Как выходить из трудных ситуаций
Учебный пример. Рассмотрим довольно типичную ситуацию.
Допустим, около месяца назад у вас была беседа с одним из заместителей генерального директора крупной фирмы. Собеседница заинтересовалась вашим предложением и обещала получить положительное решение у генерального, сказав, что видит в этом определенный интерес и для их фирмы.
С тех пор вы несколько раз звонили, но безрезультатно: командировка то зама, то генерального, их занятость... И сегодня, позвонив, вы услышали то же.
Надо как-то подтолкнуть решение вопроса. Какими словами вы предварите свою просьбу ускорить решение?
A. Мы по-прежнему ждем решения нашего вопроса. Б. Мы очень ждем вашей помощи.
B. Скоро месяц, а вопрос все не решается.
Г. Конечно, в крупных организациях и вопросов больше, ирешаются они обычно дольше. Однако наше дело уже нельзя откладывать.
Д. Через три дня у нас с вами юбилей — месяц нашего знакомства.
Е. Когда я рассказывал о нашем предложении, мне показалось, что решить вопрос вам будет нетрудно. Но, видно, обстоятельства сильнее нас?
Ж. Неплохо было бы определиться с нашим вопросом в ближайшие дни, так как появилась возможность решить его с помощью другой фирмы. Но мы с вами уже начали, и в наших общих интересах довести дело до конца.
3. Может быть, нам с вами надо встретиться по этому вопросу или с тем, кого вы порекомендуете ?
Выберите из предложенных два наилучших варианта, начав с наиболее предпочтительного.
Есть очень важное правило, которое и дает нам критерий нахождения лучших вариантов: наибольшие шансы решить вопрос посетителю дает распределение позиций, при котором и он и лицо, принимающее решение, находятся в позиции «Взрослый».
Проведем трансактный анализ предложенных вариантов.
A. Обращение с позиции Д (беспомощность) к позиции Р («Покровитель»), т.е. трансакция Д-Р («Недотепа»).
Б. То же, что и в А.
B. Если слова произнесены просительным тоном, то опять трансакция «Недотепа». Если обычным тоном,
то это трансакция Р^В («Профессор): требование, обращенное к рассудку. И то и другое распределение позиций не отвечает нашей цели.
Г. Проситель выступает с требованием, хотя и «входит в положение» лица, принимающего решение, то есть опять трансакция «Профессор».
Д. Здесь обращение с подтекстом: на явном уровне обмен информацией В--В(«Коллеги»), на скрытом Д--Д («Шалуны»). Действительно, на явном уровне происходит обмен информацией, на скрытом — обращение к чувствам: любопытство с элементом флирта (рис. 2.12).
Обращение к чувствам обогащает общение, особенно с женщинами в силу их большей эмоциональности. Но здесь еще важно и то, что «пристройка рядом»
закреплена и на рассудочном, и на эмоциональном уровне.
Изначально статус заместителя главы фирмы выше, чем у звонящего. Во-первых, сама должность. Во-вторых, он — проситель, она — лицо, принимающее решение. Но обращение с элементами юмора и флирта выравнивают их статусы. Подобное обращение выдает в нем мужчину с чувством юмора, а это очень ценят женщины.
Е. В высказывании содержится скрытый упрек, ведь именно собеседница создала впечатление легкости решения вопроса (выходит, она «пустила ему пыль в глаза»?). То есть кроме явной В-В еще и скрытая трансакция Р-Д (осуждает, обращается к чувству вины), как показано на рис. 2.13.
Это манипуляция типа «А слабо тебе...» (брошен вызов). Но на манипуляции такого типа попадаются в основном мужчины. Им быть слабыми не пристало. Другое дело — женщины. Им признаться в своей «слабости» ничего не стоит, нередко они на ней играют в своих интересах.
Такое обращение облегчает женщине-руководителю путь к отступлению, дает возможность вообще отказаться от решения вопроса. Достаточно ей согласиться: «Да, ситуация изменилась» — и дело полностью проиграно.
И еще один довод против рассматриваемого высказывания позвонившего. Среди приемов убеждения мы привели правило: «Не загоняйте в угол себя, не принижайте свой статус». В данном случае говорящий загоняет в угол себя, ибо, стоит собеседнице согласиться, и ему нечего сказать.
Рис. 2.13
Ж. Здесь идет обмен информацией, причем наличие конкурентов выравнивает статусы собеседников. То есть предлагается разговор двух «Коллег»: В-В. Фактически имеет место манипуляция вида «Обойдемся без вас» (рис. 2.14).
3. Переход с позиции «Дитя» (беспомощность) к позиции «Родитель» (покровительство) загоняет позвонившего в угол. Встречаться с ним женщине-руководителю незачем: все, что он скажет, она знает,
Рис. 2.14 а самой сказать пока нечего. Вероятно, порекомендует встретиться с кем-либо, рангом пониже себя. Тогда нужно будет снова убеждать, на этот раз — ее подчиненного. Если это удастся, тот доложит свое мнение... ей же. Время будет потеряно, да и согласившийся резко снизит свой статус.
Резюмируя сказанное, видим два лучших варианта: Д и Ж. Причем, вариант Д — это хорошее начало разговора, создающее благоприятный эмоциональный фон и устанавливающее выгодное для просителя распределение позиций («Коллеги»). А вариант Ж — закрепление и использование данного распределения ролей. Отметим, что в обоих вариантах удачно используется скрытое управление собеседницей. Они много раз проверены на практике и доказали свою эффективность.
Как усилить свою позицию. Допустим, вы кладете в почту руководителя важную служебную записку, подкрепленную документами. У вас имеется один очень сильный документ (А)., два сильных (Б и В), два средней силы (Г и Д), два слабых (Е и Ж). В каком порядке вы должны их положить?
