Бескова Ирина Александровна
Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ)
Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН
В авторской редакции
Художник: В.К.Кузнецов
Технический редактор: Ю.А.Аношина
Корректор: А.А.Смирнова
Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.
Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.2001.
Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 0,00. Уч.-изд. л. 11,89. Тираж 500 экз. Заказ № 007.
Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Т.В.Прохорова
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина
Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14
[1] Это связано с тем, что символ, по самой своей природе, представляет собой конструкт, используемый для репрезентации с помощью обыденных средств человека тех пластов реальности, которые превосходят его обыденные возможности постижения.
[2] Несмотря на декларируемую адаптивную ценность особей с запретом на инцестное поведение.
[3] “Известна ли нам какая-либо генетическая ситуация, в которой происходит быстрый выход из "опасного" состояния гетерозиготности, скажем, всего за два поколения? Такая ситуация может создаваться, когда брат и сестра наследуют от одного из своих родителей одну и ту же перестройку и производят в инцестном браке гомозиготное потомство. В этой группе гомозигот фертильность опять была бы нормальной, тогда как скрещивания в общей популяции дали бы только гетерозиготных потомков, имеющих пониженную плодовитость. Следовательно, этот механизм воздвиг бы эффективный репродуктивный барьер, что создало бы наилучшие условия для постепенного становления нового вида… Может ли быть так, что новые виды приматов берут начало от одной пары особей? Или более конкретно: реально ли, что все человеческие существа происходят от одной предковой пары? Как это ни удивительно, миф об Адаме и Еве как паре прародителей человечества может со временем получить научное обоснование”. – Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. М., 1990. Т. 3. С. 14-15.
[4] Зона Брока и зона Вернике – участки мозга, связанные с продуцированием и распознаванием речи.
[5] Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 3. М., 1990. С. 33-34.
[6] Подчеркну: в естественных условиях, а не в условиях лабораторного эксперимента!
[7] Т.е. доминантных, представителями которых у людей и окажутся вожди племени.
[8] Подчеркнем: именно внешнее, а не способность заботиться о самке и о потомстве (как пишут в англоязычной литературе, “склонность выполнять социальный контракт”), не меньшая (или большая – кому что нравится) агрессивность, не особые душевные или мыслительные достоинства, а именно особенности внешнего облика.
[9] Lumsden Ch., Gushurst A. Gene-Culture coevolution: Humankind in the making // Sociobiology and Epistemology. Dordrecht, 1985. P. 9.
[10] Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982. С. 267.
[11] Так Э.Уилсон утверждает, что различные формы верований будут удерживаться и распространяться в сообществе, если они способствуют повышению адаптивных возможностей человека. Т.е. их полезность должна обнаруживать себя как совокупный результат в целом возрастающей приспособленности членов сообщества (Wilson Е.О. On Human Nature. Cambridge-L., 1978. P. 175).
[12] Адаптивная ценность связана с более высокой интенсивностью размножения, или относительно более высокой выживаемостью потомства, или такой ситуацией, когда совокупный эффект смертности и скорости размножения выражается в увеличении числа выживающих потомков.
[13] Wilson E.O. On Human Nature. P. 176-177. Ср. также: “Мозг существует, т.к. он обеспечивает выживание и умножение генов, направляющих его формирование. Сознание есть средство выживания и размножения, а разум – это лишь одна из разновидностей техники” (Wilson Е.О. Sociobiology: New Synthesis. Cambridge, 1975. P. 2).
[14] Это ограничения, налагаемые на возможные пути развития мыслительных структур субъекта его генетическими предрасположенностями.
[15] Lumsden Ch.J., Gushurst A.C. Gene-Culture Coevolution: Humankind in the Making // Sociobiology and Epistemology. P. 7.
[16] Bouchard Th.J. Whenever the Twain Shall Meet // The Sciences. Sept./Oct. 1997. P. 54.
[17] Ruse М. Evolutionary Epistemology: Can Sociobiology Help? // Sociobiology and Epistemology. Boston, 1985. P. 252.
[18] “Теория, наиболее широко распространенная среди биологов, заключается в том, что индивиды эволюционировали, чтобы максимизировать вероятность выживания не для себя, а для их генов, и что они достигали этого за счет репродукции и передачи потомкам и другим носителям их собственных генов”. – Alexander R.D. The Biology of Moral Systems. N.Y., 1987. P. 38.
[19] “Обсуждение культуры в этом эссе осуществляется в терминах поведения, а не идей, верований и чувств, потому что именно поведение влияет на репродуктивный успех непосредственно. Идеи, верования и чувства, с точки зрения поведенческой биологии, важны в той мере, в какой они воздействуют на поведение”. – Irons W. Cultural and biological success // Evolutionary Biology and Human Social Behavior: An Anthropological Perspective. North Scituate, 1979. P. 9.
[20] “Совершенно разные множества приблизительно одинаковых (близких) механизмов могут вести к тому, что оказывается одной и той же целью у разных индивидов или разными целями у того же самого индивида в разное время и в разных обстоятельствах”. – Ibid. P. 18.
[21] Symons D. A critic of Darwinian anthropology // Ethol. Sociobiology. 1989, 10. P. 131-144.
[22] Crauford Ch. Evolutionary psychology: Counting babies or studying information-processing mechanisms // Evolutionary perspectives on human reproductive behavior. N.Y., 2000. P. 24-25.
[23] Hass R.G., Chudhary N., Kleyman E., Nussbaum A., Pulizzi A., Tison J. The relationship between the theory of evolution and the social sciences, particularly psychology // Evolutionary perspectives of human reproductive behavior. N.Y., 2000. P. 11.
[24] Ibid., P. 11.
[25] Адаптации понимаются как “множества процессов решения, которые делали для предковых организмов возможным анализ в терминах издержек-преимуществ, осуществлявшийся в ответ на специфическое множество параметров среды, и которые организовывали конечные процессы согласно этим параметрам таким образом, чтобы гены, опосредующие адаптацию, могли выжить и репродуцироваться в состязании с альтернативными генами”. – Crauford Ch. Evolutionary psychology: Counting babies or studying information-processing mechanisms. N.Y., 2000. P. 26.
