С позиций теории установки

Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Уз­надзе. Дли разработки социальной психологии личности большое зна­чение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодеи-

Социальная психология личности

ствие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жиз­недеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое харак­теризует его склонность, направленность, готовность совершать оп­ределенные действия. Это состояние и есть установка. Узнадзе харак­теризует установку как модификацию живого существа, соответству­ющую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это - личностный фактор, конкрет­ная определенность личности в каждый данный момент. Были выде­лены формы взаимосвязи человека с действительностью: 1) формы связи живого организма с предметами внешнего мира; 2) формы ди­станционной взаимосвязи индивида и предмета, 3) форма сознатель­ного отношения человека к действительности. Бесспорный интерес для социальной психологии представляет введение в арсенал научно­го исследования категории поведения. Разные виды установок реали­зуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстеро-генным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения отно­сятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным -эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество (Узнадзе, 1966). Одно из важных положений теории уста­новки заключается в том, что существуют разные формы психичес­кой активности. Главные из них - установка и объективация. Объек­тивация понимается как задержка или прекращение реализации име­ющейся установки, приостановка соответствующей деятельности. Акт объективации включает в себя идентификацию того, что пережи­вается сейчас, с тем, что переживалось только что перед этим, созна­ние их тождества, закрепляемого актом номинации в речи. В этом акте заключено познавательное отношение к миру, он равнозначен механизму сознания. Предметами объективации являются: душев­ный мир, который помогает индивиду выделять в процессе поведе­ния мешающие ему предметы, а также социальные требования и «Я». В способности объективации заключен механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека. Намечается переход от психоло­гии личности к социальной психологии личности.

Этот переход успешно осуществлен Ш. А. Надирашвили. Он дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психи­ческой активности человека введением третьего уровня. На пер­вом уровне физическая ситуация (конкретные чувственные дан­ные предмета) связывается с жизненными потребностями; фор-

72__________________________________________________Гиава2

мируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи — практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рас­суждений, проблемная ситуация. Формируется установка созна­ния и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная дей­ствительность в широком смысле слова В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, авто­портрет. Процесс принятия решения на основе этих психологичес­ких образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической актив­ности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активно­сти на третьем уровне. Синтетическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального суще­ства. В их состав включаются мотиваиионно ориентированные психические образования — ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведе­ния. Центральное место е социально-психологической концепции Надирашвкли занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляюшая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и фак­торы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена со­циальных взаимоотношений» (Надирашвили, 1974, с. 68).

Осуществляемое личностью социальное поведение характери- зуется более сложной структурой по сравнению с теоретическим и практическим поведением. Оно осуществляется только в соци­альных условиях, соответствует интересам других людей, обще­ственным требованиям и представляет собой результат активнос­ти человека как социального существа.

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В. А. Ядова. Вкачестве системообразующего признака или

Социальная психология личности

отношения в системе внутренней регуляции социального поседения человека Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. При­няв за основу положение Узнадзе о том, что установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной по­требности, Ядов проанализировал все составные части этой системы. В триаде Узнадзе ситуация—потребность—установка Ядов заменил понятие установки на понятие диспозиции. Все три составляющие этой системы представляют собой иерархические образования.

Иерархическая структура условий деятельности, ситуации выстраивается по разным параметрам, главным из которых явля­ется длительность существования во времени. По этому парамет­ру определяется устойчивость - изменчивость предметной среды, скорость ее изменения. Эти параметры применимы для характе­ристики не только предметных, но и социальных условии деятель­ности в разных сферах жизни - труде, досуге, семейной жизни, в разных видах общественных отношений.

Иерархия потребностей выстраивается по разным основани­ям: по сферам жизнедеятельности, по объекту, по их функцио­нальной роли, по субъекту. Важным для социальной психологии представляется положение Ядова о том, что целесообразно струк­турировать потребности по уровням включения личности в раз­личные сферы социального общения, социальной деятельности.