Правильный ответ: Б—В—Г—Д—А. Сначала сильные, потом средней силы и в конце — самый сильный документ. Эта последовательность соответствует рассмотренному нами ранее правилу Гомера о наиболее убедительной последовательности аргументов.
В силу этого правила не следует использовать слабые аргументы. Потому документы слабой убедительности (Ей Ж) не предъявляйте.
Как помочь коллеге. Если посетитель кабинета руководителя не способен почему-либо добиться аттракции от лица, принимающего решение, то кто-либо из коллег, более опытных, может ему помочь.
Достаточно во время визита коллеги позвонить этому руководителю и сообщить приятную для него новость (не важно какую, она может потом и не подтвердиться). Этим достигают две цели: 1) повышается настроение руководителя; 2) он отвлекается от посетителя, давая тому возможность найти новые ходы в разговоре.
Манипуляция «Короткий разговор». Если посетитель не садится, а говорит стоя, это говорит о скрытом давлении на хозяина кабинета. Встрече придается характер скоротечности. Посетитель как бы говорит: «Это не займет много времени, поэтому нетрудно и постоять». С другой стороны, доминирование впространстве как бы подчеркивает «значимость» посетителя.
Давление дискомфортом. Если партнер — любитель комфорта и привык работать в нем, то, назначив встречу на нейтральной территории, но в менее удобной обстановке, тем самым оказывают на него давление. Такому партнеру захочется поскорее закончить встречу, и он будет более покладист.
Давление предстоящей встречей. Визит к партнеру непосредственно перед другой его встречей с кем-либо окажет на него давление в плане скорости принятия решения. Ведь он не хочет ни опоздать на встречу, ни вновь возвращаться к вашему вопросу.
2.6. МАНИПУЛЯЦИИ В СУПРУЖЕСТВЕ
Тот, кто не управляет собой, становится объектом управления со стороны других.
М. Икбал
Манипуляция: муж — «Дитя». Во многих семьях эту манипуляцию с выгодой для себя разыгрывают мужья.
Достигается это исполнением роли беспомощного дитяти: что бы жена ни поручила (например, купить что-нибудь в магазине, сделать уборку, позаниматься с ребенком), он исполняет это так, что приходится все переделывать. В итоге вся тяжесть домашней работы оказывается взваленной на слабые женские плечи. Не случайно некоторые женщины, называя число своих детей, включают в их число и мужа. В каждой шутке, как известно, всегда есть доля истины.
Причины, по которым подобным образом поступают такие мужья, разные. Одни — потому, что так воспитаны: «не мужское это дело». Отсюда и качество исполнения. Другие рассматривают эти поручения как досадное отвлечение от дел, которыми они хотели бы заняться. Результат тот же. Может, кто-то и сознательно манипулирует. Но результат в любом случае не устраивает жен.
Название манипуляции исходит из того, что муж занимает позицию «Дитя», беспомощного в домашних делах.
Манипуляция эта крайне опасна для самого существования семьи. Исследования специалистов по семейным отношениям показали, что в среднем жены оценивают качество своего брака ниже, нежели их мужья. И главная причина тому — перегруженность женщин домашними делами. Если дома муж чаще всего отдыхает, то жена продолжает работать («вторая смена»). До постели женщина добирается уже без сил — тут уж не до сексуальных изысков. Отсюда и взаимная неудовлетворенность сексом. Отражением этого является, в частности, тот факт, что более чем в 70 % случаев на развод подают жены.
Агата Кристи в одном из интервью сказала, что сюжеты ее криминальных повествований приходят ей в голову чаще всего, когда она моет посуду. Это так противно, что ей просто хочется кого-нибудь убить.
Перегруженная домашними делами, женщина уделяет меньше ласки мужу, чувства уходят. А имеющий много свободного времени и сил муж ищет развлечений, не связанных с вечно занятой женой, то есть на стороне. Встречи с друзьями традиционно не обходятся без выпивки, что нередко затягивает в сети пьянства. Интерес к другим женщинам — и вовсе кратчайший путь к распаду семьи.
С другой стороны, чем больше общих дел, тем больше общих тем и времени для внутрисемейного общения. Все вышесказанное должно убедить женщин, что необходимо самым серьезным образом задуматься, как защититься от рассматриваемой манипуляции.
Лучшее средство борьбы с любым недугом — профилактика.Известно, что мужчины наиболее подвержены влиянию в период их влюбленности до свадьбы. Психологи рекомендуют именно в этот период обсудить вопросы семейного устройства: где жить, когда и сколько завести детей, распределить обязанности.
Предварительную информацию о позиции жениха невеста может почерпнуть, узнав о том, как распределены обязанности в семье жениха, что делает по дому отец жениха, приучен ли сын что-либо делать. Не нужно, однако, отчаиваться, если информация будет обескураживающей.
Женщина довольно легко управляет влюбленным в нее мужчиной. Вопрос лишь в том, что делать это надо по возможности незаметно, а главное — тактично. Упоенные властью над мужчиной, многие молодые жены начинают откровенно помыкать мужьями. Результат может быть двояким. В подавляющем большинстве случаев семья распадается, а иногда муж становится просто подкаблучником. Но эта «победа» — пиррова. Любить подкаблучника нельзя. Поэтому в любом случае явное управление мужем убивает любовь.
У профилактической защиты кроме влюбленности еще есть одно очень важное преимущество — постепенность внедрения необходимого в сознание своего избранника. Согласиться на словах легче, пока не нужно что-либо делать, поэтому и предварительно получить согласие проще. Но когда время подойдет к реальной помощи по дому, у жены сильный союзник — обещание, данное мужем до свадьбы.
