Основные принципы проведения психологической работы в образовательных учреждениях

Основополагающим условием эффективности психологической работы в учебном заведении являются исходные базовые установки – принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению [8].

а) Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности.

Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования. В условиях учебного заведения таким специалистом является психолог, который должен в своей деятельности пользоваться только теми методами психологической практики, в которых он получил достаточные знания и опыт деятельности. Психолог должен быть осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

Психолог должен препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

б) Принцип гуманизма и благополучия человека, его права на квалифицированную психологическую помощь.

Работа практических психологов образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности, соблюдает и активно защищает основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

Психологическая работа, являясь одной из форм гарантии социальных прав человека, призвана обеспечивать возможность обучаемому получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении различного рода психологических проблем. Сам характер психологической работы должен обеспечивать добровольное и сознательное участие обучаемых в ее мероприятиях, организация и проведение которых не ущемляют личное достоинство человека.

в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации.

Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики обучаемых в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями администрации, педагогов, семьи обучаемого, специалистов различных областей. Кроме этого, задачи психологической работы должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.

г) Принцип деятельностного подхода.

Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в тру­дах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным момен­том которой является положение о роли деятельности в пси­хическом развитии ребенка. Психологическая работа должна учитывать то воздействие, которое оказывают содержание и условия учебной деятельности на психику обучаемых. Это воздействие на психику может быть как положительным, развивающим, способствующим появлению психологических новообразований, так и негативным. Последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и расстройств.

д) Принцип своевременности и постоянства.

Психологическая работа должна проводиться на всех этапах социализации обучаемого в условиях образовательной системы – от поступления в школу до окончания вуза. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятельности обучаемого применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи обучаемым, являющимся объектом психологического сопровождения.

е) Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы.

Современные эмпирические исследования, проводимые в образовательных учреждениях, ввиду большого объема и динамичности психологической информации предполагают довольно серьезное математико-статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации этого процесса. Кроме того, задачи психологического сопровождения обучаемых могут быть успешно решены при наличии необходимых для этого комнат и площадей для организации индивидуальной и групповой работы с соответствующим материально-техническим обеспечением.

Наши рекомендации