От автора. Одним из почитаемых Одухотворяющим Архитектором специалистов является Заха Хадид — единственная женщина-архитектор
Одним из почитаемых Одухотворяющим Архитектором специалистов является Заха Хадид — единственная женщина-архитектор, ставшая лауреатом премии Притцкера. Она британский архитектор арабского происхождения (Багдад), ученица Рэма Кулхаса, представительница деконструктивизма.
ПОРТРЕТ «ИНТУИТИВНАЯ ХУДОЖНИЦА»
Каждый художник мечтает увидеть в Эрмитаже, Дворце искусств, свои работы, как и Интуитивная Художница.
Кто из нас не мечтал научиться рисовать? Кто не предпринимал попытки научиться рисовать красиво? Те, кто рисуют то, что их волнует, радует или огорчает, становятся художниками, а те, кто стремятся «рисовать похоже», остаются разочарованными художниками.
В детстве Интуитивную Художницу так хвалили за ее красивые рисунки, что, когда она выросла, стала стремиться рисовать красиво. Но красиво не получалось, и она пробовала копировать других художников, что тем более
72 Часть 1. Волшебные помощники преображения женшины... |
было «некрасиво» в прямом и переносном смысле. Она росла, росла и ее неудовлетворенность собственными творениями. И если бы так продолжалось и дальше, она, может быть, превратилась бы в злобную и завистливую старуху. Но однажды она решила рисовать только то, что ей нравится. Это оказалось интуитивно правильным ходом, и за это ее прозвали Интуитивной Художницей. Она стала смело рисовать горы, смело дарить свои работы друзьям, и, хотя они считали, что она старается быть похожей на одного великого художника, у нее с горами были свои
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
отношения. Знакомый художник подарил ей свой старенький мольберт, с которым она объездила много гор, в числе которых были и склоны Алатау, и Тянь-Шань, и Альпы, и Карпаты, и седые горы Корсики. А когда она научилась понимать крутой нрав гор, то картины ее стали особо трогательными. И Колдунье она подарила несколько.
Позже Интуитивная Художница сформулировала основное правило для всех желающих научиться рисовать: «Рисуйте, опираясь на желание, развивайте интуицию, будьте человеком, одновременно наблюдающим и проживающим». Она ведет обучающий курс, и к ней можно прийти на курсы и научиться выражать себя, свои чувства, свою жизненную позицию, и все это с помощью интуитивного, или медитативного, рисунка. Не это ли главное? «Красиво» и «некрасиво» — эти понятия не имеют никакого отношения к умению рисовать. Главное в живописи — работа с цветом, цвет — это настроение, жизненные вибрации, психологическое, духовное и физическое здоровье. Рисуйте на здоровье, для настроения и радости!
У Интуитивной Художницы тоже есть кумир. В числе почитаемых ею успешных художниц английская художница Джозефина Уолл (Josephine Woll). Успешна она как художница, как жена, мать троих детей и восьми внуков. С детства у Интуитивной Художницы была страсть к свету и цвету, фантазиям и их воплощению в красках, но ей до сих пор не удается передавать свои ощущения так, как это удается Джозефине Уолл, которая акриловой краской создает на своих картинах много удивляющих красочных эффектов. Ее картины женские, эзотерические, пронизаны
74 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
особой нежностью и любовью к женскому миру, природе. Джозефина счастливо живет в доме, стены которого покрыты огромной глицинией, льющейся каскадом великолепных цветов. Все, начиная от сада в викторианском стиле и заканчивая самим домом, отражает ее артистическую природу: глицинии на стеклянных дверях в гостиной, лесная сцена и бабочки в кухне, цветы и птицы на мебели. Джозефине часто задают вопросы о том, что помогает ее творчеству, где она черпает свои идеи. И она отвечает, что работа в студии и жизнь в доме с пирамидальной крышей являются источником вибраций ее вдохновения, помогающих раскрыть ее творческий потенциал. Многие ее работы представлены на известных аукционах, а книги с репродукциями ее картин быстро раскупаются. Если внимательней всмотреться в ее картины, то в каждой можно увидеть целый мир, потому что каждое действующее лицо на картине состоит из великого множества изображений фигурок животных, птиц, людей, причудливых цветов, деревьев и воды.
