф. Обуховой: "Ж. Пиаже: за и против".
Что касается влияния нашей психологии на западную, то я уже говорила о влиянии школы Выготского-Леонтьева. Известно, что за рубежом Л. С. Выготского называют Моцартом психологии. Л. С. Выготский в настоящее время известен практически в большинстве стран мира. Культурно-исторический подход развивают на Западе гораздо шире, чем подход деятельностный. Последний еще недостаточно известен и осознан, но отношение к нему куда более заинтересованное, чем на родине.
Скажите, какие научные и организационные проблемы существуют сегодня в психологической науке, в том числе в подготовке будущих психологов, учебном процессе, от чего ей следует избавиться, а что, наоборот, приобрести? Следует ли перестраивать психологию и если - да, то что нужно перестроить в ней? Появятся ли какие-то новые направления, и не спрогнозировали бы вы, какой она будет, например, лет через пятьдесят?
- Фактически я уже начала разговор о ряде проблем, важных для развития нашей науки. Во-первых, угроза эмпиризма, потери определенности профессионального мировоззрения. Во-вторых, снижение профессионального уровня психологов. В настоящее время психологов готовят слишком многие организации, у которых в подавляющем большинстве нет необходимой базы для подготовки профессионалов высокого уровня. Необходимо срочно поставить заслон дальнейшему снижению этого уровня. В-третьих, много проблем с подготовкой психологов к практической деятельности. По моему мнению, готовить психолога к исследовательской работе проще, чем к практической (если иметь в виду практика, опирающегося на достижения науки, а не на здравый смысл). На Западе, кстати, не так просто получить право на практику. Например, в Англии подготовка школьного психолога занимает не менее 8-ми лет. Вначале надо закончить колледж (2 года), где изучаются разные разделы психологии. После этого - университет (3 года). Потом - педагогический колледж (1 год). Далее - работа учителем в школе (1 год). Наконец, специализация по школьной психологии (1 год). У нас же школьным психологом можно стать и после 9-месячной психологической подготовки.
Психология длительное время не имела доступа к практике. Сейчас есть широкие возможнос-
стр. 112
ти, но если мы не оправдаем возлагаемых на нас надежд, то можем эти возможности потерять.
Если говорить о подготовке психологов, то ее недостаток в том, что профессиональная модель психолога не разработана на конструктивном уровне. Здесь опять надо обратиться к деятельностному подходу: цели обучения должны быть представлены на языке профессиональных задач. Госэкзамен - это госприемка специалиста, который должен показать, умеет ли он решать задачи, освоенные им при обучении (и насколько он их освоил). Разумеется, такой экзамен не будет сводиться к пересказу ранее уже изученных дисциплин и не будет происходить лишь за письменным столом.
Что касается прогноза развития нашей психологии на длительный срок, то я вижу только две возможности. Если мы осознаем важность развития психологии в духе школы Выготского-Леонтьева, то наша психология будет лидером в мире и в области исследований, и в области приложений. Если же продолжим движение по пути заимствования лишь зарубежной психологии, то сольемся с ней. В этом случае уже не будет оснований говорить об оригинальности отечественной, российской психологии.
Интервью провел В. И. Артамонов (февраль 2005 г.)
стр. 113
Научная жизнь. КОНФЕРЕНЦИЯ "ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЧЕЛОВЕКА"
Автор: Н. П. ЛОКАЛОВА
(К 95-летию со дня рождения Е. И. Бойко)
На жизненном пути человека возникают моменты, когда появляется внутренняя потребность "остановиться и оглянуться", обдумать наиболее значимые события в своей жизни. В научной жизни эти моменты осмысления часты, когда вспоминаешь людей, рядом с которыми или под влиянием которых проходило наше научное становление. С благодарностью и признательностью вспоминая их, мы порой с удивлением обнаруживаем, как много дало нам общение с ними для формирования наших научных взглядов, мировоззренческих позиций, наконец, собственных личностных качеств. При этом речь идет не только о непосредственном общении, но и об опосредствованном: с научными трудами, идеями, общими методологическими позициями.
Именно такое общее настроение объединяло тех, кто 8 декабря 2004 г. собрался в Большой аудитории Психологического института РАО, чтобы с благодарностью вспомнить своего Учителя и, может быть, по-новому осознать ту роль, которую в жизни каждого сыграл доктор психологических наук, профессор Евгений Иванович Бойко, объединивший исследователей разных поколений в "научную школу Е. И. Бойко".