[26] Поскольку нас в данном случае интересует возможность объяснения когнитивной эволюции за счет фенотипической специфичности особи-носителя, случайная мутация Х должна быть такова, что в плане внешности особи-носителя она проявится в виде качества Р, но она же (в перспективе) будет лежать в основе нового когнитивного свойства.
[27] А дальше уже вступают в действие психологические механизмы, обеспечивающие восприятие таким образом выделенной (распознанной) особи как особенно привлекательной для брачного взаимодействия.
[28] Chandler J.L.R., Van De Vijver G. Preface // Closure. Emergent organizations and their dinamics. N.Y., 2000. P. IX.
[29] Van De Vijver G. Identification and psychic closure. A dynamic structuralist approach of the psyche // Closure. N.Y., 2000. P. 2.
[30] Князева Е.Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход // Эволюция, язык, познание. М., 2000. С. 227.
[31] Взаимовлияние и взаимосвязь телесного и психического в человеке, отражение внутренних, ментальных, характеристик во внешнем облике рассматриваются в психосоматике и психологии телесности.
[32] Надо иметь в виду, что связь психического и телесного не является односторонней и не ограничивается влиянием психики на тело. Постепенно устойчивый способ реагирования становится автоматическим и вызывает соответствующий отклик на ментальном уровне.
[33] Все эти вопросы детально прорабатываются в психологии телесности в связи с возможностью вызывать благоприятные психологические изменения, воздействуя на мышечную структуру человека. В частности, специалисты выявляют корреляции между внешним видом субъекта, характерными для него паттернами мышечного реагирования (включая предпочитаемые позы и телодвижения), а также фундаментальными параметрами личности (личностный тип, пережитые психотравмы и даже среда, в которой человек формировался). См., например, Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999; Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М., 1998.
[34] Понятия “энергия”, “заряд”, “разрядка” являются ключевыми в телесно ориентированной психотерапии А.Лоуэна. Этот подход предполагает рассмотрение происходящего в человеческом теле, как одной из форм проявления динамики энергетических процессов, другой формой проявления которых являются ментальные процессы. (См., напр., Лоуэн А. Биоэнергетика. СПб., 1998.).
[35] Усилий – не в плане каких-либо действий или телодвижений, а в плане самопринуждения.
[36] Имеется в виду определение понятия “гармония”.
[37] Принципом удовольствия, по А.Лоуэну.
[38] “Если сталь поместить внутри магнитного поля, она становится магнитом. Если вспомнить, что наши тела созданы из тканей, обладающих проводимостью, а также то, что мы находимся в магнитном поле Земли, то можно вполне обоснованно предположить, что наши тела подобны магниту” (Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. Секреты практики цигун. К., 1997. С. 73.)
[39] “Когда говорят, что ци является Инь или Ян, это значит, что эта ци слишком сильна или слишком слаба для конкретной ситуации. Это относительный, но не абсолютный признак... Чтобы говорить об определенном уровне ци в теле, за точку отсчета следует брать уровень, при котором человек чувствует себя наиболее приемлемо в данных конкретных обстоятельствах” (Там же. С. 67-68.).
[40] И это, кстати говоря, так и есть: данные об аборигенах Африки, бушменах Австралии, о неординарных формах восприятия левшей при некоторых видах мозговых нарушений, а также в особых состояниях сознания (медитативные практики, психотехники и др.) подтверждают такое предположение.
[41] Имеются эмпирические подтверждения того, что такая система действительно существует. В частности, лечебные воздействия китайских медиков на биологически активные точки, расположенные на меридианах движения ци в организме, дают замечательный оздоровительный и лечебный эффект. Вот, например, как об этом пишет специалист в области цигун-терапии: “В организме человека ци циркулирует по меридианам (каналам), это традиционное понятие в восточной медицине, не имеющее анатомического аналога. Связать систему меридианов с анатомией человека и увидеть ее практически невозможно, однако говорить о мистическом происхождении каналов нельзя, так как из века в век, воздействуя на организм больного человека посредством системы меридианов, восточные медики добивались прекрасных результатов. Это не отрицают и европейские специалисты, изучавшие основы восточной медицины”. (У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. СПб., М., 2000. С. 18.).
[42] См.: Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 359-364.
[43] См. данные Т.А.Доброхотовой и Н.Н.Брагиной в их книге “Левши”. (М., 1994.).
[44] Чрезвычайно интересный материал, относящийся к данной проблеме, можно найти в книге О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. М., 1996. (Это история женщины, заболевшей шизофренией, самостоятельно излечившейся от тяжелого недуга, и с тонкой наблюдательностью и самоиронией поведавшей об этом периоде своей жизни.).
[45] Канетти Э. Масса и власть. С. 359-364.
[46] Там же.
[47] См. в The Sciences. January/February, 2000. P. 44.
[48] Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985. С. 40.
[49] Там же. С. 43, 46.
[50] Там же. С. 42.
[51] Там же. С. 42.
[52] Эта идея подробно разрабатывается основоположниками теории нейро-лингвистического программирования Бендлером Р. и Гриндером Дж. См. их книгу “Структура магии”. СПб., 1993. Т. 2.
[53] Хорошая иллюстрация мироощущения человека на ранних стадиях его эволюции см.: Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. С. 31: “Маленький, немощный, много спящий, т.е. большей частью бессознательный, он плавает среди своих инстинктов подобно животному. Выношенный и рожденный великой Матерью Природой, взлелеянный ее руками, он, несмотря ни на что, предоставлен ей полностью. Он – ничто, мир – все. Мир укрывает и кормит его, в то время как он сам едва ли чего желает или что-то делает. Ничего не делая, он инертно лежит в бессознательном, просто существуя в неисчерпаемом сумеречном мире, все его потребности легко удовлетворяются великим кормильцем – таково это раннее, блаженное состояние”.
