Виды конфликтов и управление его развитием

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся ее отдельной части; зарождающиеся, зрелые или угасающие.

В зависимости от количества и уровня участниковконфликты делятся на:

§ внутриличностные, т.е. индивидуальные конфликты, характеризующиеся столкновением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей;

§ межличностные, т.е. конфликты между отдельными людьми;

§ конфликты между личностью и группой;

§ межгрупповые, т.е. конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней: от небольших неформальных до крупных организаций.

По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт);между ниже стоящими и выше стоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт).

В зависимости от количества причин выделяютсяоднофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина, имногофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а такжекумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

По причинам и функциональному содержанию: экономические, технические, технологические, социальные.

По последствию: положительные (функциональные, конструктивные), отрицательные (деструктивные).

В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.

При разрешении межличностных конфликтов используют следующие методы: игнорирование конфликта, метод односторонних уступок, метод двусторонних уступок (компромисс), силовое разрешение или соперничество, сотрудничество.

При разрешении деловых производственных конфликтов используются приемы:

1. Установление совместных интегрированных систем и механизмов вознаграждения и ответственности.

2. Четкое разграничение обязанностей, полномочий и ответственности.

3. Изменение состава участников.

4. Использование властных полномочий.

10. Процесс принятия управленческих решений

Эффективность функционирования системы во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Под управленческим решением понимается выбор цели, а также средств и методов ее достижения в конкретной области деятельности.

Наиболее распространенными являются следующие критерии классификации:

1) по функциональному содержанию (плановые, организационные, контролирующие, прогнозирующие);

2) по характеру решаемых задач (сфере действия – экономические, организационные, технологические, технические и т.д.);

3) по характеру организации разработки (единоличные, коллегиальные, коллективные);

4) по характеру целей (текущие, тактические, стратегические);

5) по степени определённости информации, принимаемые в условиях неопределённости, в условиях риска, в условиях определённости.

6) по причинам возникновения (ситуационные, программно-целевые, инициативные, эпизодические, по распоряжению)

7) по длительности реализации (долгосрочные, краткосрочные).

К управленческим решениям предъявляются определенные требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач.

1. Директивность – обязательность его исполнения. Она обеспечивает полномочность руководителя.

2. Всесторонняя обоснованность решения.

3. Своевременность.

4. Необходимая полнота содержания.

5. Полномочность.

6. Согласованность с принятыми раньше решениями.

7. Действенность, конкретность и четкость изложения.

8. Целеустремленность – цель это необходимый и желательный результат процесса управления, действия.

Наши рекомендации