Поводом для встречи послужила научная конференция "Психология и психофизиология высших психических процессов человека", приуроченная к 95-летию со дня рождения Е. И. Бойко (25 декабря 1909 г. - 13 ноября 1972 г.).
Имя и научные труды Е. И. Бойко сейчас, возможно, не очень знакомы, или даже неизвестны молодому поколению психологов. Да и при его жизни, непростой и в человеческом, и в научном планах, то психофизиологическое направление, основателем которого он явился, не было общепризнанным. И то, что эта конференция состоялась благодаря усилиям прежде всего его прямых учеников и многолетних сотрудников - академика РАО Т. Н. Ушаковой и доктора психологических наук Н. И. Чуприковой - является знаменательным событием.
На конференцию собрались психологи разных поколений: те, кто, впитав в себя "дух" научной школы Е. И. Бойко, передает его своим ученикам. В качестве почетных гостей были приглашены вдова Е. И. Бойко и его сын член-корр. РАЕН Б. Е. Бойко.
Перед открытием конференции ее участникам были подарены специально подготовленные печатные материалы: буклет-брошюра "Психология высших когнитивных процессов. Научная школа Е. И. Бойко" (составители - Т. Н. Ушакова и Н. И. Чуприкова) и сборник научных трудов "Психология высших когнитивных процессов" (под их же редакцией), рассказывающие об истории и современном состоянии исследований, проводимых в рамках научной школы Е. И. Бойко. Задачей конференции было освещение значения исследований школы Е. И. Бойко в развитии психологической науки, связи этих исследований с актуальной проблематикой, разрабатываемой в современной когнитивной психологии и психофизиологии, с практикой школы.
На открытии конференции с приветственными словами к ее участникам обратились зам. директора Психологического института РАО С. Б. Малых, зам. директора Института психологии РАН А. В. Юревич, председатель Московского отделения Российского общества психологов Д. Б. Богоявленская.
С. Б. Малых раскрыл значение для развития психологической науки точных и тонких экспериментальных методов исследования, отметив высокую научную ценность во многих отношениях уникальных экспериментальных методов, разработанных в школе Е. И. Бойко, и, в частности, подчеркнул возможность их прямого использования в исследованиях руководимой им лаборатории психогенетики человека. А. В. Юревич остановился на значении для развития науки таких образований, как научные школы. В отечественной науке некоторые школы формировались скорее по идеологическим и организационным, чем по собственно научным основаниям, школа Е. И. Бойко, носившая характер неформального объединения, складывалась как подлинно научное сотрудничество единомышленников и в таком ее качестве продолжает существовать и развиваться и сегодня.
Д. Б. Богоявленская говорила о значении и необходимости для развития науки сохранения научных традиций, поддержания преемственности научных исследований и направлений. О жизненном и творческом пути Е. И. Бойко рассказала его ученица - Т. Н. Ушакова, отметившая многие тер-
стр. 114
нии на нелегком пути учителя и подчеркнувшая его целеустремленность и глубокую преданность науке и поиску истины.
В докладе Н. И. Чуприковой "Ключевые вопросы проблемы "Мозг и психика" в трудах Бойко и его школы" рассматривалось предложенное Е. И. Бойко и развитое ею монистическое, но не редукционистское решение психофизиологической проблемы. Его суть - в выделении двух принципиально разных классов мозговых нервных процессов. Один из них, психическая деятельность мозга, связан с построением образов внешнего мира, продуцированием идей и т.п. Второй класс - это чисто трофическая и энергетическая деятельность мозга. Был освещен вклад экспериментальных исследований школы Е. И. Бойко в раскрытие конкретных физиологических корковых механизмов высших психических процессов человека, характеризующихся сознательностью и произвольностью.
Т. Н. Ушакова в докладе "Исследования вербальных процессов в школе Е. И. Бойко" показала, что нового внесли эти исследования в понимание функционирования вербальных сетей и представления об их мозговой организации. Рассматривалось место вербальных сетей в предложенной ею обобщающей модели сложного целостного рече-мыслительного механизма, являющегося центральным в сознательном произвольном поведении и деятельности человека.
Как отклик на эти доклады было зачитано сообщение "Нейронные механизмы ассоциаций", присланное в адрес конференции академиком РАО Е. Н. Соколовым. В нем он высоко оценил вклад исследований Е. И. Бойко в психофизиологию и представил современную трактовку возможных нейронных механизмов тех динамических ассоциаций, которые были предметом изучения в данной школе.