[54] Об этом хорошо сказано у Судзуки: как только ты осознаешь происходящее, оно больше не происходит. Человек только тогда глубинно взаимодействует с миром, когда перестает осознавать это взаимодействие. До тех пор, пока остается хоть малейшее место для осознания того, что с тобой происходит (не важно, осознание ли это угасания твоего сознания, понимание, что вступил в подлинный контакт с миром и видишь вещи в их “таковости”), этого с тобой не происходит. – См.: Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев, 1996. С. 43-44.
[55] Это тот же уровень абстракции, который имеют в виду, когда говорят об универсальных силах, именуемых еще “стихиями”: у греков это огонь, вода, земля, воздух; у китайцев – дерево, огонь, почва, металл, вода. Встречается, также, название “первоэлементы”. Например, “Каждый первоэлемент – это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке”. (У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. СПб., 2000. С. 15.).
[56] У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. С. 32.
[57] Достаточно подробный анализ разных подходов см., например, Уилбер К. Никаких границ. М., 1998.
[58] Когда я говорю “субъект становится объектом” я не имею в виду буквального, физического, превращения. Речь идет о способности ощущать и переживать процессы, происходящие в другом, как собственные, внутренние, “во мне самом совершающиеся”. И когда происходящее с другим и в другом становится происходящим с тобой и в тебе, то это равносильно тому, что ты стал этим другим.
[59] Сатпрем. Мать. Новый вид. Т. 2. СПб., 1997. С. 195-213.
[60] Хотя на самом деле и первый мир не исчезает, и второй не появляется. Мир один и тот же. Изменяются те составляющие (объекты) мира, которые оказываются резонансными по отношению к новым параметрам излучения-сознания человека.
[61] Уилбер К. Никаких границ. М., 1998.
[62] “Установлено, что обезьяны обладают способностью собирать орудия из частей, различать такие понятия, как форма и цвет, и даже узнавать себя в зеркале. В ходе экспериментов человекообразные обезьяны проявляли удивительные умственные способности. Вопрос о том, почему они не пользуются ими в условиях дикой природы, озадачивает многих исследователей. Вероятно, обезьяны используют свои способности не для конструирования орудий или решения головоломок, а для достижения успеха в рамках социальной структуры своей группы, что увеличивает их шансы оставить большее число потомков”. – Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. М., 1990. С. 29.
[63] Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991. С. 431.
[64] Кстати, на мой взгляд, именно в таком мироощущении причина отсутствия других времен, кроме настоящего, в некоторых примитивных языках.
[65] Как показал еще З.Фрейд, первым принципом, регулирующим отношения живого существа с миром, является принцип удовольствия. Принцип реальности, предполагающий функционирование в условиях отсроченного удовольствия, а иногда и вообще неудовольствия, формируется гораздо позднее.
[66] Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. С. 92.
[67] Соответствующие выводы делаются в психологии телесности. В частности, см.: Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
[68] Ламберт Д. Доисторический человек. С. 92.
[69] Например, на больших глубинах, куда солнечный свет совсем не проникает, и где царит полная темнота, единственной основой коммуникативного взаимодействия является люминесценция. Собственное свечение глубоководных обитателей сообщает не только, что перед вами живой объект, но и о его внутреннем состоянии.
[70] “Сенсорная система мотыльков очень чувствительна к сигналам, генерируемым летучими мышами. Частотный спектр и громкость всех звуковых сигналов закономерно меняются с увеличением расстояния. Именно эту информацию и способны различать нейроны мотылька. Одни из этих нейронов отвечают импульсами на звуковые сигналы летучей мыши, спектральные и энергетические характеристики которых соответствуют удаленностям, превышающим 40 м. В этом случае мотылек просто меняет направление полета и удаляется от источника звуков. При сигналах, характеристики которых свидетельствуют о том, что хищник находится на расстоянии менее 10 м., активизируется другая группа нейронов. В результате запускается совершенно иная поведенческая программа: мотылек начинает внезапно менять направление полета. "Нырки" и броски из стороны в сторону резко затрудняют летучей мыши ее задачу, т.к. ее эхолотный принцип локализации основан на экстраполяции положения и удаленности распознанного объекта”. (Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 58.).
[71] Любищев А.А., Гурвич А.Г. Диалог о биополе. М., 1998.
[72] Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 73.
[73] Вот как об этом пишут китайцы: “Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал – инь и ян, – соперничающих и дополняющих друг друга” (У Вэйсинь. Секреты цигун-терапии. СПб., 2000. С. 24.).
[74] Подобно тому, как младенец вначале постигает мир, пробуя все на вкус. (И здесь мы видим онто- и филогенетические параллели, которые, в свою очередь, имеют и символическую представленность.).
[75] Вот как психологически выглядит этот феномен: “Предположим, что в вас существует бессознательный лжец, и вы познакомились с человеком, который нагло врет. Вы можете распознать лжеца в другом человеке, поскольку вы сами лжец. В противном случае вы не распознаете лжеца в другом человеке. Распознать определенное качество в другом человеке можно только тогда, когда вы обладаете эти качеством и знаете, что чувствует человек, когда врет”. – Франц фон М.-Л. Алхимия. СПб., 1997. С. 36.
[76] Понятие, используемое в китайской традиции для передачи (выражения) эффекта избыточного присутствия энергии ци. Соответственно, “охлаждение” означает недостаток энергии для нормального протекания процессов (как в организме, так и в среде).
[77] Имеется в виду следующее: в китайской традиции считается, что для нормального, гармоничного функционирования организма важно не только то, чтобы все его органы получали нужное количество энергии, но и чтобы она, условно говоря, была необходимого “знака”: некоторые системы преимущественно иньские (например, система почек), другие – янские (система толстого и тонкого кишечника). И если энергии приходит достаточно, но она не того качества, то одни органы будут перегреваться (в западной традиции этому понятию примерно соответствует представление о воспалительном процессе), другие – остывать (онкология).
[78] Только такое состояние позволяет достичь просветления, проживать каждый момент в режиме “здесь и теперь”, воспринимать окружающее ярко, насыщенно, адекватно.