Когда в Нью-Йорке была выпущена первая книга Джозефины «Мир Фантазии», то она в первую очередь подарила ее своей подруге Интуитивной Художнице.
ПОРТРЕТ «ПУТЕШЕСТВУЮЩАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА»
Путешествующая Писательница мечтает в одном романе, как и Джозефина Уолл в одной картине, изобразить весь женский мир. Как Джозефина рисует с самого
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
детства, так и она пишет, интересуясь женским миром, постижимым и фантастическим. Она путешествует по земному шару, встречается с разными людьми, фотографирует, рассказывает различные истории о любви, о коллизиях жизни людей других стран, их ошибках, неудачах и успехах. Поскольку ее профессия напрямую связана с человеческой душой, она расспрашивает людей об их душевной жизни, душевных открытиях и переживаниях. Помогает им найти свою дорогу, по которой те могут начать или продолжить свое творческое путешествие.
76 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
Писательница считает, что каждая жизнь достойна того, чтобы о ней рассказали, хотя бы для того, чтобы упорядочить жизненные события, которые иногда нам самим кажутся хаотичными.
Летописи, хроники древних времен в основном описывают войны, дворцовые перевороты, катастрофы, в них много внимания уделяется политическим событиям и таким чувствам, как ненависть, страх, агрессия, а простая человеческая жизнь остается за кадром. То есть наблюдается культивирование драмы... а такие переживания, как любовь, чьи-то надежды, радости, человеческое счастье, ради которых трудились музыканты, поэты, зодчие, художники, остаются вне внимания летописцев. Так где же нам учиться этим идеалам человеческих чувств? Неужели мы обречены жить под прицелом телевизионной, журналистской агрессии, неужели никто не понимает, что мы устали от агрессии и злых «жареных» фактов? Риторический вопрос...
Сама Писательница хорошо чувствует себя в уединении, но не любит одиночества. Если она долго путешествует, то с особой радостью возвращается в свой любимый город. Ее призвание — творческая свобода, выражающая себя в возможности писать о том, что интересно ей самой.
Путешествующая Писательница является поклонницей Олжаса Сулейменова (мудреца, поэта и ученого) и согласна с его мнением, что стихи глупца не станут притчей. Если всмотреться в этиологию слов «поэт» и «ученый», то видно, что ранее смысл у них был единый и выражался одним словом — «артист». Путешествующая Писательница как артист словом говорит об умных вещах, как ученый
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
исследует суть человеческой души, как поэт в словесном ритме излагает человеческие драмы, как музыкант ищет мелодии к человеческим историям.
ПОРТРЕТ «АРАБСКИЙ МУЗЫКАНТ-ЦЕАИТЕАЬ»
Арабский Музыкант-целитель — большой друг Путешествующей Писательницы. Он исполняет мелодии к человеческим историям, которые находит Путешествующая Писательница, и исцеляет души.
Арабский Музыкант-целитель любит сидеть на пороге своего дома и молча под музыку наблюдать за происходящим в мире, и в эти минуты возле него любит находиться его молодая подруга — Путешествующая Писательница, потому что в такие моменты он особенно спокоен, мудр, доверяет миру и себе.
Через музыку Музыкант советует людям быть в добром настроении, гармонии и ладу с окружающей природой. Богом, людьми и своим телом. Сам Музыкант может быть в ладу сам с собой, с другими людьми и всем миром одновременно. Он улыбчив, понимает язык непроявленного мира, но не заигрывает с ним, потому что он в нем. Он чувствует землю, доверяет ей и в любое время года ходит босиком.
