Индивидуальное консультирование
Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не готовым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травмирует человека: разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нару-
шения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыть все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызывали стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно выслушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.
Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в общем виде включает в себя следующие этапы:
1) установление контакта с клиентом;
2) выяснение причин, побудивших обратиться за помощью к кон
сультанту;
3) анализ, оценку и диагностику проблемы насилия с точки зрения
клиента и консультанта;
4) совместное формулирование проблемы и определение целей кон
сультирования ;
5) установление стратегии и плана действий (альтернативы и реше
ния);
6) оценку результатов консультирования и установление обратной
связи.
Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования, быть катализатором и фасилитатором, облегчающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтернативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используется для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем [22, 28,40].
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
1) во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента;
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье
Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...
2) во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия,
которые от него ожидаются, будут способствовать и соответство
вать удовлетворению его потребностей и интересов;
3) в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по
зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по
ложительное отношение, и отвергают, не принимают позицию
того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Проведение консультирования предполагает обязательное соблюдение следующих базовых принципов:
1) принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна
ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти
рования в рамках конкретного научного подхода или научной
школы;
2) принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли
ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
манере понимать и интерпретировать ситуацию;
3) принцип психологической безопасности, предписывающий кон
сультанту действия по созданию психологически комфортной
ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас
ности;
4) принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю
щий конкретность решения четко обозначенных проблем;
5) принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
с проблемой;
6) принцип профессиональной мотивации и компетентности [40, 51].
Процесс индивидуального консультирования неповторим в каждом конкретном случае. Однако существуют общие закономерности, которые способствуют достижению положительных результатов в процессе оказания психологической поддержки лицам, пострадавшим от насилия.
Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. К ним можно отнести особый характер взаимоотношений в распределении ответственности, видах сопротивления, переносе и контрпереносе.
«Особые» отношения между специалистом и потерпевшим характеризуются эмпатией, доброжелательностью и готовностью разделить ответственность за эмоциональные проблемы клиента. При остром переживании травмы насилия клиент обычно нуждается в высокой доле сердечности, эмпатии и заботы со стороны окружающих. Важным моментом в правильной организации отношений является знакомство с клиентом. С первых минут консультант стремится установить психологический контакт, означающий обоюдное принятие доверия, уважения, симпатии. Контакт со специалистом обеспечивает безопасную атмосферу, в которой клиент может обратиться к своему болезненному и травматическому опыту без страха быть непонятым или услышать осуждение в свой адрес.
Умение устанавливать контакт с самыми разными людьми является важнейшим профессиональным умением психолога и социального работника. Стадия установления контакта может занять время от нескольких минут до нескольких встреч и, соответственно, идти параллельно со следующими этапами работы. Как правило, клиенты испытывают напряжение и беспокойство перед первой встречей со специалистом. Показателями установления контакта является физическое и эмоциональное раскрепощение человека, его готовность рассказывать о себе, делиться переживаниями.
Нередко люди, подвергающиеся длительному семейному насилию, привыкают таить от окружающих свою боль. Недоверие таких клиентов бывает не легко преодолеть. В процессе взаимодействия с клиентом психолог не должен принуждать клиента к рассказу. Терпеливое и доброжелательное отношение специалиста, его готовность задавать наводящие вопросы, умение снять скованность и принять сильные переживания потерпевшего являются залогом эффективной коммуникации с ним. Настрой на контакт с клиентом может занимать 15 минут, но по энергозатратам эти минуты равны часу тяжелой физической работы (К. Роджерс).
Если клиент переполнен чувствами, то его стремление выговориться может максимально сократить время установления контакта. В таком случае не следует перебивать клиента. Рекомендуется выслушать его на позициях принятия его чувств и с минимальным давлением.
Из четырех основных стилей общения (светского, контролирующего, поискового и доверительного) доверительный стиль является ведущим. Этот стиль коммуникации основан на открытом обсуждении темы. Общение нередко связано с высоким уровнем психоэмоционального