Примерная тематика выступлений
1. Сущность и содержание организационного поведения
2. Теории психоанализа
3. Теории бихевиоризма
4. Теории гуманистической психологии
5. Свойства личности и поведение
6. Социально-психологические особенности, способности и качества личности
7. Модели поведения (характеристик ) личности Айзенка , Кеттела, Голланда, Алексеева-Громовой
8. Модели поведения личности МакГрегора, авторитарная, коллегиальная и др.
9. Традиционные и новые концепции лидерских качеств. Харизма.
10. Понятие и формирование имиджа делового человека
11. Понятие, виды и структура группы
12. Формирование группового поведения в организации
13. Корпоративная культура, ее разновидности и развитие
14. Поведенческий маркетинг
15. Управление нововведениями в организации
16. Организационное поведение на этапах жизненного цикла группы (коллектива)
17. Деловые коммуникации в организации
18. Перцепция (восприятие, формирование идеальной модели) в деловых коммуникациях
20.Интеракция (взаимодействие в общении) в деловых коммуникациях
Б. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При выполнении практической части сначала надо изучить тему, а затем выполнять задания. Основные понятия даны в начале каждой темы.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Организационное поведение (ОП) – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний.Следовательно, методология ОП состоит из теории, исследований и практики.
Предметом организационного поведения являются закономерности поведения и движущие силы, которые определяют поведение людей в условиях совместного труда и межличностного общения. Система ОП основана на триединстве личности – коллектива - и организации.
Цели организационного поведения – это:
– систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;
– анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;
– прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
– создание организации, работающей на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов. Основную теоретическую часть организационного поведения представляют различные теории и модели.
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 1
Студентам предлагается выполнить два задания: одно иззаданий 1.1 – 1.5 (на выбор) и задание 1.6.
Задание 1.1.
Проанализировать и ранжировать свои личностные терминальные и инструментальные ценности по М. Рокичу и С. Пантелееву.
Задание 1.2.
Определить свой тип личности по А. Адлеру.
Задание 1.3.
Определить свой тип личности по Юнгу.
Задание 1.4.
Определить свой тип личности по Фромму.
Задание 1.5.
Определить свой тип личности по Мак Грегору.
Задание 1.6.
ТЕСТ «Иерархия потребностей личности по А.МАСЛОУ»
Определите наиболее значимые для вас потребности в соответствие с теорией А.Маслоу. Предлагаемые в тесте утверждения имеют семь вариантов.
При рассмотрении вопросов необходимо выбрать один из наиболее подходящих вариантов ответов, характеризующий Ваше поведение или Ваше отношение к событию, и записать его на листке бумаги в соответствии с номером вопроса.
Варианты ответов на поставленные вопросы:
Полностью согласен +3
Согласен +2
Больше согласен, чем нет +1
Не знаю 0
Почти не согласен –1
Не согласен –2
Совершенно не согласен –3
Вопросы
1. Заработная плата обычно повышается тому, кто хорошо выполняет работу.
2. Более детальное описание выполняемой работы является полезным, так как работник точно знает, что от него ожидают.
3. Работникам необходимо периодически напоминать, что от их работы зависит конкурентоспособность организации.
4. Руководитель должен уделять большое внимание сохранению физического состояния работников.
5. Руководитель должен затрачивать много усилий для создания благоприятной, дружеской производственной атмосферы среди подчиненных.
6. Индивидуальная способность к более качественному выполнению работы имеет большое значение для работника.
7. Обезличенная ответственность часто приводит к притуплению ее восприятия работником.
8. Работники хотят верить, что их профессионализм и знания пригодятся в работе.
9. Для закрепления работников на предприятии важным фактором являются выплаты выходного пособия при увольнении и страховые программы.
10. Почти каждую работу можно сделать более стимулирующей и интересной.
11. Многие работники не готовы признать превосходство другого в том, что они делают.
12. Руководитель может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы.
13. Гордость за работу - существенное вознаграждение для исполнителя.
14. Работники хотят считать себя лучшими в том, что касается выполняемой работы.
15. Взаимоотношения в неформальных группах - необходимое условие хорошей работоспособности коллектива.
16. Персональное стимулирование с помощью премий улучшает качество выполняемой работы.
17. Возможность общаться с высшим руководством значима для работника.
18. Работники заинтересованы в минимальном контроле при составлении программы работы и ее реализации.
19. Безопасность работы важна для работника.
20. По мнению работников, наличие хорошего оборудования - необходимое условие успешной работы.
Ключ к тесту
1. Определите алгебраическую сумму набранных Вами баллов в соответствии с таблицей 1 по видам потребностей.
Потребность «самовыражение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 10, 11,13,18.
Потребность «уважение» оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 6, 8,14,17.
Социальные потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 5, 7,12,15.
Потребность в безопасности оценивается суммой баллов ответов на вопросы: 2, 3,9,19.
Физиологические потребности оцениваются суммой баллов ответов на вопросы: 1,4, 16, 20.
2. В таблице 2 нанесите точки в соответствии с полученными результатами подсчетов.
3. Соединив точки отрезками прямой линии, получите график потребностей, характерный для Вас.
Например, после суммирования ответов Вы получили:
– самовыражение = 7;
– уважение = 6;
– социальные потребности = 1;
– потребности в безопасности = 3;
– физиологические потребности = 7.
График в соответствии с этими результатами представлен в таблице 1.
Полученный график показывает, что для отвечающего наиболее значимыми потребностями являются потребности самовыражения и физиологические (по 7 баллов), а наименее значимыми – социальные. Такой человек нацелен на индивидуальную интересную для него работу, не очень заинтересован в работе в коллективе.
Таблица 1. График результатов
Физиологические потребности (1,4,16,20) | Потребности в безопасности (2,3,9,19) | Социальные потребности (5,7,12,15) | Уважение (6,8,14,17) | Самовыражение (10,11, 13, 18) | |
-12 | |||||
-10 | |||||
-8 | |||||
-6 | |||||
-4 | |||||
-2 | |||||
+2 | |||||
+4 | |||||
+6 | |||||
+8 | |||||
+10 | |||||
+ 12 |
ВЫВОД:
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводят в тупик.
Выделяют следующие кадровые качества работников:
1) Профессиональные качества
а) общие профессиональные знания, профессиональная эрудиция
б) умения и навыки выполнения должностных обязанностей
в) опыт, позволяющий решать профессиональные задачи
2) Деловые качества:
а) целеустремленность
б) ответственность
в) честность
г) добросовестность
д инициативность
е) компетентность
ж) настойчивость
з) решительность
и) самостоятельность
к) обязательность
л) требовательность к себе и другим
м) умение постоять за коллектив
3) Личностные качества:
а) интеллект
б) мотивационная направленность
в) эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, темперамент
г) память
д) способность к обучению
е) гибкость в общении
ж) способность понимать других
з) продуктивность
и) работоспособность
Кроме того, качествами, которые обуславливают эффективность руководства, являются доминантность (преобладание), уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность (способность творческого подхода), предприимчивость, ответственность и надежность в выполнении задания, независимость, общительность, а также нравственно-психологические качества (личное обаяние, справедливость, благожелательность, честность и порядочность, искренность, неподкупность, чувство долга, требовательность к себе и окружающим, настойчивость).