Он знает, когда приходит время начинать новый этап жизни и когда следует совершить ритуал, чтобы закончить пройденный жизненный этап. Он молчалив, когда завершает старые дела, переосмысливает свой опыт для достижения своей внутренней и внешней гармонии,
78 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... |
но разговорчив в музыке. Можно сказать, что он постоянно находится во внутренней медитации, в полной внутренней гармонии, в хорошем физическом здоровье. Он принимает законы высшего Бытия и учит других людей доверять пространству, ситуации, и призвание его жизни — исцелять людей своим спокойствием.
Его любимые музыкальные инструменты — шум дождя, шорох снега, звучащий водопад и т. п. А любимая история — о маге, который посылает людям живительный дождь. Эту историю любят ученики Музыканта,
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
любит Колдунья, часто используют ее помощники. В ней скрыто много простой мудрости и законов человеческого поведения. Мы еще не раз к ней вернемся, а сейчас послушайте.
Ж |
ители одной деревни страдали от засухи на протяжении многих лет. В деревню являлись разные могущественные маги дождя, но все их усилия ничего не меняли — дождь не приходил на измученную землю. Отчаявшиеся жители деревни пригласили из далеких стран знаменитого Мага Дождя. Тот, явившись в деревню, разбил шатер на ее далекой окраине и провел в нем четыре дня. На пятый день на пересохшую землю полился дождь. Когда жители деревни спросили Мага Дождя, как ему удается вызывать дождь, он ответил: «Я ничего не делал необычного. Просто эти четыре дня, терпеливо ожидая, когда с небес на землю прольется дождь, я настраивался на гармонию с Божественным. Жизнь вашей деревни не находилась в гармонии с Небесами, поэтому не было дождя». Маг Дождя не представлял себе, сколько времени ему потребуется, когда деревня обретет нужную гармонию для того, чтобы дождь мог пролиться, он просто полностью сосредоточился на дожде, а не на его отсутствии.
Действительно, когда Маг Дождя только прибыл в деревню, засуха была опустошительной. Но Маг не развивал бурную деятельность, не расспрашивал селян о дождях в этой местности, не занялся созданием церемониального сооружения, не молился вместе с селянами о приходе дождя, он вообще не утруждал себя никакой
80 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины... |
деятельностью. Целью Мага Дождя было вызвать дождь, и ему не нужно было создавать видимость деятельности, чтобы кого-то удивить. Чтобы добиться нужного результата, он погружается в медитацию, слившись с покоем. Он достигает состояния гармонии и распространяет его на желаемый результат.
Жить следует легко — так же легко, как Маг Дождя вызвал дождь. Но чтобы стать наилучшим Магом Дождя, ему потребовалось изучить мистические стихии, которые были причинами засухи, научиться завоевывать благосклонность природы. Чтобы научиться
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
вызывать дождь, он много сил посвятил совершенствованию своего искусства.
При рождении Небеса не выдали ему документ, подтверждающий, что он родился великим Магом Дождя. Он становился им постепенно и в течение всей своей жизни отказывался от неэффективной деятельности, чтобы сделать карьеру Мага Дождя. В поисках своего предназначения он сделал много ошибок. Каждый раз, когда он удалялся от своего намерения стать Магом Дождя, Божественное Провидение направляло его в исходную точку. На вопрос, как он нашел свое предназначение, Маг Дождя отвечал, что просил Вселенную мудрость сделать его путь ясным.
Прежде чем принести дождь в физический мир, Маг Дождя должен был омыть дождем свой внутренний мир. Для этого он в своих снах постоянно видел дожди, проливающиеся на иссушенную землю, дожди, утоляющие жажду людей и несущие возрождение. Пусть и вам приснится жизнь, о которой вы мечтаете, а затем живите так, как вам приснилось.
Если бы сны Мага Дождя были исполнены безнадежности и он был бы неспособен принести земле нектар дождя, как смог бы он помочь жителям деревни? Что было бы, если бы Маг Дождя, войдя в деревню, начал думать так: «Если дождь не пойдет, местные жители сильно разозлятся на меня и разнесут по окрестным деревням весть о том, что я никуда не гожусь как Маг Дождя. Тогда мои дела перестанут процветать, и я могу стать нищим».
