Предмет и задачи возрастной психологии.

Лекция.

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка послужила книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук.

Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители - Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин. Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже – «Психология интеллекта» - это книга не о ребенке, это книга об интеллекте. П.Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования умственных действий, в которой представлены основы формирования психических процессов. К генетической психологии относится и экспериментальное изучение понятий, осуществленное Л.С. Выготским.

Возрастная психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа – это психологический возраст, или период развития.

Психологический возраст, по определению Л.С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам.

Хронологический и психологический возраст не совпадают. Хронологический, или паспортный, возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. В отличие от генетической психологии, детская психология - учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л.С. Выготским, об этой области психологии правильнее говорить: возрастная психология.

Разграничение генетической и возрастной психологии свидетельствует о том, что сам предмет возрастной психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому - так же исторически изменчив, как и само представление о детстве.

Продвижение в решении теоретических задач расширяет возможности практического внедрения возрастной психологии. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла и продолжает расширяться новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка в каждом психологическом возрасте.

Итак:возрастная психология – это прикладная отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности развития психики на различных возрастных этапах жизни человека; выявляет специфичность структуры психики на каждом возрастном этапе, начиная с новорожденности и заканчивая старческим возрастом; изучает факторы, определяющие возрастное развитие сознания человека и становления личности.

В системе возрастной психологии особенно важное место отводится детской психологии, изучающей развитие психики в таких возрастных периодах как: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Эти возрастные периоды являются и периодами наиболее интенсивного формирования человеческой личности и развития сознания.

Центральная проблема возрастной психологии – это проблема развития личности. В отечественной психологии личность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых дней рождения человека и идет вместе с психическим развитием ребенка. С.Л.Рубинштейн говорил: «Развитие психики следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям».

В системе (структуре) возрастной психологии имеют свое место такие специальные отрасли психологии: психология младшего школьника, психология подростка; психология юности; психология зрелости и геронтопсихология (старости).

Наши рекомендации