Фактически тут имеет место скрытое управление с целью предотвращения возможных манипуляций. Мишень воздействия здесь — чувство влюбленности и отвечающее ему желание угодить любимой, не выглядеть лишь пользователем женщиной-прислугой. Приманка и состоит в том, что обещания на будущее даются легче. Понуждение к действию (конкретным домашним делам) лучше не откладывать, начинать сразу же после свадьбы — тогда можно опереться и на незабытое еще обещание, и на влюбленность медового месяца.
Но приучать надо терпеливо. Просите помочь или сделать что-то, невзирая на качество исполнения. Возможно, у мужа еще нет навыка в домашних делах. Будет делать чаще — научится. За малейший успех хвалите. Что-то недоделал — приласкайтесь и... попросите доделать. Доделал — опять похвалите.
К сожалению, чаще всего за плохо сделанное ругают. Это вызывает в ответ раздражение и отказ вообще выполнять подобные поручения (имеет место эскалация конфликтогенов). Похвала действует несравненно лучше. После нее мужчина говорит обычно жене: «Что еще тебе сделать?». Похвала побуждает, в отличие от открытого принуждения к действию, неявно, то есть действует как скрытое управление. Мишенью воздействия является потребность мужа в положительных эмоциях.
Если же доделывать муж не хочет (устал, «некогда»), не настаивайте. Если можно отложить — отложите. Если нет, приступайте к активной защите.Такую защиту нужно вести очень осторожно, поскольку она предполагает элементы соперничества, нежелательные в семье.
«Расставить точки над i»можно несколькими способами. Первый: объяснить мужу, к чему приводит ваша перегрузка домашними делами. Если «не .сработает», продемонстрировать, насколько это плохо для самого супруга.
Например, муж отказывается сходить в магазин за продуктами (или сходил, но того, что нужно, не купил). Жена: «Я могу пойти и сама, но тогда ужин будет позднее». Многие мужья предпочитают отправиться в магазин...
Контрманипуляциявозможна несколькими способами.
Жена принимает .фактически предлагаемую мужем игру: тебе надо — ты и делай. К примеру, много раз просила мужа прибить (починить) что-то. Он все откладывает. Наконец она понимает: необходимо нечто неординарное, иначе это никогда не будет сделано. Она берет молоток или что-нибудь еще и сама пытается прибить (починить). Обычно мужчина не выдерживает и со словами «Иди на свою кухню» выполняет работу. Это «мягкая» контрманипуляция. Для сохранения дружеских отношений она намного предпочтительней, нежели «жесткие» контрманипуляции.
Манипуляция «Обиделся». Муж в ожидании того, что к нему обратится жена с просьбой, которую не выполнить неудобно, а выполнять не хочется, решает спровоцировать оскорбительное высказывание в свой адрес, после чего имеет право обидеться и не разговаривать с ней.
«Дорогая, ты не видела, где ключи?» Произносится это якобы виноватым тоном, с подтекстом: «Ты уж не сердись, я такой бестолковый, все время тебя отвлекаю».
Явная трансакция — «Коллега». Но тон, «пристройка снизу» задают скрытую трансакцию Д-Р («Недотепа») (рис. 2.15).
На последнюю и реагирует жена, отвечая трансакцией «Босс»: «Ослеп что ли, вон на трюмо лежат». Таким образом, ответ жены, который может удивить своей неожиданной грубостью, был спровоцирован мужем. Цель достигнута.
Мишенью воздействия
на адресата (жену) является ее несдержанность в выражениях. Приманкой — виноватый тон (позиция «Дитя»).
Уважительное отношение к супругу — основа долговременной защиты от подобных манипуляций. Защиты как в плане «техники», так и профилактики. Ведь манипулируют, когда не рассчитывают на уважительное отношение к своим желаниям.
Рис. 2.15
Манипуляция «Обиделась». Предположим,что именно жена заинтересована в некотором охлаждении отношений. Тогда она в ответ на какой-либо обыденный вопрос «заводится», сама отвечая какой-либо грубостью.
Если в предыдущем случае муж в ответ не сорвался иотвечает: «При чем тут ослеп? Что, тебя уж и спросить нельзя?»— следует новый выпад: «Вы с твоей мамочкой не упустите случая, чтобы сказать мне гадость!». Вопрос о «мамочке» является весьма болезненным, и если не обиделся он, считает себя вправе надуться она. Обмен репликами показан на рис. 2.16.
Рис 2.16
Обычно уже одно- или двукратное применение этого приема приводит манипулятора к цели.
Мишенью воздействия здесь является чувство собственного достоинства мужа. Приманкой — желание получить ответ на свой вопрос. Пассивная защита — вопрос мужа: «Ты чем-то расстроена?»; защита типа «точки над i»— вопрос: «Ты хочешь поссориться?».
Манипуляция «Если бы не ты...» Используется как женами, так и мужьями.
Жена: «Эх, зря я вышла за тебя. Вон Сашка— как за мной ухаживал, а сейчас он большой человек. А ты кто ? Молодость мою загубил!».
Цель манипуляции — создать чувство вины у мужа и управлять им: трансакция «Босс» (Р-Д) с целью, что муж примет это распределение позиций, отвечая трансакцией «Недотепа» (Р-Д).
А вот манипулятивное высказывание мужа: «Ты мне для работы никаких условий не создаешь. Если б не ты, давно бы уже диссертацию защитил!».
Трансактная схема здесь та же, что и при манипуляции со стороны супруги.
Мишень воздействия — традиционное для нашей культуры чувство долга: муж должен обеспечивать благосостояние семьи (включая жену), жена — обустраивать быт, заботиться о членах семьи (в том числе о муже). В качестве приманок выступает сравнение с другими семьями.
Поскольку подобные манипуляции чаще разрывают жены, приведем способы защиты для мужей.