Диспозиции, по мнению Ядова, представляют собой различ­ные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его по­веденческих готовностей, направляющих его деятельность

Характеристика иерархической системы диспозиции занимает центральное место в концепции Ядова. Он выделил четыре уровня этой иерархии Эти уровни друг от друга отличаются разным составом в них условий деятельности, потребностей и установок и различным соотношением в них этих элементов Так, на первом, нижнем уровне ситуации (условия деятельности) — простейшие Потребности — эле­ментарные, жизненно необходимые (витальные потребности В этих условиях формируется система фиксированных установок (по Узнад­зе) На этом уровне нет еще ни ситуации, ни потребностей Поведен­ческая готовность к дейсгвию закреплена предшествующим опытом.

На втором уровне диспозиционной системы возникают соци­альные установки. Они содержат в себе три компонента: эмоциональ­ный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный, поведенческий Потребности этого уровня — социальные. Это прежде всего потреб-

74_____________________________________________________Кива2

ность во включении человека в контактные группы. Ситуации поведе­ния — социальные. Социальные установки образуются на базе оиенки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций.

Третий диспозиционный уровень — общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности По мнению Ядова, возникают базовые социальные установки. Социальные по­требности становятся более сложными. Например, возникает по­требность в приобщении человека к определенной сфере деятель­ности и превращении ее в основную, доминирующую (сферы про­фессиональной деятельности, досуга, семьи) Социальные установ­ки содержат в себе, так же как на втором уровне, три компонента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Но все эти компо­ненты более сложные, чем на предшествующем уровне

Высший, четвертый уровень диспозиционнои иерархии образу­ют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня характерны высшие со­циальные потребности Основной из них является потребность включения в социальную среду в широком смысле слова. Условия деятельности (ситуации) расширяются до обшесоциальных. Соци­альные установки направлены на реализацию определенных соци­альных надиндивидуальных целей Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты диспозиций ярко выражены.

Поведение как третий элемент диспозииионной системы имеет ряд уровней развития Выделяются1 О Специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфи­ческие и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это — поведенческие акты. 2) Поступок или привычное действие, ко­торое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов. «По­ступок есть элементарная социально значимая «единица» поведения, и его цель - установление соответствия между простейшей социаль­ной ситуацией и социальной потребностью (или потребностями) субъекта» (Ядов 1975, с. 97). 3) Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков (Там же). 4) Целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем ее объеме В итоге испозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором прелстаачены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и раз­ные ее уровни от фиксированных установок до ценностных ориента­ции Она регулирует целесообразное целостное поведение личности

II

Социальная психология личности________________________________75

Комплексный подход к изучению личности

Комплексный подход является одним из методологических ос­нований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Анализируя особенности современно­го научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема че­ловека становится обшей проблемой всей науки в целом. В комп­лексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта. Выраженность соци­ально-психологической составляющей повышается от исследова­ния человека как индивида к исследованию его как субъекта. Так, уже при изучении человеческого индивида отмечается определен­ная зависимость индивидуально-типических свойств от условий внешней среды (природной и социальной). Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выде­ляется «статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономичес­кое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуще­ствляемые личностью в зависимости от этого положения и истори­ческой эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимо­сти от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (при­роде, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности» (Ананьев, 1980, с. 5 0-51). Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психоло­гических феноменов определяет его деятельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психоло­гический аспект личности выступает как наиболее выраженный. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она — объект и субъект исторического процесса, объект и субъект обще­ственных отношений, субъект и объект обшения, наконец, что осо­бенно важно, субъект общественного поведения - носитель нрав­ственного сознания» (Ананьев, 1980, с. 52). Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической струк­туры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека. Важным представляется положение Ананьева о том, что «структура личности строится по двум одновременно действующим принципам: 1) субординационному или иерархическому, при кото­ром более сложные или более общие социальные свойства личное-

76_____________________________________________________Глава 2

ти подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при кото­ром взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допус­кающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» (Ананьев, 1980, с. 162). Необходимость изучения личности в системе социальных свя­зей и отношений, по мнению Ананьева, обусловило то, что исто­рическое, социологическое и социально-психологическое иссле­дование личности составляет единый и основной путь ее изуче­ния, определяющий собственно психологическое исследование.

Наши рекомендации