Уровни развития психики в филогенезе
Уровни развития психики | Основные параметры | Результат психического отражения | ||||
Характер связи с объектом | Источник активности | Необходимые условия психического отражения | Внутренний | Внешний | ||
Уровень недифференцированной чувствительности | Непосредственное воздействие биологически значимых свойств среды | Первичное психическое «прарефлек-са» | Сигнальный характер биологически значимых свойств среды | Чувствитель-ность к биологически значимым свойствам среды | Биологически значимые свойства среды | |
Сенсорный уровень | Непосредст-венное воздействие свойства объекта на нейрофизиологический субстрат | Эмоциональ-ная составляющая ощущения | «Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей» | «Отпечаток» свойства объекта в нейрофизиоло-гическом субстрате | Собственно ощущение («чувственное представление») биологически значимого свойства объекта | |
Перцептив-ный уровень | Внимание в ситуативных звеньях инстинктивного поведения | Эмоциональ-ная составляющая перцепта и су кцесси вно-ситуативного внимания | «Узнавание» на уровне врожденных «биологических смысловых связей» | Объектная фиксация | Перцептив-ный образ («чувственное представление») биологически значимого объекта | |
Интуитивно-избирательный уровень | Предметное чувство, связанное с устойчивым надситуатип-ным мотивом | Эмоциональ-ная состав-ляющая предметного чувства и производных (ситуативных) эмоциональ-ных явлений | Память, воображение, элементарные формы мышления | Рефлексия предметного чувства | Субъективно- избирательноезнание биологически значимого объекта | |
Интуитивно-сущностный уровень | Сущностное предметное чувство (сущностный мотив) | Эмоциональ-ная составляющая сущностного предметного чувства и производных (ситуатив-ных) эмоциональных явлений | Память, воображение, мышление и речь | Рефлексия сущностного предметного чувства | Субъективно-сущностное знание жизненно значимого объекта | |
Мы проследили развитие психики от ее начальной, зародышевой формы (нерасчлененной чувствительности) до психики человека, обладающего способностью познавать суть предметов и явлений, проникать в тайны мироздания. Какие важные для нас выводы можно сделать из рассмотрения филогенеза психического?
Прежде всего, отметим, что, зародившись как целостный функциональный орган, ориентирующий организм в среде при достижении предмета потребности (жизненно необходимых условий среды), психика на всех уровнях своего развития, включая уровень человека, остается в функциональном отношении единым целостным образованием, выполняющим ту же задачу. Неизмеримо усложняются потребности и соответствующие им мотивы, психика дифференцируется на сложные, внешне независимые друг от друга системы, но суть остается той же: все эти сложные системы, функционируя как целостное психическое, направляют активность индивида, обеспечивая осуществление его тоже неизмеримо усложнившейся жизни.
Другой важный вывод: филогенез психики представляет собой процесс закономерных преобразований, подчиняющийся диалектическому закону отрицания отрицания. Имея отправной точкой допсихическую форму отражения, связанную с непосредственным материальным взаимодействием живых организмов со средой (ассимилятивные биохимические процессы), психика в своем историческом развитии проходит ряд закономерных качественных изменений, достигая на уровне человека тоже непосредственного, но противоположного по содержанию отражения, основанного на духовном единении с предметом потребности.
Наконец, третий и самый важный вывод: филогенез психики показывает, что именно в психике человека является собственно человеческим, присущим только человеку. Напомним, что на каждом уровне развития психики она включает в себя все образования, свойственные предыдущим уровням. Однако главным, определяющим является то, что свойственно данному уровню в качестве средства обеспечения жизнедеятельности. Для человека как вида этим главным являются сущностные для него связи с миром, посредством которых происходит духовное единение с предметом потребности и обретается знание его сути.
Именно благодаря развитию сущностных мотивов в антропогенезе сформировалась система знаний и вместе с человек как вид, обладающий речемыслительным социогенным сознанием. В связи с этим при рассмотрении онтогенеза психики мы будем уделять особое внимание факторам, влияющим на развитие сущностных сторон жизни человека.
Глава 3. Мотивация