82 Часть 1. Волшебные помощники преображения женщины...
Он думал не о том, что придется возвращать деньги жителям деревни, а о том, чтобы найти гармонию в себе и в окружающем мире. Маг Дождя знал, что жизнь всегда позаботится о себе, в том числе и о том, чтобы принести дождь в деревню.
Но вернемся к Арабскому Музыканту-целителю. Посмотрите на его портрет, и вы увидите, как он спокоен, радостен и доверчив.
Как он исцеляет людей? Он садится рядом с человеком и некоторое время, закрыв глаза, слушает его сердце и душу. Потом открывает глаза, выбирает тот музыкальный инструмент, который ему подсказало сердце человека, и, настроившись на него, как Маг Дождя на небо, дождь и Вселенную, начинает играть. И через некоторое время невозможно понять, музыка ли это рассказывает о душе и чувствах человека, или душа через музыку говорит о тех, кого любил, кого потерял, кого мечтает встретить человек. Эта музыка одновременно обо всем — о радости человека, о его боли, о счастье и печали, о гармонии в душе и о хаосе. В этот момент Музыкант не думает о себе, он никого не осуждает, никого не жалеет. Он и его музыка просто посредники между человеком и его душой.
Современному человечеству недостает поэзии, эмоций и музыки, чтобы создать гармоничный мир, — так считает Арабский Музыкант-целитель, учителем которого является Пифагор. Именно он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что музыка необходима для очищения души и врачевания тела. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
удары молотов создают вполне определенное созвучие. С помощью чаши с водой и однострунной арфы он изучил взаимосвязь между уровнем воды и длиной струны. И теперь мы должны благодарить Пифагора за диезы и бемоли, так как именно его изобретение лежит в основе гаммы. Пифагорова теория музыки достигла даже небес, ибо он увлекся идеей «музыки сфер». Пифагор разделял представление о сферичности мироздания и при этом первым назвал Вселенную космосом. Каждая планета, двигаясь с постоянной скоростью, проходит определенное расстояние, создавая звук. По мере того как расстояние планет от центра увеличивается, а вращение планет ускоряется, звук становится выше. Именно так Пифагор представлял себе музыку, которая звучит по всей Вселенной.
О влиянии музыки на человека с древности было хорошо известно многим ученым, но Пифагор первым открыл целый ряд музыкальных эффектов и нашел им практическое применение в учебе и медицине. Пифагор утверждал, что музыка очень благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом. Поэтому пифагорейцы, «отходя ко сну, очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с немногими и приятными сновидениями». А унять гнев Пифагор советовал торжественной мелодией на флейте.
Если Арабский Музыкант-целитель соотносит древнегреческий смысл понятия «гармония» с понятием «музыка», то есть красивое звучание, слаженность, стройность,
84 Часть 1. Волшебные помощники преображений женщины...
то Одухотворяющий Архитектор соглашается с древнегреческим путешественником и писателем Павсанием, который считал, что в строительном деле гармония — прочный способ кладки камней в стене. Путешествующая Писательница руководствуется значением слова «гармония», которое имело место во времена Гомера, — тогда «гармониями» называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли. Она не забывает и о том, что Гармонией называлась дочь богини любви Афродиты и бога войны Ареса. Для Интуитивной Художницы определяющим является мнение художников эпохи Возрождения, которые одной из основ гармонии признавали полярные противопоставления, то есть контрасты. Леонардо да Винчи в «Книге о живописи» писал об этом так: «Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотою. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром... Зеленый красному и красный зеленому... взаимно придают прелесть» [17].
В гармонии всегда ощущается божественное начало, содействие муз, ангелов, Бога. Поэтому слышатся звуки лиры Аполлона, гимн Орфея, видятся пропорции золотого сечения, завораживает таинство живописных мазков Леонардо. Определить гармонию так же трудно, как прекрасное. Философ Сократ с присущими ему честностью и мужеством признается в одном споре, что «прекрасное — трудно».