Пассивная защита:«Я тебя не принуждал. Ты сама сделала свой выбор».
«Точки над i»:«Скажи прямо, что тебе от меня нужно?».
Примеры контрманипуляций мы не даем, так как они являются конфликтогенами, способными спровоцировать длительный конфликт в семье.
Жены могут защищаться по тем же схемам.
Манипуляция «Я отдала тебе лучшие годы жизни!». Уверен, найдется немало мужчин, которые слышали такое хотя бы раз.
Пассивная защита:«Что ты имеешь в виду?»(и далее углубляться в расспросы, уточнения).
«Точки над i»:«Зато получила взамен лучшие страницы моей сберегательной книжки!».
Контрманипуляция:«Не говори так! Страшно подумать, что меня ждет дальше!».
Манипуляция «Мнимый больной». Жене надоело выслушивать жалобы мужа, что ему мешают в его творческой работе, и она говорит: «Я с детьми поживу у родителей, а ты заканчивай свой труд, мы тебе мешать не будем».
Чтобы остановить жену, муж начинает жаловаться на плохое самочувствие, делать вид, что серьезно болен, ложится в постель, принимает лекарства. Понятно, что оставить его одного в таком положении жена не может. Отъезд к родителям отменяется.
Трансактный анализ показывает следующее. Чтобы воспрепятствовать отъезду супруги, муж занимает позицию «Дитя» (беспомощность), апеллируя к позиции «Родитель» (покровительство) со стороны жены. Трансакция мужа — Д—Р, жены — Р-Д.
Защитой от манипуляции «Мнимый больной» является настойчивое предложение измерить температуру, давление, вызвать скорую помощь, заставить выпить сильнодействующее лекарство. От одних подобных предложений манипулятору уже «становится лучше».
Манипуляция «Почему они, а не ты?». Эта манипуляция находится на вооружении у жен.
«Вчера я встретила твоего бывшего однокурсника. Помнишь, был такой... троечник-двоечник. По его шоферу и машине видно, что в большие люди выбился. И стало так стыдно за тебя! Ты ведь такие надежды подавал!»
Жена явно подталкивает мужа к активным действиям: чтобы пробился, занял более высокое положение, получил солидный оклад и т.п.
Мишень воздействия — потребность в самореализации. Приманка — уязвленное самолюбие. Здесь, безусловно, имеет место скрытое управление, но манипулятивно ли оно? Это зависит от ряда обстоятельств. Если добиться большего является и потребностью мужа, то есть отвечает и его желаниям, то такое подталкивание преследует цель компенсировать его недостаточную настойчивость в достижении желаемого. Если же нынешнее его положение мужа устраивает, а жена просто хочет получить больше от него, как от добытчика, то это уже манипуляция.
В этом случае защита типа «точки над i» должна положить конец подобным манипуляциям. Надо рассказать о реальном положении дел на работе и своих планах.
Манипуляция: муж — «громоотвод». Эта манипуляция весьма характерна для некоторых женщин.
Беседуют сослуживцы. Один из мужчин рассказывает, как он легко нейтрализует нападки жены, если она не в настроении: «Что-нибудь случилось, дорогая? Кто тебя расстроил?».
Реакция одной из женщин его удивляет:
— Так ей и поскандалить никогда не удается ? Бедная женщина! Сколько можно носитьв себе все накопившееся?!
Мы встретились здесь с женщиной-манипулятором, которая судя по всему, использует мужа в качестве громоотвода для своих эмоций. Не правда ли, эгоистический подход: собственное спокойствие за счет душевных травм мужа!
Манипуляция «Если бы ты меня любил...» Такая манипуляция имеет множество модификаций — от прямолинейных до нестандартных.
Жена мужу: «Видно, сосед из 46-й квартиры больше любит свою жену, чем некоторые. Посмотри, какую шубу он ей купил!».
Или вот другая, оригинальная. За ужином жена ставит на стол пирог с 15 зажженными свечами.
— Дорогая, чей день рождения мы сегодня отмечаем? — изумляется муж.
— Сегодня исполняется 15лет, как ты купил мне шубу.
«Свою машину ты любишь больше, чем жену!» Ревность к машине имеет различные проявления.
«Ты только и знаешь, что гробить все выходные на свою машину!» Или: «Если б не нужно было обедать-ужинать, ты бы, наверное, и жил в своем гараже».
Мы не называем это прямой манипуляцией, но элементы скрытого управления здесь присутствую!. Оно преследует цель добиться, чтобы муж уделял жене (семье) больше внимания. Они бы могли хотя бы в выходные пойти в гости, на выставку, на лоно природы и т.п. Если эти претензии справедливы, необходимо отнестись к ним с пониманием, пойти навстречу естественным пожеланиям жены.
Если же цели жены манипулятивны (например, создать у мужа чувство вины), то защита типа «точки над i»легко достигается встречными вопросами: «Машина старая, часто ломается. Кто ее будет чинить? Что ты предлагаешь? Отдать в ремонт? А где деньги взять?».
Манипуляция «А сам(а)-то ты...» Один из супругов допустил какую-то оплошность. Другой, если он тактичный человек, этого «не заметит», чтобы не усугублять состояние того, кто и так расстроен.
Но супруг-манипулятор непременно воспользуется случаем, чтобы как раз усугубить вину. Для этого достаточно акцентировать внимание на промахе, да еще и делать это с надрывом.
Муж и жена едут в автомобиле и врезаются в столб.
— Ты разбил машину!— кричит жена.
— Ну и что? А у тебя каждый день кофе подгорает!
Красноречивый пример того, как не дать другой стороне одностороннего психологического преимущества. Мишень воздействия — чувство вины. Приманка — конкретный промах, ошибка партнера.
