Экзистенциальная психотерапия

Трансактный анализ Э. Берна

Так называемый трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и существенно обогатил арсенал методов психотерапевта. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Теория

Эрик Берн постулирует три возможных состояния Я человека. Пояснить это можно так:

1. У каждого человека были родители, и каждый независимо
от возраста хранит в себе набор состояний Я, повторяющих
состояния Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом
есть Родитель.

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную
переработку информации при условии, что активизировано
соответствующее состояние их Я. На обыденном языке это
звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Каждый когда-то был ребенком и хранит всебе детские
состояния, даже будучи стариком.

Э.Берн настаивает, что это не просто части личности, а Целостные ее состояния (вода, например, может быть в состоянии жидкости, льда и пара), исходя из которых человек реагирует на события эмоционально и своим поведением.

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, то есть в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

в) в заботе.

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

1. Естественный Ребенок - нежный, необученный,
импульсивный, выразительный, бесконтрольный,
сосредоточенный на себе, непослушный и т.д., такой, каким
создала его природа.

2. Маленький Профессор - интуитивный, творческий,
манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек
проявляет творческое начало. Хороший пример - Винни Пух,
который придумывает, как ему достать мед.

3. Приспособившийся (адаптированный) Ребенок - это та
часть Эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное
влияние родители, обычно с помощью репрессивного
воспитания. Общие формы адаптации: послушание, отдаление и
промедление.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э.Берну, не просто направлена от одного человека к другому, а исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и «сбоев» в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы трансакций (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., 1992), на которых прочерчиваются линии взаимодействия между Эго-состояниями партнеров.

Э.Берн огромное значение придает человеческой потребности в контактах с другими людьми. Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов индивид иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Положительные контакты называются поглаживаниями, поведение, за которое ребенок получал поглаживания от своих родителей, обычно фиксируется и повторяется в дальнейшем.

К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют их суррогатом подлинного общения — играми. Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр выражается в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно неблаговидные и неосознаваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне неуклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, получить «пинок», испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме.

Эрик Берн составил целую картотеку подобных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике. В качестве примера можно привести описание игры «Если бы не ты», довольно типичной для супружеских отношений (из книги Э.Берна «Игры, в которые играют люди»).

«... Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго ограничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того, как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать, Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельности и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд, ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы заниматься различными делами «если бы не он». У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу играли в «Если бы не он».

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины которой (стремление избегать пугающих ее ситуаций) не осознаются. В подобных играх всего две роли: мужа-тирана и подавляемой им жены, в других играх может быть больше ролей. Для того чтобы выйти на свою подлинную психологическую проблему и решить ее, необходимо как-то разоблачить свою игру (или это должен сделать психотерапевт) а затем отказаться от нее, игра всегда служит средством избегания решения подлинной проблемы.

Гораздо более обширные системы трансакций определяются сценарием жизни личности. Сценарий - это постепенно разворачивающийся жизненный план, предусматривающий и некоторый финал. Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских предписаний, на основе (или под влиянием) которых дети принимают соответствующее решение. Предписанием могут служить как вербальные, так и невербальные воздействия родителей, которые воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни. Одни предписания могут давать позитивный импульс к развитию способностей ребенка («А ты у нас талантливый...»), другие толкают его к деструктивному поведению («Из тебя все равно ничего не выйдет»). Роберт и Мери Гулдинг выделяют 12 наиболее опасных родительских предписаний (имеет значение частота и эмоциональность таких высказываний), на основании которых дети обычно принимают весьма негативные решения и строят трагический сценарий жизни:

1. «Не будь, не живи». Это сообщение может даваться
невербально (избиение ребенка) или словесно: «Лучше
отплакать на твоей могилке, чем всю жизнь с тобой
мучиться...», «От тебя одни неприятности...» В ответ на такое
предписание ребенок может принять решение: «Я умру, и затем
вы меня полюбите» или самоубийственное решение другого
типа. Большинство криминальных подростков и молодых
наркоманов получали прежде всего такие предписания от
родителей.

2. «Ты не такой (такая)» или «Не будь собой». Это
предписание дается если родителей не устраивает пол ребенка,
другие его физические или личностные качества. В ответ
ребенок может всю жизнь пытаться себя переделать (например,
во взрослом уже состоянии многократно делает пластические
операции), ненавидит себя и т.д.

3. «Не взрослей» или «Оставайся маленьким». Возможное
решение ребенка: «Ладно, я останусь маленьким» или
«беспомощным», или «не думающим», или «несексуальным»,
или «Я никогда не покину мамочку» и т.д.

