Основные психологические критерии успешности общения

1. Общительность – относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, общительность связана с типом высшей нервной деятельности, его темпераментом.

Общительность – потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).

Общительность – качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми Н.С. Ефимова, 2006).

Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт:

– умение слушать, высказываться к месту;

– поддерживать беседу и менять тему;

– знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку;

– владеть жестикуляцией, иметь богатую мимику, выразительную интонацию.

В психологической литературе, чтобы охарактеризовать различные аспекты общения, употребляют близкие понятия:

– коммуникабельность – некоммуникабельность: качественные характеристики контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм;

– общительность – замкнутость: количественные характеристики, их широта, экстенсивность, контактность (потребность в контактах, легкость, спонтанность);

– экстраверсия – интроверсия: направленность общения (на других и на себя);

– коммуникативность – владение средствами установление контакта.

2. Контактность– это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).

Контактность – продукт сочетания перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

Биологическое основание контактности обеспечивает более быстрое, но не обязательно более высокое развитие ее у представителей сангвинического темперамента, экстравертов. Большой вес предрасположенности в развитии этой социально-психологической способности подтверждается ее относительной независимостью от профессиональной деятельности (интенсивность контактов не связана на прямую с их успешностью). Контактность формируется на первых порах жизни ребенка и развивается как общая коммуникативная способность, первоначально управляемая темпераментом и особенностями высшей нервной деятельности. Контактность есть управление коммуникативной ситуацией, психологическими способами влияния.

Положительные характеристики контактности:

– настроенность, установка на контакт;

– мобилизация всех средств общения;

– стимулирующая мотивация;

– рефлексия и обратная связь.

Отрицательные характеристики контактности:

– своеобразная эгоцентричность (привлечение внимания на себя);

– ориентация на заражение своими интересами, состояниями.

Контактности не обязательно присуща доброжелательность; у истероидных людей, возбудимых психопатов наблюдается агрессивная, навязчивая контактность.

3. Коммуникативная совместимость – частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общих позиций. Характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, дискомфорта.

К высокосовместимым людям относятся: неконфликтные, неагрессивные, без личных проблем, неавторитарные, удовлетворенные общением и отношениями в своем близком кругу. При сравнении групп людей высокосовместимых и сверхсовместимых обнаруживается, что ни по одному показателю нет ухудшений. Следовательно, у совместимости нет «потолка»

4. Адаптивность в общении–готовность к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах.

При сравнении высокоадаптивных и сверхадаптивных можно отметить незначительное ухудшение ряда показателей. Сверхадаптивные обладают высокой конформностью, застенчивостью, интроверсией.

Уровни успешности общения

Используя оригинальные методики (СУМО – «Саморегуляция и успешность межличностного общения»), В.Н. Куницына (1991) выделила уровни успешности общения. Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическое от суммы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности).

1. Уровень мастерства и свободы общения предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности (высокую включенность в социальные связи), отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень легко достигается экстравертами, хорошо владеющими навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу, находящиеся во взаимопонимании с людьми, с чувством собственного достоинства. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, прибегают к манипуляциям, владеют разнообразными способами воздействия на людей, не авторитарны.

3. Радикально-партнерский уровень – характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, хорошо работающих в группе, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.

4. Жестко-консервативный уровень – отмечается у людей закрытых, расчетливых, нон-конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции. У них не наблюдается эмпатия.

5. Авторитарно-агрессивный уровень достигается людьми, у которых авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Часто они эмоционально нестабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, нетерпеливы, без партнерской ориентации.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости обнаруживается у людей несмелых, робких, неуверенных в себе, глубоко одиноких, аутичных, плохо адаптирующихся.

Стиль общения

Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в способах принятия решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).

Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает содержательными характеристиками, в которых отражаются:

а) доминирующая мотивация личности (потребность в общении, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);

б) специальные способности к сопереживанию и пониманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость – жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность);

в) уровень собственного достоинства;

г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий на людей.

Каждая из этих и других характеристик может лечь в основание той или иной типологии стилей общения. Приведем некоторые известные типологии.

1. По аналогии со стилями руководства(К. Левин, 1938)

Таблица 16

Авторитарный, демократический и либеральный стили общения

Стиль общения Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны.
Демократический Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание с советами. Распоряжения и советы с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Либеральный (попустительский) Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

2. Классификация Т.Е. Аргентовой(1984).

– гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения;

– ригидный – характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон;

– переходный (промежуточный).

Наши рекомендации