[79] Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992. С. 587-588.
[80] Франц М.-Л. фон. Психология сказки. СПб., 1998. С. 237.
[81] “В течение всей нашей жизни нам говорится, что нам не разрешено открыто выражать себя, и мы ставим здесь скобку, там тиски и еще застежку, вскоре наши тела полны ментальных и физических заторов. К тому времени, когда мы становимся взрослыми, мы ощущаем себя настолько зажатыми, что наши тела не могут больше уступать. Мы спотыкаемся, ушибаемся, становимся оболочками, которые постоянно обороняются от внешнего. Мы манипулируем собой, чтобы подогнать себя под какие-то шаблоны, и, как результат, наши тела обороняются от неестественных наслоений” (Чунлян Ал Хуан. Обнимая тигра, возвращаюсь к горе. Сущность Тай-цзи. М., 1996. С. 120).
[82] Понять, в какой степени каждый из нас живет, подчиняясь принципу реальности, а в какой – принципу удовольствия, легко, если обратить внимание на то, преимущественно в каких выражениях мы формулируем свои намерения. Если это “я должен (должна)”, “мне необходимо”, “следует сделать то-то и то-то”, то это – верный признак того, что мы функционируем на базе принципа реальности, слишком многое в нашей жизни пытаясь взять под сознательный, волевой контроль. Само по себе это было бы не так уж и страшно, если бы не одно обстоятельство: любое принуждение вызывает спонтанное желание противодействовать ему. Это значит, что, адресуя самим себе подобного рода приказы, мы сами же провоцируем возникновение и рост сопротивления внутри себя. И это сопротивление мы вынуждены преодолевать, еще мощнее задействуя свою волю. Но усиление давления вызывает еще большее сопротивление. Как видим, получается замкнутый круг, который преодолевается только благодаря постоянному насилию над собой, и которое мы не замечаем только потому, что оно стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Что в такой ситуации можно сделать? Для начала: попытаться отследить моменты возникновения суждений долженствования, а далее попытаться заменить их на “Я хочу”. Это, как ни странно, не так уж противоестественно: если в нас возникло некое побуждение, пусть и формулируемое в форме приказания, что-то в нас самих на самом деле хочет (именно хочет!), чтобы искомое действие совершилось. Более того, “устойчивые обязательства (как раз и выражаемые в форме долженствования. – И.Б.) являются сигналом, что вы делаете что-то такое, относительно чего вы не признаете, что хотите это делать”. – Уилбер К. Никаких границ. М., 1998. С. 106.
[83] Еще раз подчеркну: высвобождение, уменьшение зажимов продуктивно и не разрушительно тогда, когда оно происходит вследствие осознания-проживания в себе самом пагубности лично и конкретно для себя того, от чего человек решает отказаться. А вовсе не как результат культивирования вседозволенности.
[84] Ардов В. Коварный лунатик // Советский юмористический рассказ 20-30 годов. М., 1987. С. 71.
[85] Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 359-364.
[86] “Развитие эго в нашей культуре проходит через выбор между хорошим и плохим, правым и неправым, нравящимся и несимпатичным. Плохое, неправильное и несимпатичное неизбежно оказывается в тени, становится ужасным. Вскорости подавленная сторона вытесняется; архетип тени, обладающий в потенции разрушительной силой, “инстинктом ко злу” или “деструдо”, активируется негодными импульсами повседневной жизни. Чем более правым я делаюсь, тем больше тень насыщается противоположными мотивами, доходя до крайностей доктора Джекила и мистера Хайда. Поскольку тень является фигурой архетипической, а не просто ширмой для подавления, то она выступает живой личностью со своими намерениями, чувствами и идеями.
Сохраняя невинность и собственную правоту в эго-сознании, я задвигаю тень во мрак, которому она принадлежит архетипически, как дьявол изображению ада или преступник ночной фантазии” (Хиллман Д. Архетипическая психология. СПб, 1996. С. 39.).
[87] Вспомним буддийское: “Просто позволь событиям течь”.
[88] Ведь вот интересно: мы говорим в отношении восприятия человека, что это мир средних размерностей, и не удивляемся этому, и не отрицаем того, что существует многое, не воспринимаемое нами. Но точно также мы можем сказать, что мир жизни человека – это мир тонкой пленки живого, образовавшейся на поверхности Земли. Однако это не означает, что ею и исчерпывается все богатство форм жизни, точно также как возможностями нашего “среднеразмерного” восприятия не исчерпывается разнообразие того, что в принципе может быть воспринято, и, между прочим, нами же (только при определенных условиях – в том числе, и с использование научных приборов, и при определенных обстоятельствах – допустим, в измененных состояниях сознания).
[89] Вот яркое выражение мироощущения такого человека: “…Все становится обманом, "да" превращается в "нет", добро – в зло, воля к очищению – в еще большее помутнение, жажда универсализации – в еще более тягостную темницу, стремление к преобразованию – в полное затемнение, ведь дорога неведома, и нам неизвестно, что происходит; мы даже не знаем, к чему стремиться, а чего избегать… когда мы исчерпаны до дна, истощены от усталости (но и усталость-то эта, может быть, фальшива), изнемогаем от того, что вокруг – одни невозможности, когда нас осаждают бесконечные бурлящие мысли, и мы, как пьяные, едва идем в тумане боли…” – Сатпрем. Мать. Новый вид. СПб., 1997. С. 192.
[90] Мать говорила, что если в человеке остается хоть малейшее сопротивление происходящему и воспринимаемому, он просто не выдержит той колоссальной мощи энергии, которая начинает течь через него. Она разрушит, расплавит его. Только полный внутренний покой, собранность и в то же время расслабленность позволяют выдержать встречу с энергиями альтернативной реальности. Зато, если человек смог создать условия для подобного взаимодействия, он ощущает такое счастье, такую полноту жизни, любви и постижения, которые ему не доводилось переживать в “нашем” мире.