Манипуляции без слов. Когда мужья, жены, наши возлюбленные по какой-либо причине ощущают себя несчастными, они могут заставить нас почувствовать, что мы в чем-то перед ними виноваты. Делается это и без слов: достаточно особого взгляда, демонстративного хлопанья дверью, красноречивого молчания или ледяного тона впросьбе выключить телевизор.
Мишень воздействия — чувство вины. Приманка — необычность поведения. Манипулятор занимает позицию «Дитя», предоставляя адресату этого воздействия считать себя виноватым в этом.
Разговор после ужина. Женщины накрепко усвоили, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. И чтобы склонить мужа к нужному решению, хорошо его перед тем покормят.
Мишенью воздействия здесь является физиологическое состояние человека после сытной пищи. Удовольствие от еды сопровождается выделением эндорфи-нов — «гормонов удовольствия». Они расслабляют организм, снижая нашу способность к сопротивлению.
С другой стороны, кровь приливает к желудку, обеспечивая напряженную работу его по перевариванию пищи. Тем самым обедняется кровоснабжение мозга (почему и появляется сонливость после плотного обеда или ужина). Человеку становится лень думать, искать контраргументы.
Приманкой здесь является то, что в таком расслабленном состоянии благодушия легче согласиться с предлагаемым, нежели спорить.
Этот женский прием относится, безусловно, к скрытому управлению. Однако мы не спешим назвать его манипуляцией. Здесь, как всегда, все зависит от цели, преследуемой женой. Одно дело, если цель — во благо самому мужу, детям, семье в целом, другое — ради получения только личной выгоды в ущерб другим членам семьи.
2.7. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Родителименьше всего прощают своим детям те пороки, которые сами им привили
Ф. Шиллер
Скрытое управление детьми в семье: цели и мотивы
Почему родители стремятся управлять детьми? Ответить на этот, казалось бы, тривиальный вопрос следует для того, чтобы понять место и роль скрытого управления и особенности манипулирования детьми в семье.
Родителями движут следующие основные мотивы:
1) желание добра своим детям в том смысле, как родители его понимают: предостеречь от болезней, несчастий, жизненных ошибок и драм; чтобы дети не повторяли, в частности, ошибок родителей; чтобы дать им надлежащее образование, воспитание, привить хорошие навыки — все то, что способствует успеху в жизни или хотя бы облегчает вхождение во взрослую жизнь;
2) желание видеть в детях лучшее свое продолжение: чтобы разделяли взгляды родителей по принципиальным вопросам бытия, чтобы шли дальше своих родителей. Этот мотив, как и первый, присущ в той или иной степени всем добропорядочным родителям;
3) самоутверждение себя за счет успехов ребенка;
4) решение своих психологических проблем за счет ребенка.
Первые два мотива носят в целом альтруистический характер, с изучения их мы и начнем. Третий и четвертый мотивы имеют манипулятивный характер. О них речь пойдет чуть ниже.
Чтобы достичь поставленных целей, родителям надо контролировать детей, то есть лишить их, хотя бы частично, самостоятельности. А это детьми воспринимается очень болезненно и встречает сопротивление, непослушание. Уже маленький ребенок пытается постоять за себя: «Я сам(а)!».
Дабы избежать конфликтов, вызываемых ограничением самостоятельности и свободы ребенка, родители и вынуждены прибегать к скрытому управлению им. Оно не носит манипулятивного характера, если исходит только из интересов ребенка. Но может быть и манипуляцией, если родители при этом получают односторонние выгоды, как, например, в случае своего самоутверждения за счет успехов ребенка, если эти успехи достигаются во вред его здоровью. А уж о решении личных психологических проблем за счет детей и говорить не приходится.
Примеры скрытого управления детьми
Переключение внимания. Этот прием альтруистического управления часто используется в отношении младенцев: когда у ребенка в руках оказывается, скажем, острый предмет, попытка отобрать его сопряжена с еще большей опасностью. Один из действенных способов — показать ребенку что-нибудь более привлекательное. Тогда он, потянувшись за новой вещью, сам разожмет ручку.
Скрытая угроза. Родитель догадывается, что в школе ему наверняка сообщат что-либо не очень хорошее о его чаде. Однако идти туда без вызова желания нет.
Перед тем как сделать поручение сыну (дочери), от которого он (она) может отказаться, родитель говорит: «Давненько я не был у тебя в школе. Может, выбрать время, сходить...» Вскоре после этого он обращается к ребенку с поручением. Тот обычно соглашается. Ведь если отказаться, то отец (мать) разозлится и найдет время для посещения школы, а там, конечно, услышит такое, что станет поводом для серьезного наказания.
Мишенью воздействия здесь является боязнь ребенка быть наказанным за школьные грехи. Приманкой — возможность уйти от нежелательного сейчас обострения отношений, исполнив поручение. Трансактная схема первого обращения родителя изображена на рис. 2.17, а. Второе обращение (рис. 2.17, б) — явная трансакция Р-В, но скрытая Р-Д — отложилось в памяти, ребенка.
Этой схеме соответствуют скрытые угрозы и в других ситуациях, когда предполагаются «грешки» со стороны детей.
А вот пример замаскированного шантажа.
Мать говорит сыну: «Если ты не подтянешься в учебе, скрывать это от отца уже не удастся. А ты его характер знаешь...»
Мишень воздействия — страх наказания. Приманка— неведение отца (действительное или мнимое) о неуспехах сына в школе. Трансактная схема та же, что и на рис. 2.17, а.
«Взрослый» подход. Примеров тут может быть множество. Приведем один из них.
«У меня нет денег на твои карманные расходы! Впрочем, если ты сходишь в магазин за продуктами и по пути сдашь бутылки, то деньги за них будут твоими».— «Да-а, там очередь...»— «Но другой возможности у меня нет».— «Ладно уж, пойду».