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
Поэтому ограничимся пока тем фактом, что Арабский Музыкант-целитель налаживает между человеком и его душой гармонию, которая, возникнув в душе, отзывается в физическом теле, в делах, в отношениях с близкими людьми и с окружающим миром.
ПОРТРЕТ «РОМАНТИЧЕСКАЯ КИНОМАНКА»
Романтическая Киноманка — киновед по профессии, романтик и «плакса» по призванию, «дурочка» от природы, периодически влюбляющаяся в «не тех мужчин». Ее любимые фильмы — о партнерстве мужчины и женщины, мастерстве, творчестве, о равенстве между женщиной и мужчиной одной профессии.
Под прицелом ее профессиональной кинокритики киногерой-мужчина, живущий в Америке, в квартире-студии с большими окнами, в полном уединении. Одиночество и уединение позволяют по-разному характеризовать его самого, его состояния и качество жизни.
Любимые киногероини Романтической Киноманки — женщины, живущие необычной жизнью. Например, героиня Вупи Голдберг в фильме «Сделано в Америке» — в высшей степени обаятельная, жизнерадостная, позитивная, креативная, держащая свой книжный магазинчик, где наряду с книгами продается разная «этническая ерунда» со всего света. Или героиня Барбары Стрейзанд в фильме «Знакомство с Факерами»— с океаническим, полным любви, сердцем, сексопатолог, работающая с пожилыми, даже старыми, людьми. Или
86 Часть 1. Волшебные помощники преображения женшины...
героиня Рейчел Гриффите в «Клиент всегда мертв» — необычный массажист сиацу, которая, массируя руками клиента, чувствует его свежие и старые эмоциональные травмы. Все почитаемые Киноманкой героини живут и работают в одном месте, но работа не подменяет собой их личную жизнь. Есть такие женщины, у которых работа перетекает в личную жизнь, а личная жизнь перетекает в работу. Получается замкнутый круг, в котором женщина не чувствует себя, своих желаний, а только одни сплошные «надо..., необходимо..., должна...».
Романтическая Киноманка, будучи романтиком от природы, смотрит много кино- и видеофильмов и фотографий на тему романтической любви. Люди часто задают ей вопросы о том, не мешает ли выдуманный мир мелодрам появлению настоящей любви в реальной жизни, не заблуждается ли она в своих поисках романтической любви в настоящем времени. Потому что все лучшее в области романтического кино — это достояние того прошлого, когда люди были способны плакать на киносеансах. Более оптимистичные иронично спрашивают, скоро ли появятся новые фильмы, равные шедеврам прошлых лет по силе эмоционального воздействия, накалу страстей, с невинными объятьями и милыми поцелуями.
В ситуации, когда женщина жалуется подруге на то, что ей все надоело, появилась усталость, подруга всегда советует ей одно: «Нужно влюбиться», «Завести новый роман», «Ввязаться в новые романтические отношения». Романтическая Киноманка в процессе объяснения людям сути любви и романтических отношений не только
Глава 5. Портретная галерея «Творческие Мастера»
исцелила свои душевные раны, но и получила огромный опыт. Сегодня у нее в запасе есть много советов о том, как с помощью кино можно привнести в свою душу комфорт, наслаждение, гармонию, как в любом возрасте сохранить зрелое, но романтическое отношение к жизни. Романтическая Киноманка большая озорница. С детства она занимается не только коллекционированием фотографий актеров, но и коллекционированием их голосов, манер говорить, и с помощью этих «экспонатов» любит разыгрывать людей по телефону. Она хорошо чувствует голоса актеров и запоминает их манеры. Поэтому ей не стоит труда набрать номер телефона и голосом того или иного актера или актрисы начать разговор с кем-нибудь из своих друзей, что живут с ней по соседству, с которыми она дружит много лет.