[91] Сатпрем. Мать, или Новый вид. СПб., 1997; его же. Мать, или Мутация смерти. СПб., 1997.
[92] Термин “самость” в данном случае используется не в положительном юнгианском смысле, как целостность, высшая степень реализации личности, а в буддийском, как отгороженность от мира иллюзорными барьерами независимости от него.
[93] Я говорю о Я-тенденции, имея в виду склонность рассматривать происходящее в мире с точки зрения того, каково происходящее “лично для меня”.
[94] Мать многократно отмечала, что эго, самость являются той силой, которая выбрасывает человека из взаимодействия с миром гармонии и мгновенно погружает его в наш мир расщепленности и дисгармонии. И хотя она это не только превосходно осознавала, но и отследила на своем опыте, буквально прожила в себе, все равно ей не удавалось достаточно долго удерживать состояние несамосознательности. В какой-то момент пробуждалось эго, и она оказывалась “выброшенной” в наш мир.
[95] Я употребляю это понятие как собирательное: это могут быть и жрецы, и вожди, и духовные подвижники.
[96] Между прочим, сам факт того, что человек пытается, делает его попытки безуспешными.
[97] Это, как ни странно, действительно метод. В частности, им нередко пользуются животные. Например, запертая в клетку крыса, желая освободиться, хаотично тычется в разные предметы, пока не обнаружит тот, который ответит на ее воздействие. Тогда процент случайных хаотических действий уменьшается, и она начинает преимущественно тыкать и толкать поддавшийся воздействию предмет или его составные части. Так крысам удается открывать задвижки и покидать самые хитроумные ловушки.
[98] Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.-Л., 1930.
[99] Кстати, о страхе нового или неофобии. Были проведены экспериментальные исследования, в ходе которых крыс помещали в новую для них клетку с ящиком внутри. Крысы демонстрировали познавательное поведение: ощупывали ящик вибриссами, обнюхивали его, толкали, залезали на него. Если их сначала помещали в клетку, а через два часа приносили ящик, то они проявляли большее беспокойство: не сразу решались приступить к обследованию нового предмета, начинали суетиться, вели себя возбужденно. Но наибольший стресс крысы испытывали, когда ящик вносили после того, как они успевали привыкнуть к своему окружению, например, через двое суток после их водворения в клетку. В этом случае резко возрастало агрессивное и половое поведение. Проходило длительное время, прежде чем они решались приступить к обследованию нового объекта.
Все это, на мой взгляд, дает представление о тех чувствах, которые должен был пережить человек, встретившись с совершенно новым для него миром. Те объекты, с которыми он столкнулся сразу, вероятно, вызвали ориентировочное поведение. Те, которые оказались в сфере его внимания спустя некоторое время, обусловили большее беспокойство. Те же, которые стали появляться позднее, когда он уже успел привыкнуть к своему окружению, должны были вызывать просто настоящий страх. А ведь это, фактически, вся последующая эволюция. Если помним, у крыс этот страх компенсировался за счет более выраженного агрессивного и полового поведения. Ничего не напоминает?
[100] Для сравнения: примитивное мышление вообще не задается этим вопросом. Вспомним работу Эванс-Притчарда, в которой он показал, как примитивы реагируют на попытки западного человека доискаться корней происходящего. Так называемое, “восточное мышление” демонстрирует другую особенность: там происходящее воспринимается как некая констелляция событий, определенным образом между собой, безусловно, связанных, но вовсе не обязательно причинно-следственными отношениями. Эта сеть взаимоувязанных событий рассматривается как проявление принципа синхронии. (Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. СПб., 1998).
[101] Имеется в виду то, что за изменением характера излучения человека последовало изменение параметров объектов, откликающихся на такое воздействие. Раньше объект “отзывался” как целостная сущность, поскольку к нему приходило излучение целостной сущности. После разделения внутреннего мира человека на противоположности “отзываться” на его излучение стали отдельные аспекты объектов. Таким образом, целостная и адекватная картина оказалась невозможной в результате непосредственного усмотрения. Сейчас мы можем ее пытаться восстановить, узнав, что присутствуют такие-то противоположные тенденции, и они определенным образом взаимодействуют в данном объекте. Но это опять мыслительная процедура. Это опять результат домысливания, реконструкции, а не непосредственного постижения в собственном опыте.
[102] Ее сторонники (Я.Гримм, В.Гумбольдт, В.Шлейхер и др.) считают, что речь развилась не из фонем, рассматриваемых нами сейчас как элементарные неделимые звуки, а из конгломератов звукосочетаний, которые воспринимаются сегодня как “нечленораздельный звук”. Предполагается, что шумовые сигналы, как наиболее примитивные, были первичными в эволюции звуковой сигнализации, и именно на их основе, путем отсечения одних и усиления других компонентов (прообразом этого процесса, на мой взгляд, может выступать процесс ритуализации поведения у животных), возникли тональные сигналы. Например, Г.Н.Симкин предлагает такую последовательность развития систем сигнализации: первичный шумовой сигнал – скрежет – скрип – тональный сигнал (Симкин Г.Н. Акустический сигнал и система сигнализации мелких млекопитающих // Зоологический журнал. 1969. Т. 48. Вып. 4. С. 579-586.).
[103] Силаева О.Л., Вараксин А.П., Ильичев В.Д. Имитационные взаимоотношения между человеком и животными. Акустический анализ. М., 1999.
[104] Там же. С. 13.
[105] Форманта – максимум концентрации энергии в звуковом спектре.
[106] Там же. С. 17.
[107] Акустический анализ показал, что фонемный сигнал “говорящей”птицы, сформированный на основе прототипного сигнала человека, отличается от сигнала последнего по целому ряду параметров. Среди них: распределение энергии основного тона по периодам (у птицы она сосредотачивается в одном из конечных периодов, у человека – в срединных или в их первой трети), превосходство сигнала птицы по вариативности (колебание формантных пиков по частоте внутри одного сигнала, колебание по длительности между разными сигналами) и др.