В докладе Т. А. Ратановой "Время дифференцирования сигналов и интеллект" были представлены результаты исследований, посвященные механизмам связи этих двух аспектов психической деятельности. Скорость дифференцирования сигналов рассматривалась ею с павловских позиций (принятых в школе Е. И. Бойко) как показатель степени дифференцированности соответствующих ансамблей возбуждения, что позволяет теоретически связать этот показатель со степенью дифференцированности когнитивных структур, составляющих основу интеллекта.
Практическому значению исследований, проведенных в русле научного направления школы Е. И. Бойко для решения актуальных проблем школьного обучения, был посвящен доклад Н. П. Локаловой "От изучения нейродинамики следовых процессов к разработке программ психологического развития школьников". Раскрывалось, как выявленное автором в многолетнем экспериментальном психофизиологическом исследовании влияние сложности анализа зрительных раздражителей на динамические характеристики следовых изменений возбудимости привело ее к изучению психологических причин школьной неуспеваемости, в числе которых заметна роль недостатков в развитии процессов анализа и синтеза, а затем и к разработке психологических развивающих программ для школьников разного возраста, основанных на направленном развитии у них вышеуказанных процессов.
Другой аспект практического использования результатов, полученных в русле психофизиологического направления исследований в школе Е. И. Бойко, был представлен в докладе И. В. Ермаковой "Локальные следовые процессы и некоторые проблемы современной жизни". Согласно полученным ею экспериментальным данным, следовые изменения возбудимости в зрительном анализаторе, возникающие в результате многократного повторения кратковременных зрительных точечных раздражителей, на которые человек не обращает особого внимания, тем не менее длительно сохраняются в непроизвольной памяти. В связи с чем она остановилась на некоторых негативных явлениях в современной жизни, в частности связанных с навязчивым воздействием рекламы, использующей это для усиления запечатляющего эффекта рекламируемой информации на подсознательном уровне.
А. А. Борисова (Ярославль), опираясь на концепцию динамических временных связей и используя метод тестирующего стимула, разработанного в лаборатории Е. И. Бойко, привела в своем докладе "Изучение механизмов умственной деятельности в аспекте теории информации" интересные экспериментальные данные о различиях в нейродинамике умственных актов при переработке первосигнальной и второсигнальной информации разного объема у людей с разной организацией высшей нервной деятельности.
Еще один психолого-педагогический аспект исследований проведенных с научных позиций школы Е. И. Бойко, был представлен в докладе М. Г. Ковтунович "Ассоциативный эксперимент как метод выявления строения структур долговременной семантической памяти школьников". В основу ее исследования было положено принципиальное положение о динамических временных связях, являющихся результатом процессов самоорганизации функциональных элементов психической деятельности и приводящих к появлению нового продукта. Автором представлены результаты исследования строения когнитивных структур у учащихся VII класса, репрезентирующих физическое знание, на примере понятия "ве-
стр. 115
щество с использованием метода ассоциативного эксперимента.
Особая система "языковой игры", ведущая к развитию интеллектуальных способностей, была освещена в докладе С. В. Щербакова (Уфа).
Научные итоги конференции были подведены в заключительном выступлении ее председателем Н. И. Чуприковой, отметившей, что по своей эмоционально-познавательной значимости конференция оказалась много шире узких временных рамок ее проведения. В представленных докладах были освещены не только вклад Е. И. Бойко в мировую и отечественную психофизиологию, показано дальнейшее теоретико-экспериментальное развитие общего направления исследований и основных концептуальных положений, заложенных в его трудах, но и с весьма неожиданной стороны продемонстрированы практические аспекты (психолого-педагогические, социально-психологические) общего телесно-ориентированного подхода, суть которого состоит в установлении неразрывных связей между уровнем психических процессов и уровнем их скрытых механизмов. Конференция помогла представителям школы вернуться к научным "корням", еще раз осознать, на какой основе произошли собственное научное, профессиональное и личностное становление и какую роль в этом сыграл Е. И. Бойко и как ученый, и как человек. Тонкий психофизиологический эксперимент, традиционно проводящийся в русле данного научного направления, глубокий анализ его результатов требует от психологов выработки определенных качеств, рождающих специфический когнитивный исследовательский стиль, наличие которого объединяет всех ученых, принадлежащих к школе Е. И. Бойко. Основные черты этого стиля: строгая научность, точность измерительных процедур, тщательность в проведении экспериментов, кропотливость в обработке и осмысления полученных данных, стремление к проникновению в скрытые от внешнего наблюдения уровни протекания психической деятельности, неустанное развитие собственных аналитико-синтетических процессов.