Мишень воздействия — желание подростка иметь карманные деньги. Приманка — возможность их получить.
Явная трансакция Р-В дополнена скрытой В-В (рис. 2.18, а): взаимоотношения деловых партнеров — деньги надо заработать. Первоначально подросток пытается проигнорировать скрытую трансакцию, отвечая лишь на явную: Р-В. Однако настойчивость родителя заставляет отреагировать на деловой подход: В- В (рис. 2.18, б).
Стимулирующее сравнение. Подобной трансакцией родители пользуются довольно часто.
«Брат учится лучше тебя, а новые джинсы просит не так часто, как ты!»— говорит кто-нибудь из родителей. Мишень воздействия — чувство вины за слабую учебу и свою просьбу: Р -Д. Приманка — «Будешь учиться лучше, тогда и о джинсах поговорим» (В—В: деловой подход, рис. 2.19).
Отсроченная похвала. Такой прием тоже «срабатывает» довольно часто.
«Все во дворе и мы с отцом восхищаемся соседским парнем. Он такой вежливый!» — говорит мать.
Мишенью воздействия
является потребность ребенка, подростка в уважении, признании. Приманка — легкость достижения: ничто не дается нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как вежливость. Трансактная схема изображена на рис. 2.19.
Воодушевляющая критика. Вомногих .случаях она оказывается продуктивной.
«Я так гордилась тобой после родительского собрания по итогам первой четверти! Целую неделю, как на крыльях, летала. Классная руководительница очень хвалила твои способности и старания».
Упрек в снижении школьных успехов среди похвал не выглядит обидным.
Апелляция к своему нездоровью. Используется как понуждение к какому-либо действию со стороны ребенка.
«Всякий раз, когда в дневнике плохая оценка или записано замечание, у меня сильно разбаливается сердце. Не отлучайся тогда из дома, а то вдруг и «скорую» некому будет вызвать. С этим шутки плохи. Останешься без мамы...»
Мишень воздействия — любовь ребенка к матери. Приманка — страх лишиться ее. Побуждение к действию — приносить хорошие оценки.
Разговаривая на равных (В-»В), мать одновременно скрыто встает (рис. 2.20) на позицию «Родитель» (В—Р). Действительно, если ребенок будет исходить из высоких требований к себе, хорошо учиться (позиция Р), то это защитит ее от сердечных расстройств. Не подтянется в школе — придется дежурить возле матери (позиция покровительства, то есть опять позиция Р).
Рис. 2.20
Мотивация к учебе. Приведем лишь один поучительный пример.
Мальчик не хотел учиться читать. Родители организовали ему письмо от понравившейся ему девочки с приглашением на день рождения. Получив его, он просил родителей прочесть, а те все отнекивались — некогда.
Наконец прочли и узнали, что день рождения ее уже прошел. Сын страшно переживал, но после этого потребовал учить его читать. И занимался с большим интересом! Подтвердилась замечательная мысль Льва Толстого, что истинное обучение начинается лишь тогда, когда у обучаемого возникает проблема и учеба отвечает на вопрос, как эту проблему решить.
Апелляция к чувству любви к родителям. Вот один из возможных диалогов:
— Дочка, любишь ли ты свою маму?
— Конечно, мамочка. А почему ты спрашиваешь ?
— Видишь ли, когда любят, то берегут, стараются не расстраивать.
— А чем я тебя расстроила ?
— Сама посуди... (излагаются претензии). Так, любит меня моя дочь или нет ?
Диалог проходит в три стадии. На первой осуществляется «пристройка» на эмоциональном уровне: Д-Д (рис. 2 21,а). Следующий обмен репликами — на рациональном уровне: В-В (рис. 2.21, б). Заключительное замечание содержит обращение и к В, и к Д: первое — на явном уровне, второе — на скрытом (рис. 2.21, в).
На схеме видно, как постепенно мать постепенно переходит с позиции Дна позицию Р.
«Заочная» похвала. Вомногих случаях она оказывается весьма действенной.
Родители в разговоре друг с другом или с кем-то из посторонних (с гостями или по телефону) хвалят своего ребенка за какой-то его успех или хорошее поведение. Тонкость состоит в том, что говорится это не при ребенке, но так, чтобы он мог «нечаянно» услышать.
Любая похвала является сильнейшим средством управления человеком. Тем более детьми, которые более эмоциональны и потребность у них в положительных эмоциях значительно выше. (Не случайно дети, ведущие себя более естественно, смеются раз в 20 чаще, чем взрослые.)
Однако заочная похвала действует даже более эффективно, нежели похвала открытая. Последняя представляет собой прямое управление, и дети довольно быстро «раскусывают» это, подсознательно чувствуя искусственность некоторых (по крайней мере) похвал.
Заочная похвала лишена этого недостатка. Кроме того, она показывает, что родители хвалят в глаза не всегда, когда ребенок этого заслужил, а в особых случаях. Значит, отсутствие похвалы еще не означает неодобрения. Тем самым родители избавлены от необходимости хвалить за каждую мелочь, а положительных эмоций у ребенка от общения с родителями становится больше, что очень важно для их душевного здоровья.
Заставить услышать свои доводы. Вот один из возможных способов.
Юноша (подросток) нетерпелив, вспыльчив, не желает выслушивать родительских замечаний. Возникает повод для серьезного разговора. Родитель пишет для себя все аргументы для разговора с сыном, что тот собирается сделать поступок, грозящий большими осложнениями. Кладет свою записку туда, где она «нечаянно» попадется на глаза сыну. Прочитав ее, сын отказывается от своего намерения.
Мишень воздействия — любопытство, приманка — желание разгромить доводы родителя в предстоящем разговоре, заранее ознакомившись с его тезисами.