[108] Там же. С. 35.
[109] Там же. С. 37-38.
[110] Там же. С. 27.
[111] Там расположен аппарат третичной гностической коры, в которой объединяется работа зрительных, осязательно-двигательных и слуховестибулярных отделов мозга.
[112] Лурия А.Р. Романтические эссе. М., 1996. С. 187.
[113] Там же. С. 185.
[114] Там же. С. 190-191.
[115] Разумеется, это не относится к людям, профессионально подготовленным для интерпретации языка тела, а также особенно чувствительным, восприимчивым личностям.
[116] Лурия А.Р. Романтические эссе. С. 22.
[117] Там же. С. 24.
[118] Там же. С. 52.
[119] Там же. С. 68-69.
[120] Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974. С. 100.
[121] Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М., 1996. С. 87.
[122] Там же. С. 90.
[123] Не хочется называть их сверхъестественными, потому что ничего сверхъестественного в них нет. Это мы их зачастую воспринимаем подобным образом, т.к., во-первых, не понимаем их природы, и, во-вторых, совершенно справедливо замечаем, что большинство людей ими не обладают. А поскольку для нас “типичное”, “естественное” и “свойственное большинству членов сообщества в обычных условиях” – это одно и то же, то, разумеется, эти способности начинают выступать как “сверхъестественные”.
[124] Диметилтриптамин. Т.Маккенна характеризует его следующим образом: “Даже истинные психонавты внутреннего космоса не так уж часто прибегают к ДМТ, поэтому необходимо сказать о нем хотя бы несколько слов… Галлюцинации, которые вызывает ДМТ, длятся от трех до семи минут и бывают необычайно своеобразны. Они до того причудливы и сильны, что даже самые рьяные поклонники галлюциногенов их, как правило, избегают. Тем не менее, ДМТ – наиболее распространенный и часто встречающийся из природных галлюциногенов; туземные племена, населяющие тропики Южной Америки, используют его либо как основу для своих галлюциногенных снадобий, либо в чистом виде. Как продукт метаболизма растений, он никогда не встречается в природе в концентрациях, близких к тем, которые имеет лабораторный продукт. Однако южноамериканские шаманы, используя различные химические соединения, усиливающие действие ДМТ, умудряются выходить на тот уровень забвения реальности, который дает чистый препарат” (Маккенна Т. Истые галлюцинации, или быль о необыкновенных приключениях автора в дьявольском раю. Киев, 1996. С. 20-21.).
[125] Там же. С. 22.
[126] Там же. С. 23.
[127] Психической адекватностью.
[128] Маккенна Т. Истые галлюцинации. С. 76.
[129] Характерно то, как психотерапевты оценивают всякого рода “особые способности”: “…Ей грозит перспектива стать ясновидящей, с неизбежной в таких случаях долей безумия”. – Франц М.-Л. фон. Психология сказки. СПб., 1998. С. 191.
[130] Маккенна Т. Истые галлюцинации. К., 1996. С. 94-95.
[131] “Можно задаться вопросом о том, как художник углубляется в дух изображаемого растения, если, например, речь идет о знаменитой картине XIII века, на которой Моккей (Му-цзи) изобразил гибискус? Эта картина сейчас считается национальным сокровищем и хранится в Киото в храме Дайтокудзи. Секрет в том, чтобы стать растением. Но как человек может стать растением? Оказывается, само уже стремление человека нарисовать растение или животное подразумевает, что в нем есть что-то соответствующее этому растению или животному. Если это действительно так, он вполне может стать объектом, который желает изобразить.
На практике это достигается посредством интроспективного рассмотрения растения. При этом сознание должно быть полностью свободно от субъективных эгоцентрических мотивов. Оно становится созвучным Пустоте, или таковости, и тогда человек, созерцающий объект, перестает осознавать себя отличным от него и отождествляется с ним. Это отождествление дает возможность художнику чувствовать пульсацию жизни, которая проявляется одновременно в нем и в объекте. Вот что имеют в виду, когда говорят, что субъект теряет себя в объекте и что не художник, а сам объект рисует картину, овладевая кистью художника, его рукой, его пальцами”. – Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев, 1996. С. 43-44.
[132] Маккенна Т. Истые галлюцинации. С. 100.
[133] Там же. С. 101.
[134] На наименее исследованных притоках Амазонки “ходят упорные слухи о неком магическом веществе, которое искусные шаманы выделяют из своего тела. Оно якобы помогает им врачевать, творить чудеса и добывать сведения, которые невозможно получить никаким из обычных способов. Как волшебные зеркала, знакомые нам по сказкам, волшебные жидкости из бытующих в джунглях поверий – это окна, позволяющие заглянуть в далекие времена и края”. – Там же. С. 103.
[135] Там же. С. 101.
[136] Именно поэтому в культуре, и экзотерической, и эзотерической, такое большое значение придается знанию имени. В примитивных сообществах существуют ритуалы, связанные с процедурой присвоения имени. Тайна имени хранится и оберегается от посторонних, поскольку считается, что, зная имя, можно навредить его носителю. Поэтому нередко подлинным именем человека вообще не называют, чтобы оно не стало известным недоброжелателям. Богов также избегают называть по имени (особенно в тех случаях, когда их боятся), употребляя разные иносказательные обороты.
[137] Подробнее об этом см.: Бескова И.А. Язык символов как эпистемологический феномен // Эволюция, язык, познание. М., 2000. С. 156-161.
[138] Чтобы не усложнять текст, будем пока говорить только об одной из возможных форм репрезентации содержаний – символической, т.е. о символах, выраженных в языке, хотя сказанное справедливо и для “образных символов”.
[139] Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев, 1996. С. 43.
[140] Доброхотова Т.А., Брагина Н.П. Левши. М., 1994. С. 129-142; Они же. Проблема “мозг-сознание” в свете современных представлений о функ3иональной асимметрии мозга // Мозг и сознание. М., 1990. С. 87-88; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 359-364.
[141] Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). М., 1997.