Вот уже более тридцати лет нет с нами Евгения Ивановича, но заложенное им научное направление, опередившее свое время, оказалось в высшей степени продуктивным и перспективным и в настоящее время приобрело новое актуальное звучание в контексте современных исследований когнитивной психологии.
Н. П. Локалова, канд. психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО
* * *
ИСПАНСКИЙ ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИИ (Spanish Journal of Psychology) основан в 1998 г. самым большим испанским вузом - университетом Комплутенсе в Мадриде (Universidad Complutense de Madrid - UCM).
Журнал предназначен психологам, социологам, педагогам, преподавателям и студентам. Цель издания - ознакомить международную научную общественность с важными эмпирическими исследованиями и методологическими работами в разных областях психологии.
Журнал публикуется на английском языке и входит в известные мировые базы данных психологических и медицинских наук (ClinPSYC, Psychological Abstracts, PsyclBFO, PsycLIT и др.)
Ознакомиться с содержанием номеров журнала можно в полном объеме и без подписки на сайте www.ucm.es/sjp.
По любым вопросам, касающимся публикации статей, обращаться по адресу:
РК 3939
Narva mnt. I
10509 Tallinn
ESTONIA
Эл. адрес: [email protected]
стр. 116
Наши юбиляры. 50 ЛЕТ ЖУРНАЛУ "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"
Автор:
Редколлегия и сотрудники "Психологического журнала" поздравляют журнал "Вопросы психологии" с этой славной датой.
Поздравлять юбиляров всегда приятно, особенно тогда, когда они этого, безусловно, заслуживают. Поздравлять "коллективных" юбиляров приятнее во столько раз, насколько многочисленны и значимы эти коллективы.
Журнал "Вопросы психологии" - "коллективный субъект" развития отечественной психологии. Оставляя яркий след в ее истории, он вносил и вносит большой вклад в обсуждение и решение наиболее актуальных проблем и важнейших задач психологической науки, а также объединение нашего энтропийно разрастающегося психологического сообщества, способствуя распространению в нем лучших образцов отечественной и мировой психологической мысли.
История журнала неразрывно связана с такими ярчайшими представителями отечественной психологии, как Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Н. Ф. Добрынин, К. Н. Корнилов, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, М. Г. Ярошевский и др., в разные годы входившими в состав его редколлегии, а также с именами Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и других выдающихся отечественных психологов, творчество которых получило отражение на его страницах.
"Вопросы психологии" - один из первых и самый "старый" (из выходящих ныне) психологический журнал, а его история - это квинтэссенция истории отечественной психологии со всеми ее сложнейшими перипетиями, изменением тематических приоритетов, стремлением не отставать от нашей быстро изменяющейся жизни и сделать ее лучше. И в этом смысле он по-прежнему молод, а его тематика соответствует наиболее острым общественным проблемам. Постоянный поиск новых форм работы, введение новых рубрик, наиболее актуальных в современных условиях и интересных для читателя, журнал гармонично сочетает с "академизмом" и верностью лучшим традициям отечественной психологии.
"Вопросы психологии" имеют свою яркую индивидуальность. Ее главные черты - сочетание верности традициям и любви к инновациям, уникальный тематический профиль, ядро которого - проблемы общей, детской и педагогической психологии - "обрастает" глубоким и разносторонним анализом самого широкого круга проблем психологической науки и практики, получающих оперативное освещение на страницах журнала. Одним из его самых "живых" нововведений стала организация дискуссий о предмете психологии, путях перестройки психологической науки, ее наиболее вероятном облике в XXI веке и др., вызвавших большой резонанс в нашем психологическом сообществе. Журнал многое делает для сплочения последнего, по крайней мере той его части, которая проводит научные исследования, стремится развивать психологическую науку, а не только пожинать ее "практические" плоды.
Публикация в "Вопросах психологии" - одном из самых "читаемых" психологических журналов, имеющем сейчас четыре с половиной тысячи подписчиков, - большая честь для любого отечественного психолога и признание значимости проделанной им работы.
Еще раз сердечно поздравляем журнал "Вопросы психологии" с юбилеем, желаем ему и впредь сохранять ведущие позиции в жизни нашего психологического сообщества, а его замечательному коллективу - счастья, здоровья и новых успехов на поприще служения психологической науке.
Редколлегия и редакция "Психологического журнала"
стр. 117