Предпочтения участников игры
1. Гусь | 2. Гусь | 3. Гусь | |||||||||
Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф |
. 33 | |||||||||||
4. Утка | 5. Утка | 6. Утка | |||||||||
Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф |
7. Курица | 8. Курица | 9. Курица | |||||||||
Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф |
10. Фазан | 11. Фазан | 12. Фазан | |||||||||
Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф | Г | У | К | Ф |
2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора (см. раздел «Теория»).
3. Объяснить студентам цели и правила игры.
4. Выдать каждому студенту:
* карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные потребительские предпочтения;
* карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур — три, для продавцов фазанов — одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера;
* монеты: для продавцов гусей, уток и кур — одну, для продавцов фазанов — две.
Таблица 2.4
Равновесные наборы участников игры
Вариант | Набор | Полезность | |||
Г | У | К | Ф | ||
Таблица 2.5
Результаты игры «Поведение потребителя»
№ п/п | Студент | Вариант | Сдан набор | Полезн. | Опт. | Балл |
Григорьев | 0, 0, 0, 2 | + | ||||
Петрова | 1,1,0,1 | + | ||||
Антонов | 0, 3, 1 , 0 | + | ||||
Сергеева | 0,1,3,0 | - | ||||
Дмитриев | Неопт. | + | ||||
Борисов | 2,1,1,0 | - | ||||
Глебова | 0, 1, 1, 1 | + | ||||
Иванова | 2, 2, 0, 0 | + | ||||
Яковлев | $4 | $4 | $4 | |||
Маринин | Неопт. | + | ||||
Алексеева | 3, 0, 0, 0 | + | ||||
Федотов | 1, 1,0,1 | - |
5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны успеть:
* определить равновесный набор и соответствующие максимальные значения полезности;
* обменять «ненужных» птиц на «нужные» птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор;
* предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сообщить состав равновесного набора и сдать неравновесный набор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблицами Менгера.
6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанализировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победителей) игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
• студентов — 12;
• карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9;
• карточек «Фазан» — 3;
• монет — 15.
2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов получены следующие данные (табл. 2.5).
Примечания:
• в первом столбце таблицы указывается порядковый номер студента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов;
• в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта);
• в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном случае, сокращение «неопт.»;
• в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рассчитанного, но не «добытого» ими равновесного набора;
• в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добыли» они его или нет. Студентам, не определившим равновесный набор, ставится знак «минус»;
• для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4».
3. Итоги игры:
• абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 баллов);
• пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равновесный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);
• два студента верно определили равновесный набор, но не смогли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 балла);
• три студента не смогли правильно определить равновесный набор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);
• студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьезный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).
3. Деловая игра «Равновесие монополии»
Цели игры
1. Усвоить понятия «индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «монополия», «выручка», «издержки», «прибыль», «равновесие фирмы», «равновесная цена».
2. Осознать сущность закона спроса.
3. Изучить механизм ценообразования на монополизированном рынке.
4. Приобрести элементарные навыки выявления предпочтений потребителей и рекламирования товара.
Понятия
• Индивидуальный спрос — количество товара, которое желает и способен приобрести данный человек за некоторый промежуток времени.
• Рыночный спрос — сумма значения индивидуального спроса всех покупателей данного товара.
• Закон спроса — убывание объема спроса при увеличении цены.
• Монополия — единственный продавец.
• Монополия-перекупщик — монополия, которая покупает товар по фиксированной цене на одном рынке (цена покупки), а продает его по произвольной (монопольной) цене на другом рынке.
• Выручка — произведение цены и объема продаж.
• Издержки монополиста-перекупщика — произведение цены закупки и объема продаж.
• Прибыль — разность выручки и издержек.
• Равновесие фирмы — ситуация, когда ее прибыль максимальна.
• Равновесная цена — цена, которую должен установить монополист, чтобы максимизировать прибыль.
Теория
Равновесная цена монополии-перекупщика определяется суммой значений индивидуального спроса всех покупателей и ценой закупки. Рассмотрим пример.
На рынке — два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 единиц спрос первого покупателя равен 1,2 и 3, а спрос второго покупателя — соответственно 0,1 и 1. Цена закупки равна 9. Рыночный спрос Q найдем, сложив функции индивидуального спроса Q1 и Q2. Общие издержки ТС в данном случае пропорциональны объему продаж. Учитывая это, запишем данные в табл. 3.1 и выполним действия.
Максимальная прибыль — 48 достигается при цене 25. Это — равновесная цена.
Таблица 3.1