[142] Следует учитывать, что практически все психические процессы являются сложными по функциональной организации и обеспечиваются тесным взаимодействием обоих полушарий. Причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и структуры ее организации. Поэтому можно говорить лишь о парциальной доминантности левого полушария у правшей и правого – у левшей.
[143] Или фантастические объекты, полученные в результате сочетания разных параметров объектов физического мира – как я потом покажу, это ничего не меняет.
[144] В традиционной модели этого нет: там человек зачастую использует готовый, уже существующий, объект для выражения искомого содержания.
[145] Конечно, вопрос об авторстве в символизме обычно не ставится в явной форме, за исключением тех случаев, когда символ относительно недавнего происхождения и история его возникновения примерно просматривается. Тем не менее, автор у символа должен быть, если мы не предполагаем, что они переданы человечеству богами или героями. Да и в этом последнем случае указывают, через кого было передано такое знание. Например, знание рун было получено в ходе шаманской инициации скандинавским героем богом Одином после того, как он девять дней (в ходе шаманского посвящения) провисел вниз головой на ясене Иггдрасиль.
[146] А она обязательно будет выступать как случайная, даже если сам автор исследования будет настаивать, что понимает ее как необходимую, до тех пор, пока не будет показано, в чем именно ее необходимость, какова конкретно природа этой связи.
[147] Текст здесь понимается в широком смысле: как форма передачи некоторого значимого содержания, не зависимо от того, какие средства при этом использовались – символические или образные.
[148] Хотя и те, и другие могут быть фантастическими, но они все равно состоят из знакомых нам компонентов. И тогда получается то же самое: непривычное сочетание привычного, знакомого, узнаваемого.
[149] Действительность здесь понимается широко: не только как действительность физического мира, но и как действительность всех типов миров, формирующихся на всю глубину взаимодействия и взаимопроникновения энергий ян и инь.
[150] Очень характерную оценку перспективы обладания “паранормальными способностями” дает М.-Л. фон Франц, анализируя судьбу героини одной из волшебных сказок: “После встречи с лунным духом у нашей героини открывается способность видеть религиозные обряды и жертвоприношения, совершающиеся внизу, на Земле. Иными словами, подобно провидцам, она видит то, чего не видят другие, и ей грозит перспектива стать ясновидящей, с неизбежной в таких случаях долей безумия” (курсив мой – И.Б.). – Франц М.-Л. фон. Психология сказки. СПб., 1998. С. 191.
[151] Чтобы было понятнее, что имеется в виду, рассмотрим символ спирали. Что он означает? Является ли он изображением некоего существа (подобно тому, как иногда говорят “символ быка”, “символ оленя”) или же это абстрактное изображение (например, вроде зигзага)? Я думаю, большинство из нас склонны думать, что абстрактное. Но, как выяснилось, в глубинах океана живет существо (люминофора), имеющее вид спирали в пространственном представлении. Наверное, если бы мы это знали заранее, мы бы назвали символ спирали изображением люминофоры (ведь похоже!). Вероятно, именно этот соблазн (считать символом похожий реальный объект) реализуется, когда мы начинаем говорить, что змея – символ мудрости, бык – символ мужской производительной силы и т.п. Так и получается, что знакомые человеку из его повседневного опыта существа начинают рассматриваться как символы. На самом же деле, символ выражает знание о природе некой универсальной силы. Просто ее репрезентация специфически человеческими средствами напоминает то или иное существо, знакомое нам из взаимодействия с поверхностной реальностью. Поэтому иногда и путаются из-за этого, говоря, что это “символ оленя”, а это “символ быка”.
[152] Термин, используемый в буддийской традиции для характеристики обычного режима функционирования бодрствующего сознания.
[153] Голан А. Символ и миф. М., Иерусалим. 1994. С. 23.
[154] Там же. С. 24.
[155] Там же. С. 252.
[156] Мне эта ситуация напоминает ту, которая существовала в теологии, когда специалисты спорили по поводу того, сколько ангелов может поместиться на конце иглы: в принципе, и обсуждать этот вопрос можно (если возникает, почему не обсудить?), и доказать ничего нельзя. Но в науке это не очень хорошая ситуация.
[157] Термин, обозначающий в концепции М.-Л. фон Франц бессознательное мировоззрение.
[158] Франц фон М.-Л. Психология сказки. М., 1998. С. 186-187.
[159] Техника амплификации (расширения содержания) предложена Юнгом. Предполагает уточнение значения символа, который встретился человеку либо в сновидении, либо в дневной фантазии, за счет сопоставления содержания пережитого человеком с общекультурной мифологией и с его собственным жизненным опытом.
[160] Там же. С. 217.
[161] Вот как об этом пишет американский аналитический психолог, многолетний директор института Юнга в Цюрихе, Дж.Хиллман: “Так как образы фантазии являются основой сознания, мы ищем их в психотерапии. Фантазии, как таковые, могут и не возникнуть. Пациенты зачастую "не имеют фантазий". Кроме того, фантазии могут принимать вид планов, отчетов о самих себе, обрывков из общедоступной массовой культуры, особенно их очаровавших, проявиться в личных ненавистях и страстных желаниях, в любых взаимоотношениях. Психотерапевт выслушивает этот материал метафорически, образно, пытаясь прежде всего "до-слушаться" до фантазии, чем до буквального содержания… Мы различаем части личности, опрашивая каждое чувство, мнение, реакцию, к какому комплексу они принадлежат. "Кто сейчас говорит? Мать, герой, мудрый старец?" Мы пытаемся развивать знание самого себя через знание различных общностей, говорящих через рупор эго. Только сделав их отчетливо различимыми и идентифицировав их, человек оказывается способным увидеть и понять, кто есть он сам”. – Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. С. 49.