Найти путь к примирению. Иногда это требует нетривиальных действий, без долгих разговоров.
Мать и дочь разругались, не разговаривают. Обеих это тяготит. Но главное, что беспокоит мать,— дочь может натворить глупостей, о которых всю жизнь будет жалеть.
Она пишет отчаянное письмо, где ей удалось найти слова к сердцу дочери, с которой они живут вместе. Прочитав его, дочь в слезах бросается в объятия матери и просит у нее прощения.
В этом случае, как и в предыдущем, родителям приходится искать пути воздействия на детей, обычная коммуникация с которыми была по разным причинам затруднена.
Способ прекратить игру. Ниже описаны действия умного родителя — не окриком либо принуждением.
Ребенок разыгрался и не хочет ложиться спать. Один из родителей подключается к нему и вводит в игру сюжет, который вскоре приводит к ее окончанию. Обсуждая на равных перипетии игры, ребенка укладывают спать без каких-либо протестов с его стороны.
Родитель добился аттракции путем вхождения в игру, что ребенок охотно принял (рис. 2.22, а). Взяв на себя
управление игрой, родитель осуществляет скрытую трансакцию Р—Д, которую ребенок, увлеченный игрой, автоматически принимает (рис. 2.22, б). Игра закончилась, родитель начинает укладывать ребенка, тот подчиняется (взаимная трансакция Р-Д), при этом продолжается (рис. 2.22, в) обсуждение игры (Д-Д).
Мнимый запрет. Вот один из примеров.
Ребенок мешает матери заниматься уборкой квартиры. На улицу идти не хочет. Тогда мать, сделав одно-два замечания за что-нибудь, грозит: «На улицу не пущу!». У ребенка сразу же возникает желание погулять. А поскольку он еще и упрям, то начинает настаивать. Мать «нехотя» уступает, оговаривая и еще какие-либо условия.
Мишенью воздействия в данном случае является желание ребенка поступать по-своему. Приманкой — феномен «запретного плода», который всегда сладок. Запрет матери — это трансакция Р—Д. Ребенок фактически принимает это распределение позиций (скрытая трансакция Р-—Д: чувство протеста против запрета и необходимость получить разрешение матери). Но на явном уровне — отношение В-Р, то есть требование, обращенное к рассудку матери: он знает, что нередко его упрямство побеждает. Она приходит к мысли, что разумнее уступить (рис. 2.23, а). Ребенок торжествует: взаимная трансакция В-Р при сохранении скрытых трансакций (рис. 2.23, б).
«Накажи себя сам». Вподобных случаях родители исходят из знания детской психологии.
Ребенок провинился и осознает это. Родитель предлагает ему самому назначить себе наказание.
Практика показывает, что дети выбирают обычно не менее строгое наказание, чем предлагали родители, а нередко— и более строгое. Почему?
Ответ дает трансактный анализ. Взаимные трансакции, означающие признание вины, изображены на рис. 2.24, а; родитель на них — слева. Предложением выбрать наказание он осуществляет «пристройку рядом» Р- Р. Гордый доверием, ребенок играет роль «Родителя» по-настоящему. При этом прежние явные трансакции перешли в скрытые: чувство вины осознается обоими участниками (рис. 2.24, б).
«Оденься потеплее». Нередко родители переходят к открытому управлению, что вызывает столь же явное сопротивление. Вот типичная ситуация.
Подросток отправляется в школу холодным утром, легко одевшись.
«Надень сейчас же куртку! Холодно, ты простудишься».— «Не хочу!»— «Я знаю, что говорю! Нужно слушать родителей!»— «Не буду!»
Враги сошлись в битве. Если ребенок покорится, он будет чувствовать себя обиженным и строить планы, как наказать родителей, как им отомстить. Возможно, он и наденет куртку, но отойдя от дома, снимет. Так что, родитель победил?
А что будет, если в споре победит не мать, а подросток? Тогда мать будет сердиться и мысленно ругать отца, которому наплевать на поведение и здоровье ребенка... День у нее наверняка сложится скверно. И виной всему ее попытка открыто управлять подростком. Более вдумчивая мать, предвидя подобные сложности (которые знакомы всем родителям, опасающимся, что ребенок может простудиться), найдет другой подход: «Ни ты, ни я не хотим, чтобы ты простудился? Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и сам реши, что делать». При таком подходе ребенок скорее всего скажет: «Хорошо, я надену свитер». Хорошее настроение у обоих. Что же произошло? Просто они пошли навстречу друг другу, при этом каждый чуть уступил, то есть достигнут компромисс.
Трансактный анализ хорошо иллюстрирует различие между двумя подходами в традиционных спорах, как одеться ребенку. При силовом варианте мать осуществляет «пристройку сверху» Р-Д (требование подчиниться).
При варианте, приведшем к компромиссу, мать осуществляет «пристройку рядом» (В-В), при этом имеет место скрытая трансакция Д- Р (предложение самому принят решение). Естественно, такой расклад позиций льстит ребенку, и он отвечает трансакцией Д-Р, позиция Р помогает ему принять требуемое решение (рис. 2.25).
«Садись за уроки!» Авот другая, не менее часто встречающаяся ситуация.
Подросток (для определенности — сын) сражается с родителем (отцом) из-за домашнего задания. Он никак не хочет садиться за него. Тем более что во дворе собирается ватага для футбольного сражения. Отец же обеспокоен,
Рис. 2.25
что игра затянется и сын сядет за уроки поздно вечером, когда на качественное выполнение их рассчитывать не приходится.