4. «Не будь ребенком». Возможные решения: «Я никогда не
буду развлекаться, всегда буду серьезным», «Я всегда буду
заботиться о них» и т.д.

5. «Не делай этого» или «Ничего не делай». Возможное
решение: «Я никогда ничего не сделаю правильно», или «Я
докажу вам, даже если это меня убьет», или «Я всегда буду
испытывать стыд или вину, чтобы я ни сделал».

6. «Не будь близким» или «Не доверяй». Возможные
решения: «Больше я никому не буду доверять», «Близость
всегда ведет к боли» или «Нельзя быть сексуальным (плюс
запреты на физическую близость)».

7. «Не будь здоров» или «Не чувствуй себя хорошо».
Например, мать может говорить своему ребенку: «Ты такой же
сумасшедший, как и твой отец» или «Как ты можешь хорошо
себя чувствовать (радоваться, смеяться, играть), когда твоя мать
так мучается (болеет)!?» Возможные решения ребенка: «Я
сумасшедший», «Нельзя быть счастливым» или «Когда мать
умрет, я тоже не смогу жить».

8. «Не будь первым». Возможное решение: «Лучше быть
подчиненным» или «Не надо высказывать свое мнение, лучше
прислушиваться к чужому».

9. «Не принадлежи». Возможные решения: «Я никогда не
буду никому принадлежать», или «никакой группе», или
«никакой стране», или «Никто и никогда не будет меня любить,
потому что я никому не буду принадлежать».

10. «Не думай» или «Не думай об этом». Возможные
решения: «Я глупый», или «Я сам не могу принимать решения»,
или «Другие знают лучше меня, что надо делать», или «Думать
о деньгах (сексе) нехорошо», или «Лучше я буду думать о чем-
либо другом», или «Я всегда неправ».

11. «Не чувствуй» или «Не чувствуй как ты, чувствуй как я».
Например, ребенку сообщается, что плакать нехорошо, что
маму не интересует, что ребенок чувствует, а невкусная еда
очень вкусная. Возможные решения: «Я никогда не буду
плакать», или «Я ничего не чувствую», или «Эмоции - это
потеря времени», или «Я сам не знаю, что я чувствую», или «Я
никогда не злюсь, потому что чувствовать злость недопустимо».

«Не делай успехов» или «Не будь значимым». Родители в
той или иной форме неодобрительно отзываются об успехах
ребенка или вызывают у него чувство вины, если он в чем-то
превосходит их. Возможные решения ребенка: «Можно
обойтись и без высшего образования», или «Нельзя быть
успешнее папы», или «Если я чего-либо добьюсь, то потеряю
любовь близких», или «Чтобы не вызывать зависти людей,
лучше ничего не достигать», или «Все должны быть равны»
и т.д.

Практика

Игра должна быть разрушена, и разрушение игры состоит в' том, что психотерапевт категорически отказывается в нее играть и помогает клиенту осознать собственную игру. По крайней мере, он старается резко уменьшить получаемое клиентом в игре «вознаграждение». Сталкиваясь с таким поведением, клиент впадает в отчаяние, содержащее в себе элементы фрустрации и растерянности. При успешной терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой с позиций Взрослого, понимающего подлинные причины своих затруднений и в этом смысле уже отчасти свободного от них.

Для того чтобы успешно разрушить игру, можно предложить ведущему ее антитезис игры, то есть некоторое поведение, противоположное тому, к которому толкает вас играющий (в данном случае клиент). Например, антитезисом вышеприведенной игры «Если бы не ты» является отсутствие запретов. Если муж вместо запрета скажет: «Ради Бога», то замаскированные страхи выйдут наружу и с ними можно будет психотерапевтически работать. Одно лишь осознание игры, происходящее при ее разрушении (или при последовательном разъяснении психотерапевта), может привести к исцелению.

В групповой форме трансакционной терапии участники группы совместно анализируют поведение друг друга, пользуясь схемами, о которых уже говорилось выше. Поэтому непременным атрибутом таких групп является черная доска, на которой участники под руководством психотерапевта строят схемы трансакций того или иного члена группы, что постепенно приводит их к осознанию своих игр и скрытых проблем.

Мэри и Роберт Гулдинг предлагают вспомнить раннюю сцену, в которой клиент получил соответствующее родительское предписание, и, погружаясь в детское состояние, создать новое, уже позитивное решение, независимо или вопреки тому, что делали или говорили родители.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциализм—одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» (существование, сущность) был употреблен Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер и другие. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание собственного существования, Естественно, что психология и психотерапия XX века не могли не подвергнуться воздействию этого учения.

Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла и других. Ф. Перлз называл гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

Теория

Основным сугубо человеческим стремлением, по В. Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

В. Франкл понимает смысл жизни вполне конкретно, он считает, что человек может найти его в двух вещах: либо в деле, которому искренне готов служить, либо в любимом человеке, ради которого ему хотелось бы жить, - во всех случаях речь идет о самоотдаче. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели бы реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, так сказать экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. В. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Также он считает, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Практика

Основной задачей логотерапии (так В. Франкл назвал созданное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни. Например, в концлагере В. Франкл помогал отчаявшимся людям обрести смысл жизни в этих совершенно невыносимых условиях. Один из таких людей благодаря работе с Франклом вновь обрел смысл жизни, связанный со своей научной работой, которую только он мог завершить, другой - нашел смысл жизни в том, чтобы вновь встретиться с любимой дочерью, с которой их разлучила война.

Охарактеризуем еще два метода логотерапии: технику парадоксальной интенции и технику дерефлексии.

Франкл следующим образом описывает механизмы возникновения фобий и навязчивых состояний. В первом случае какой-то симптом (например, боль в сердце или головокружение), испытываемый внекоторой ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит к тому, что симптом усиливается или повторяется, что приводит к усилению страха, что ведет к усилению симптома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать. Множество ситуаций, только похожих на первичную, способны начать вызывать страх, и клиент может, например, начать бояться уже всех закрытых транспортных средств или всех закрытых помещений.

В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Понятно, что чем больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не бегство от состояния, а борьба с ним.

Применяемая в этих случаях техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает.

По сути дела, метод создания смысла жизни также является методом дерефлексии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспринимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь. Это является не презрением к этой жизни, а трансцендированием (расширением в бесконечность и приданием высшей значимости) этой же самой жизни.

Медитативная психотерапия

Медитация (от лат. meditatio - размышление) - это метод работы со своим психическим миром, пришедший к нам из восточных систем совершенствования человека: йоги и буддизма. Последнее время наметилось большое сближение между современной психотерапией и восточными концепциями психической жизни человека. Те или иные медитативные техники используются в самых разных школах психотерапии.

Теория

Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации: легко — потому что таких определений множество, трудно — потому что все они не отражают этого понятия в его полноте. Обычно медитация понимается как сосредоточение, особая концентрация на одной мысли, образе или предмете, либо как очищение сознания от всяких мыслей и образов, либо как внутренняя психическая работа над своими переживаниями. Верно и то, и другое, и третье, но главная задача медитации -привести человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции и личностного роста, где собственно и начинается исцеление, откуда приходят неожиданные творческие решения проблем.

Яснее это понятие может стать после сравнения его с другими базовыми понятиями психологии: поведением, деятельностью и общением. Если поведение — это реакция субъекта (S) на воздействие того или иного объекта (О) на него, то деятельность — это всегда целенаправленное воздействие субъекта (S) на объект (О), где вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) порождается и регулируется самим субъектом, в результате деятельности получается преобразованный объект (О). В случае общения происходит взаимодействие субъекта (S) с равноправным ему субъектом (S) и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. Ни одна из сторон не может рассматриваться как пассивный объект воздействия, в противном случае общение редуцируется до деятельности одного субъекта над другим, что в научной литературе именуется манипулированием. В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и нет общения. Субъект не рефлектирует, воздействуя на себя или беседуя с самим собой, он просто собой становится, что мы обозначили символом «S» (см. таблицу 2). В этом состоянии внутреннего бытия самим собой происходит спонтанное решение проблем и наиболее тесный контакт с бессознательным. Медитация может быть различной глубины, может сопровождать процесс деятельности или общения, но суть его состоит именно в обращении к самому себе, поиску некоторого ответа изнутри, который приходит обычно не как результат долгих логических построений, а как спонтанное

понимание, озарение, инсайт.

Инсайт всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией; лицо обязательно освещается радостной улыбкой, человек восклицает что-нибудь в восхищении перед открывшимся ему пониманием, так Архимед закричал: «Эврика!», открыв свой знаменитый закон. Когда человек понимает что-то в себе, открывает какой-то внутренний, нравственный закон, то происходит то, что на Востоке называют просветлением: ему становится ясно из-за чего он раньше страдал и как теперь ему жить, заблуждение и соответствующее ему страдание исчезает, сознание становится светлым и радостным.

В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или Идей (мыслей), в одной точке, которое сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно Уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в Экзистенциальная психотерапия - student2.ru данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью и полнотой.

Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают его спокойствия. Это можно сравнить, как будто на бурлящее море обыденного сознания вылили масло и волны успокаиваются - остается лишь гладкое блестящее зеркало. И именно в этом зеркале сознания мириады отражений появляются и исчезают, никак не нарушая его спокойствия.

Практика

Итак, медитация может быть как концентрацией на той или иной мысли, образе или процессе, или культивированием состояния чистого сознания без помех со стороны мыслей, образов или чувств. Но во всех случаях медитация приводит человека к самому себе, к своему самокорректирующему и саморазвивающемуся центру. Прежде всего на этом основан терапевтический эффект медитаций, то что они приводят к инсайту, то есть к решению проблем изнутри, решению их творческим образом.

Приведем примеры медитативных техник, направленных на снятие напряжения и успокоение сознания:

1. Один из вариантов медитации над дыханием состоит в том,
чтобы сопровождать каждый выдох мысленным произнесением
слова «один» или «оум» (абсолют).

2. Медитация для очищения сознания от мешающих мыслей.
Сидите в спокойной позе, закрыв глаза, и следите за любыми
мыслями, появляющимися в сознании, никак не привязываясь
ни к одной из них и не прогоняя. Через некоторое время вы
испытаете чувство необычайного покоя при абсолютно ясном
сознании.

3. Медитацией можно считать и весьма известный прием
преодоления стресса, когда человек представляет себя
находящимся в абсолютно безопасном и комфортном месте.

В качестве примера приведем одну из динамических медитаций Ошо Раджниша — мандала-медитацию.

Каждая стадия этой сильнодействующей и энергичной медитации длится 15 минут:

1) сядьте с закрытыми глазами, рот не напряжен и открыт. Мягко покачивайтесь. Ваша разбуженная энергия попадает в

нужный центр;

2) лягте на спину и вращайте открытыми глазами по часовой стрелке, делайте полный оборот глазами, но делайте это как можно быстрее. Ваш рот должен быть открыт и расслаблен, голова же совершенно неподвижна, дыхание легкое, спокойное. Тогда концентрированная энергия направится к «третьему глазу». Вы ощутите свою силу и расширение потенциальных возможностей вашей личности.

Медитации могут иметь и специальный психотерапевтический смысл. Своеобразной медитацией можно считать даже метод свободных ассоциаций 3. Фрейда.

Приведем еще два примера из эмоционально-образной терапии, которая изначально развивалась из медитативных

техник.

1. Предположим, что достаточно точно определен некоторый нежелательный симптом, например страх чего-либо. Клиенту предлагается представить свой страх как некоторый предмет, находящийся перед ним на стуле. Далее можно мысленно созерцать этот предмет (этого может быть вполне достаточно для спонтанного решения проблемы) или что-то с ним сделать. Мысленное действие, адекватное структуре проблемы, приводит к исчезновению данного предмета и исчезновению страха. Например, очень часто страх выражается образом серой паутины. Как правило, решением проблемы будет прикосновение к этой паутине, хотя многим это может показаться ужасным, но прикосновение приводит к тому, что паутина практически тут же исчезает или превращается в приятный предмет, типа серебристого шарика, который можно принять в себя как часть своей личности. Дело в том, что многие (но, конечно, не все) страхи усиливаются, когда человек избегает контакта с ними, необходим парадоксальный способ взаимодействия (см. метод парадоксальной интенции

В.Франкла).

2. Медитация «звуки тела». Сосредоточьтесь на собственном теле и попробуйте услышать, как звучат те или иные органы вашего тела. Это кажется сложным и странным заданием, но большинству людей не составляет трудности, например, представить, какому звуку соответствует предъявляемый темно-синий цвет. Вы можете следовать любой программе и прослушивать в любом порядке, как звучат ваши пальцы, рука, сердце, голова, живот, ноги... Если вы услышите, что тот или иной орган тела звучит как-то резко, неприятно, слишком громко и т. д., то вы можете аккуратно подправить это звучание каким-то внутренним способом, при этом состояние прослушиваемого органа улучшается, проходит напряжение, даже болевые ощущения, и т. д., снимается психологическая проблема, отражающаяся в состоянии.

Медитативные техники позволяют не только привести клиента к позитивным изменениям, но и помочь в обнаружении глубоко скрытой психологической проблемы. Проблема в медитативном состоянии начинает проявляться в форме спонтанно всплывающих мыслей, эмоций или в телесных ощущениях. Эти данные, выходящие на поверхность из подсознания, необходимо правильно понять и проинтерпретировать. Таким образом, с помощью медитации клиент может непосредственно в чувственной форме столкнуться со своей проблемой, а не только косвенно судить о ней. Метод активного воображения К.Юнга по сути дела является формой медитации.

Наши рекомендации