[162] Понятие образа, как фундаментальной составляющей человеческой души и подлинного объекта психотерапевтической деятельности, наиболее полно разработано в архетипической психологии. Вот что об этом пишет Дж.Хиллман: “Образ служит той данностью, с которой начинается архетипическая психология. Юнг отождествляет образ с психическим… Этот принцип был разработан в архетипической психологии для обозначения того факта, что душа состоит из образов и преимущественно представляет собой деятельность воображения, которая в первозданном, парадигматическом виде представлена сновидением… Источником образов – образов-сновидений, образов-фантазий, поэтических образов – служит спонтанная деятельность самой души. Поэтому в архетипической психологии термин "образ" не относится к послеобразу, т.е. к результату ощущений и восприятий. Не означает "образ" и ментальной конструкции, представляющей в символической форме некоторые идеи и чувства, выражением которых служит данный образ. В действительности образ соотносится только с самим собой… Как и в сновидениях, образы приходят и уходят по своему соизволению, следуя своему ритму, в рамках внутренней специфики своих собственных отношений независимо от личностной психодинамики. Фактически образы являются той основой, которая обеспечивает возможность реализации такой психодинамики”. – Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. С. 62-64.
[163] Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М., 1997. С. 49-50.
[164] Криппнер Ст., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. М., 1997. С. 44-45.
[165] Там же. С. 42.
[166] “Анализ любого комплекса показывает, что он состоит из личный ассоциаций и их личных же переживаний. Но Юнг признавал, что энергия, которую может мобилизовать комплекс, автономность его поведения и архаический универсальный характер его образного представления, не могут быть объяснены всецело через личный опыт. Он, таким образом, выдвинул гипотезу, что сердцевина комплекса имеет архетипическую природу, и что личностный материал собирается группами и организуется архетипическим образом, и заряжается инстинктивной энергией на соматическом уровне. Например, мой материнский комплекс выстроен на моих переживаниях, связанных с моей матерью и на моих отношениях с ее миром. Но паттернизация этих переживаний и огромный эмоциональный заряд, который этот паттерн в себе несет, относятся к архетипической великой матери и к инстинктивным желаниям, табу и магии, вовлеченным в отношения мать-сын, наряду с богатыми коллективными фантазиями и ролями, которые имеют дело с природой, воспитанием, кормлением, ростом, защитой, предохранением, заботливостью и т.д.” – Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 48.
[167] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2.
[168] См.: О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. СПб., М., 1996.
[169] Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 359-364.
[170] См. данные Т.А.Доброхотовой и Н.Н.Брагиной. Исследовательницы отмечают, что “у левшей галлюцинации отличаются не только тем, что во много раз чаще, чем у правшей, и мало или вовсе не зависимы от стороны поражения мозга. Для них характерна тенденция к сочетанию различных галлюцинаций – зрительных, слуховых, осязательных (особо часто возникающих), обонятельных, вкусовых. Представлены еще другие галлюцинации, которые невозможно отнести к какой-либо сенсорной модальности (будто у таких левшей не пять, а больше органов чувств). В своей совокупности эти галлюцинации создают ощущение присутствия “постороннего человека”, которого левша “воспринимает” слухом, зрением, осязанием и такими ощущениями, как колебания воздуха, вызываемые “дыханием” того человека, шевеления волос на затылке, прикосновения рукой и т.д. Чаще всего левши “ощущают” человека сзади себя. По силе переживания галлюцинации левши почти равны восприятию реальных событий. Они отличаются еще ритмичностью: появляются и исчезают, повторяясь “сотни раз”…
У левшей нами описаны не встречающиеся у правшей феномены, приводившие нас в замешательство, представлявшиеся необъяснимыми. В них речь идет как бы об иных, чем у правшей, способностях восприятия мира. Как будет видно, сенсорные сферы различной модальности у левшей будто недостаточно дифференцированы, неотграничены и способны к “взаимопомощи”. Среди этих феноменов кожно-оптическое чувство: больные могли “читать”, “видеть” кожей, чаще, пальцев рук; осязанием они иногда различали соленое и сладкое. Другое явление, испытываемое левшами пароксизмально (в момент приступа), названо феноменом расширения зрительного пространства: больные становились способными видеть то, что располагалось явно за пределами досягаемого зрением пространства; больные видели, например, объекты, находившиеся сзади них. Наиболее интригующим представляется феномен предвосхищения, также возникающий пароксизмально: во время приступа больные оказывались способными видеть, слышать (воспринимать с помощью органов чувств) события будущего времени. Описан феномен обратной последовательности устной и письменной речи… Описаны разные формы зеркальной деятельности – письмо, чтение, восприятие, рисование, движение, представление. Некоторые из них – письмо, восприятие – отмечены и у здоровых левшей. Так, зеркальное восприятие возникало в полете у летчиков-левшей: крен самолета влево они воспринимали как крен вправо, и их действия по управлению машиной, предпринимавшиеся соответственно собственному восприятию, приводили к аварийной ситуации”. – Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Проблема “мозг-сознание” в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга // Мозг и сознание. М., 1990. С. 87-88.
[171] Больные с определенного типа патологиями, а также люди с некоторыми личностными особенностями, спонтанно имеют облегченный доступ к такого рода содержаниям.
[172] В концепции М.-Л. фон Франц этот термин обозначает бессознательное мировоззрение.
[173] Франц М.-Л. фон. Психология сказки. С. 290.
[174] Иначе у нее не будет возможности оставить пропорционально большее число потомков.
[175] Об этом, как мне кажется, свидетельствует феномен неотении, когда зародыш данного вида оказывается больше похож на своего эволюционно более позднего собрата, чем на взрослый вариант особи своего же вида. И вот почему. Поскольку я полагаю, что эмбриогенез отражает ту фазу эволюции человека как вида, которая протекала на уровне действия универсальных сил, то эмбрион – это материальное воплощение (воплощение в веществе-носителе нашего мира) того структурного оптимума, который был получен на глубинном уровне. Взрослая же особь, в соответствии с таким представлением, являет собой результат эволюции структуры уже в нашем мире. Детеныш шимпанзе больше похож на взрослого человека, чем на взрослого шимпанзе потому, что сам процесс материализации (воплощения в физический мир) изменяет первоначальную представленность энергий.