Ситуация довольно типичная. Одна из особенностей детской психики состоит в том, что получение сиюминутного результата для ребенка несравненно более значимо, чем отдаленного, даже существенно более важного. Поэтому дети чрезвычайно настойчивы, добиваясь удовлетворения своих желаний. На них не действуют аргументы, связанные с будущим: «Сначала сделай уроки, потом пойдешь играть!», или «Будешь так относиться к школе, не станешь тем, кем мечтаешь».
Это не означает, что не надо приводить подобные аргументы. Просто нужно помнить об особенностях детей и облегчать им преодоление этого барьера. Например, приучать их к режиму дня, где определенные часы всегда отводятся на школьные домашние задания.
Если же подобный режим не установлен, вступать в единоборство со школьником в каждом подобном случае — непростая задача. Заставить силой сесть за уроки? Можно представить, каково ему будет при этом слышать возбужденные крики друзей-футболистов. Просто уступить его желанию поиграть — тоже нельзя.
По-видимому, и здесь стоит пойти на компромисс.
— Я прекрасно тебя понимаю, но, когда затемно футбол закончится, ты не сможешь хорошо сделать уроки.
— Смогу!
— Тебе на уроки нужно два с половиной часа. После девяти вечера ты уже ничего не соображаешь. Кроме того, надо поужинать. Значит, не позднее шести нужно сесть за уроки. Игра к этому времени наверняка не закончится.
— Я приду в шесть.
— Ты можешь заиграться и «прозевать» это время.
— А вы меня позовете.
— Это невозможно: я должен отлучиться по делам, а мама еще не вернется.
— А давай я на своих часах заведу звуковой сигнал на шесть!
— Хорошо. По только договоримся: если в шесть ты не будешь за уроками, впредь будешь ходить гулять только после того, как сделаешь их
--Договорились!
Когда подростка заставляют, это выражается трансакцией «Босс» (Р-Д). Она подчеркивает зависимое положение ребенка. Противодействие его желанию поиграть вызывает сильнейшее сопротивление.
Иное дело в нашем случае. Отец осуществляет «пристройку рядом», обращаясь к рассудку подростка. Одновременно с помощью скрытой трансакции В--Д идет апелляция к желанию подростка поиграть (рис. 2.26, а). Это желание определяет весь его настрой, поэтому он сам называет меры по выполнению поставленных отцом требований. Принятие подростком окончательного решения соответствует скрытой трансакции Д--Р (рис. 2.26, б).
Уступка, сделанная отцом, куда лучше, чем регулярные конфликты по поводу выполнения домашних заданий, которые знакомы многим родителям.
Способ направить ребенка к стоматологу. Девушка-подросток боится идти к стоматологу, спасаясь от зубной боли таблетками.
«Доченька, у тебя неприятный запах изо рта,— говорит мать. «Это от зуба». — «Может мне завтра утром, взять тебе талончик к врачу?»— «Ну, сходи...»
Наутро: «Вставай,, солнышко, а то опоздаешь к врачу. Час стояла в очереди и взяла талончик пораньше, потому что с утра зуб у тебя не так болит, как после обеда. Вставай, доченька».
Мишенью воздействия на дочь явилось ее желание нравиться. Приманкой — возможность избавиться от неприятного запаха, а заодно и от боли. Еще одной приманкой послужила готовность матери достать талончик: рано или поздно дочери пришлось бы самой вставать ни свет, ни заря, чтобы получить его. Приманкой было и то, что согласие сходить к врачу требовалось «на завтра», а не «прямо сейчас». Наличие талона — побуждение к действию: если им не воспользоваться, самой потом придется его доставать.
Как видим, удачно избранная мишень воздействия и ряд приманок позволили подвести дочь к нужному шагу. Трансактная схема изображена на рис. 2.27.
Рис. 2.27
«Почетная капитуляция». Еще Блез Паскаль, выдающийся ученый, заметил, что ничто так не уменьшает готовность к сопротивлению, как условия почетной капитуляции.
Дочь и родители никак не могут прийти к согласию относительно ее свидания. Ей только 15 лет, но она очень хочет ехать на ночной сеанс кино на машине с 19-летним парнем. Родители не могут отпустить ее.
— Вы не отпускаете меня даже в кино! — манипулятивно протестует девочка.
Мать не соглашается:
— Дело не в кино, а в том, что ты окажешься в беззащитном положении, если он захочет взять тебя силой.
— Он не такой!
— Ты же его практически не знаешь. Не думай, что изнасилование — это только с другими. Это может случиться и с тобой. Многие мужчины считают, что, раз девушка согласилась ночью остаться один на один, значит она уже согласна сопротивляется для виду.
— Вы просто мне не доверяете!
— Мы предполагаем такую ситуацию.
Отец предлагает несколько вариантов: он готов на машине встретить их после кино и развезти по домам; или пусть они идут вчетвером, взяв с собой старшего брата с его подружкой.
Дочь выбирает последний вариант. И хотя немного недовольна, но врагами родителей не считает.
Свое несогласие родители выразили не в категоричной форме, а предложили два альтернативных варианта. Любому человеку льстит, что окончательное решение остается за ним.
Девочке приходится «капитулировать» (отказаться от своего первоначального намерения), но решающее слово (выбор варианта) остается за ней.
Трансактная схема состоявшегося диалога изображена на рис. 2.28. При явной трансакции «Коллеги» (В- В) родители контролируют ситуацию, вынуждая дочь подчиниться требованиям морали и рассудка (P- B), а не желанию (позиция Д).
Рис. 2.28
Несколько слов о пользе компромиссов. В рассмотренных выше случаях родители добивались успеха благодаря следующим обстоятельствам:
1) осуществляли к ребенку «пристройку рядом»: В -В, всячески стараясь не подчеркивать позицию Р, соответствующую их положению; позиция Р, если она ибыла, то в скрытом виде;
2) искали компромисс вместо прямого принуждения (вновь уход от явной позиции Р и «пристройки сверху»).